Итак, наступает время, когда можно начинать переходить от запросов к потребностям.
Помните:
1. Кто задает вопросы, тот управляет беседой. Если нужно, спросите: «Можно, я задам нам несколько вопросов, чтобы лучше определиться с выбором?»
2. Задавайте по одному вопросу! После каждого ответа делай те паузу. Дайте покупателю возможность ответить на вопрос. Не пытайтесь ответить на вопрос за него.
3. Выслушайте покупателя до конца. Не думайте, что вы все поняли уже на середине его ответа. Обязательно уточните сказанное.
4. Задавайте вопросы спокойно. Это не допрос, это ваш интерес к покупателю. Старайтесь задавать их настолько быстро и настолько громко, как говорит сам покупатель. Подводите промежуточные итоги. Положительно подкрепляйте (кивком головы, улыбкой, словами) любые слова покупателей, помогающие ему сделать выбор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
ВИДЫВОПРОСОВ
Следующая классификация вопросов практически всегда используется на тренингах продаж. Она действительно полезна, так как помогает осознанно строить беседу. Но не нужно на ней зацикливаться (равно как и использовать более развернутую классификацию). Ведь наша цель не задать «такой хитрый открытый вопрос, что покупатель сразу все купит», а построить беседу таким образом, чтобы подобрать нужную покупателю вещь. Будьте естественны. Ведите беседу так, как будто вы общаетесь с другом или знакомым и помогаете ему совершать покупки. А какой вид вопроса вы зададите это уже дело десятое.
Открытые вопросы позволяют получить развернутый ответ от покупателя, дают ему возможность высказать свое мнение, способствуют вовлечению покупателя в разговор. Начинаются со слов «кто», «где», «когда», «какой», «сколько», «зачем» и т. п., помогают собрать информацию. Например: «Какой цвет вам больше нравится?» Открытые вопросы – один из основных инструментов профессионала активной продажи.
|
Закрытые вопросы конструируются с помощью частицы «ли» («нравится ли вам этот цвет?»), предполагают ответы: «да», «нет», «не знаю». Закрытые вопросы помогают направить разговор в нужное русло или сократить его. Они уточняют потребности покупателя.
Альтернативные вопросы предлагают выбрать из двух или более вариантов ответа. Активно используются в начале разговора, например: «Вы выбираете шубу себе или присматриваете для кого-нибудь?» Удобны также при завершении беседы, так как помогают определиться: «Возьмете куртку или шапку тоже?»
Вопросы-связки – это такие хитрые закрытые вопросы, с которыми нельзя не согласиться. Например: «Ведь так приятно сделать себе подарок, верно?» или: «В этой куртке же сразу привлечете к себе внимание, не так ли?»
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Они состоят из утвердительной фразы, с которой нельзя не согласиться, и вопросительной части – связки: «Правда?», «Не так ли?», «Вы согласны?» Позволяют получить ответ «да» от покупателя.
Не переусердствуйте с вопросами связками. И также помните, что саму связку можно не проговаривать. Достаточно произнести утвердительную часть, посмотреть в глаза покупателю и слегка кивнуть головой в знак подтверждения,
Еще один важный момент. С помощью вопросов не забудьте уточнить критерии выбора покупателем той или иной вещи. Например, яркая расцветка что значит «яркая»: красно-оранжевая или желто-голубая? А может быть, для данного посетителя «яркая» означает бордовая или зеленая, так как обычно он носит серое и черное.
|
КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ
Умение слушать – очень важный навык профессионала активной продажи. Он необходим для расположения к себе покупателя и создания доверительной атмосферы.
Как слушать активно
1. «Ага-угуканье»: вы показываете голосом, что слушаете, что слова собеседника вам интересны. Ваши слова подкрепляются кивком головы и наклоном тела вперед.
2. Эхо повторение слов собеседника. Можно просто повторять конец фразы собеседника, а можно выделять смысловую часть сказанного; это позволяет структурировать речь тех покупателей, которые говорят быстро, сбивчиво и не всегда по теме.
Например:
- У моего мужа день рождения, я не знаю, что ему подарить, но думаю, что лучше что-то из одежды на каждый день...
- Одежда на каждый день... Рубашки посмотрим или свитера?
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
3. Парафраз – пересказ сказанного своими словами. Вы начинаете предложение со слов «то есть».
Например:
- У моего мужа день рождения, я не знаю, что ему подарить, но думаю, что лучше что-то из одежды на каждый день...
- То есть что-то Практичное и удобное.
4. Уточняющие вопросы: чтобы не только уточнить сказанное, но и проявить интерес к тому, что пытается донести до вас собеседник.
Например:
- У моего мужа день рождения, я не знаю, что ему подарить, но думаю, что луцше что-то из одежды на каждый день...
- А что он предпочитает носить, когда не на работе? Какие цвета и фасоны ему нравятся?
5. Похвала, которая подтверждает правильность выбора (запроса) покупателя.