СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ




Задание 25 ЕГЭ-2020. Теория

Средства связи предложений в тексте

Формулировка задания

Среди предложений 20–39 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью.... Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Теория

 

Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой.

 

Как определить средство связи? ( Моё объяснение вам у школьной доски)

Приём, который работает во многих случаях

Рассматривая два предложения и выясняя, какое средство их связывает, попробуйте «закрыть» первое из двух, прочитайте только второе (не вникая в содержание первого, то есть предыдущего). А теперь подумайте, какое слово второго предложения «выталкивает» нас в предыдущий контекст, требует найти «расшифровку» в первом из двух предложений. Это слово и будет средством связи двух предложений, оно как будто не даёт второму предложению существовать без первого.

Этот приём срабатывает не всегда. Например, лексический повтор, синонимы, антонимы и др. вы сможете обнаружить только при последовательном прочтении предложений. А вот если в качестве средств связи используются союзы, частицы, местоимения, наречия, вводные слова, неполные предложения, то этот приём станет для вас палочкой-выручалочкой.

Например. Рассмотрим небольшой текст, данный ниже курсивом. Закрываем первое предложение, читаем только второе. Чтобы вполне понять его содержание, какое слово заставляет вас обратиться к первому предложению? Конечно, указательное местоимение «этих » («в этих условиях» = в условиях «дистанционного обучения»), оно и будет средством связи первого предложения со вторым. Теперь прочитайте третье предложение как бы обособленно от предыдущего. Какое слово (или какие слова) возвращает(-ют) вас к предыдущему предложению, не даёт(-ют) существовать этому (третьему) предложению отдельно от предыдущего? Конечно, союз «однако » и притяжательное местоимение «их » = (чьё?) учеников. Это и есть средства связи.

(1)Школа перешла на дистанционное обучение. (2)В этих условиях моим ученикам приходится нелегко. (3)Однако их трудолюбие и упорство помогут преодолеть все трудности на пути к цели.

Помните, что если в задании указывается определённая часть речи, то вам требуется не просто «попадание» в указанную часть речи: важно, чтобы это слово одновременно являлось СРЕДСТВОМ СВЯЗИ двух предложений, то есть чтобы это слово «выталкивало» вас в предыдущий контекст и там находило своё «объяснение».

Например, в указанном выше примере вам предложили бы найти притяжательное местоимение в качестве средства связи. Притяжательное местоимение есть и во втором предложении (моим), и в третьем предложении (их). Какой же из двух вариантов станет решением этой задачи? Воспользуйтесь описанным выше приёмом – и вы убедитесь, что местоимение «моим » не заставляет вас обращаться к предыдущему предложению, значит, оно не является средством связи, хотя это и притяжательное местоимение, то есть та самая часть речи, которая указана в условии. А вот «их » – чьё это «их »? Возвращаемся к предыдущему предложению и понимаем, что речь идёт об учениках. Значит, именно в третьем предложении притяжательное местоимение является СРЕДСТВОМ СВЯЗИ.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

I. Лексические средства   1) Лексический повтор (в том числе однокоренные слова)   2) Синонимы (в том числе контекстные)   3) Антонимы(в том числе контекстные)     4) Описательный оборот   Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному.   Мимо плыли полянки... Убегали овраги...   Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед.   Над головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
II. Морфологические средства 1) Союзы, союзные слова, частицы   2) Местоимения: -личные -указательные   3) Наречия Местоименные наречия   4) Степени сравнения прилагательных и наречий     За окном опять метель. Зато на печке- то как тепло да уютно.   Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. Вдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда)     Хороша была Танюша. Краше не было в селе.    
III. Синтаксические средства 1) Синтаксический параллелизм -схожее строение рядом стоящих предложений.   2) Парцелляция (расчленение конструкции, разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения)   3) Неполные предложения   4) Вводные слова и предложения   Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. (Обстоятельство места + сказуемое + подлежащее)   Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.   О чем мы говорили? О разном.   Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное...

Вспомним важные моменты из морфологии.

Местоимение

Кто? Что? – Какой? Каков? Чей? – Сколько? Который?

Разряды:  
1) Личные я, мы; ты, вы; он(о,а), они
2) Возвратное себя
3) Притяжательные (чей?) мой, наш...
4) Указательные: тот, это, такой …
5) Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой – всего 8, выучить
6) Вопросительные: в вопросительном предложении – вопросы к именам: кто? что? какой? каков? чей? сколько? который?
7) Относительные = вопросительные, но для связи частей СПП: Интересно знать, что вы делаете.
8) Отрицательные не-, ни- + вопрос: никто, ничто, некого, нечего (НЕ - ударное, НИ - безударное)
9) Неопределенные не-, кое-, -то, -либо, -нибудь + вопрос: некто, кое-что, чей-либо

Частицы модальные

ли, разве, неужели, вот, вон, именно, как раз, только, лишь, исключительно, что за, как, вряд ли, едва ли, даже, ведь, почти, просто, прямо, чуть не, решительно, хоть бы, ну и, о, да, нет, мол, дескать, якобы, уж, все-таки, же, -ка...

Алгоритм выполнения

1) Внимательно прочитайте задание. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано "найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ И ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом.

2) Внимательно прочитайте фрагмент текста.

3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения.

4) Выберите то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании. Запишите его номер в ответной строке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: