Русский Север с древнейших времен до 17 века
Земля
Под Русским Севером обычно подразумевается обширная территория на севере Европейской части страны, включающая в себя земли нынешних Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми. К Русскому Северу в прошлом относилась и Вятская земля (нынешняя Кировская область), а также относящийся ныне к Уралу Пермский край. Строго говоря, к Русскому Северу в историческом смысле относятся и земли восточной части Ленинградской области. В настоящее время Русский Север относится к Северо-Западному Федеральному округу. Экономическая география также относит Север к части Северо-Западного экономического региона. Но в области истории, этнологии и культуры Север является самостоятельным уникальным краем.
Итак, Русский Север, это - особая историко-культурная и этнографическая область России. Интересно, что в конце XIX века были попытки называть Север Голубой Русью, или Голубороссией (по аналогии с Белой, Черной и Червонной Русью).
Русский Север стал первой географической областью, которая вошла в состав древней русской государственности в результате колонизации. В начале русской колонизации этот край назывался Заволочьем. С XVI века утвердилось название Поморье. В имперскую эпоху название Поморье постепенно стало заменяться сугубо географическим названием «Север».
Этот край лежит в бассейнах рек Северной Двины, Онеги, Мезени, Печоры, и обширного края озер, среди которых Ладожское, Белое и Онежское. Упирается Русский Север в моря Северного Ледовитого океана. В силу отдаленности от Атлантического океана климат Русского Севера - самый суровый в Европе. Суровость климата усиливается в северо-восточном направлении от Вологды к низовьям Печоры. При этом заполярное побережье Баренцева моря у берегов Кольского полуострова (Мурманская область) благодаря заходящей сюда ветви Гольфстрима не замерзает и зимой. Зато находящееся южнее Белое море покрыто льдом 6-9 месяцев в году. Вплоть до Полярного круга вся территория края покрыта хвойными лесами, в которых в западной части края преобладает сосна, в восточной - ель. За Полярным кругом начинается тундра, охватывающая также и наиболее близкие к материку острова. Наиболее отдаленные острова - северная часть Новой Земли и Земля Франца-Иосифа - покрыты ледниками.
|
Низкие температуры и густая растительность в таежной зоне способствуют низкой испаряемости, что привело к огромной заболоченности края. Не случайно очень долго в крае почти не было сухопутных путей. Реки были до появления железных дорог единственными путями сообщений.
1 Рис. Северная часть Европейского континента
Двинские земли Заволочья
Само по себе грандиозное продвижение русских на север почти не отражено в летописях и свидетельствах. Как отмечал великий историк С. М. Соловьев, «каким образом Двинская область получила русское народонаселение и стала владением Великого Новгорода - все это произошло тихо, незаметно для историка». В самом деле, древние летописцы, подробно описывающие грандиозные битвы, подвиги и преступления, как-то не заметили медленного, лишенного шума «великих деяний», движения на север.
К Северному Ледовитому океану наши предки вышли около тысячи лет назад. Осваивая зону лиственных лесов, славяне долгое время не выходили за пределы этой области, годной для земледелия, протянувшейся от Чудского озера, южного берега Ладожского озера и до линии современного Волго-Балтийского пути по рекам Шексне, Белому озеру и до Волги. Ранее по линии Волго-Балтийского пути шел речной путь, часть которого приходилась на волоки. По этой причине земли к северу от водораздела Волги называли Заволочьем (впервые это географическое понятие употреблено в 1078 году). Далее на север лежала тайга.
|
Коренных обитателей Заволочья русские называли «чудью заволоцкой» (или «заволочской»).
Достигли южной границы тайги славяне уже в V-VI веке. Поселения славян того времени найдены на реках Чагодоще, Кобоже, Колпи, Мологе (в пределах нынешних Ленинградской и Вологодской областей). Вслед за этим славяне медленно начали проникать вглубь тайги, распространяя впервые в этих местах земледелие, завязывая торговые отношения с заволоцкой чудью, жившей еще в каменном веке. Под 862 годом летописи упоминают город Белоозеро, в котором князем сел брат Рюрика Синеус.
Самым древним из северных русских городов времен рождения государства на Руси была, кроме упомянутого Белоозера, также Ладога. Оба этих города были весьма молодыми по времени существования, причем кроме славян, в населении окрестных земель в IX веке преобладали аборигены. Позднее, в 1238 году, возникло самостоятельное Белозерское княжество, входившее в состав Великого княжества Владимирского.
В эпоху Киевской Руси продвижение на север ускорилось. Уже в IX-X веках охотники, купцы, пахари, проникая по рекам на сотни километров в неведомые земли, вышли на берега Студеного моря, как называли русские Северный Ледовитый океан. Полярные моря в древности иногда называли еще «Дышащим морем», поскольку русских первопроходцев поразили приливы, доходящие до 10 метров, почти не знакомые им на спокойных реках и озерах Руси.
|
Начавшийся с середины ХI века распад Киевской Руси на уделы, как ни парадоксально, только подхлестнул государственную колонизацию севера. Господин Великий Новгород посылал в далекие походы на легких долбленых лодках - ушкуях ватаги добрых молодцев. По названию лодок их так и называли - ушкуйниками. Выступая сразу в ролях первооткрывателей неведомых землиц, торговцев, миссионеров, охотников за пушным зверем и первопоселенцев, ушкуйники в короткий срок исследовали и покорили обширные территории от Ботнического залива Балтики до Уральских гор. Возможно, если бы не монголо-татарское нашествие, освоение русскими Сибири началось бы лет за 300 до Ермака.
В летописных записях первой половины XI века встречаются первые упоминания о проникновении предприимчивых новгородцев за Уральские горы. В 1032 году новгородцы под начальством некоего Глеба ходили к Железным Воротам (возможно, пролив Карские Ворота или какой-то из проходов через Урал). В 1079 г на северном Урале погиб новгородский князь Глеб Святославович, внук Ярослава Мудрого. Позднее имеются указания, что новгородцы за данью «ходиша люди старин за Югру и Самоедь». Уже в те годы упоминалось под именем Лукоморья прибрежье у Карского залива.
Какими путями двигались новгородцы на север? Плывя по Волхову и Свири, новгородцы проникали в Онежское озеро. Далее на север шло несколько путей. Первый из них проходил рекой Водлою, которая впадает в Кенозеро, а далее рекою Кеной на Онегу и Онежскую губу Белого моря. Второй путь шел по Вытегре, впадающей в Онежское озеро, откуда волоком шли до озера Лаче (где стоит Каргополь) и оттуда попадали на Онегу. С Белого озера волоком можно было попасть на Сухону, приток Северной Двины. В дальнейшем появился еще ряд путей.
Поселившиеся на берегах Студеного моря новгородцы очень быстро овладели морским делом и уже в XI веке стали совершать далекие плавания за Полярный круг. Новгородец Гюрята Рогович в 1096 году рассказывал летописцу о плавании его «отрока» (доверенного слуги) на Печору, причем этот отрок проплыл также мимо архипелага Новая Земля через пролив Карские ворота. Под 1114 годом в «Повести временных лет» приводятся рассказы старых ладожан об их дальних походах «за Югру» и «за Самоядь» (то есть к горлу Белого моря), относящихся еще к временам Ярослава Мудрого.
В 1137 году в Уставной грамоте новгородского князя был составлен список новгородских погостов (поселений и пунктов сбора дани) в Заволочье. Многие перечисленные там населенные пункты существуют и по сей день. Так, в грамоте упомянуты Тудоров Погост, Вельск, Векшеньга, Тотьма, и другие поселения, которые и ныне можно найти в Вологодской области. В 1147 году новгородцы основали на волоке между реками Шексна и Сухона Вологду.
2 Рис. Новгородская земля в XII веке.
Богатства, которые получал Великий Новгород от своих северных владений, и вызвало стремление у могущественных князей Ростово-Суздальской земли (или Владимиро-Суздальской, поскольку Владимир стал столицей княжества, а затем и всей Руси) также принять участие в освоении северных земель. Поскольку они лежали ниже Ростово-Суздальской земли, то суздальцы их назвали Низовыми землями. Ростовцы шли в Заволочье по средней Сухоне, мимо новгородского поселения Тотьма, далее по Вагу и Кокшеньге к реке Юг. Между ростовцами и новгородцами стали происходить военные столкновения. Так, в 1149 году, согласно летописи, новгородцы и суздальцы сражались друг с другом. В 1166 году поход в Заволочье на Двину князя Мстислава, сына Андрея Боголюбского вызвал жестокую войну между Господином Великим Новгородом и Владимиро-Суздальским княжеством.
В 1212 году в устье реки возник город Великий Устюг, ставший центром владений владимиро-суздальских князей на севере. В целом, выходцы с ростовских земель («низовцы») поселились на верхней Двине, по реке Сухоне. Находящиеся далеко от владений Великого князя, устюжане сами стали вести себя совершенно самостоятельно, как и новгородцы, ведя независимую политику. Так, в 1322 году устюжане «заратились» (то есть воевали) с новгородцами, не обращая внимания на союз ростовского князя, подданными которого они являлись, с Новгородом. Аналогичные события произошли в 1329 году.
Интересно, что до сих пор на Русском Севере среди местных жителей сохраняется память о том, из каких мест древней Руси прибыли их предки. Так, верховье Северной Двины до сих пор жителями Архангельской области именуется Ростовщиной, поскольку населяют ее потомки ростовцев. Зато жители Обонежья (берегов Онежского озера), Беломорья и Двинских земель помнят о своем новгородском происхождении.
В культурном плане на Русском Севере долго сохранялись различия между новгородскими и ростово-суздальскими землями. Иконы и фрески в северных городах XVII века по-прежнему сохраняли определенные художественные различия тех мест, откуда за несколько веков прибывали переселенцы. В Белозерске (прежнем древнем Белоозере) и Вологде они носили чисто новгородский характер, в Тотьме и Великом Устюге соответствовали ростовским традициям.
Отдаленность и слабая заселенность северных земель привели к тому, что вплоть до падения Новгородской республики многие земли и города края находились в совместном владении великих князей Владимирских и Новгорода, как, например, Вологда и Пермь.
Коренные жители Севера, «чудь заволоцкая», стояли на еще более первобытной ступени развития, чем чудь Залесской Руси. В этническом смысле большинство аборигенов севера относились к финно-угорским этносам, почему новгородцы и называли их чудью. Среди них выделялись лопари (ныне саамы), в наши дни обитающие в ряде районов Мурманской области, но во время новгородского продвижения на Север занимавшие обширную территорию от Ладожского и Онежского озер до Баренцева моря. Вокруг Белого озера жила весь (потомками которой являются вепсы). На Двине жила емь (от которой поныне остались названия реки Емцы и города Емецк). Восточнее проживали предки современных коми и коми-пермяков. Вблизи Уральских гор и по течению Печоры находились племена югры (их потомки, угорские этносы ханты и манси, позднее отошли на восток и живут в западной Сибири, в низовьях Оби). Наконец, в тундре обитали самодийские племена предков ненцев, которых русские называли Самоядью (самоедами). Как видим, под заволоцкой чудью подразумевались весьма разнообразные этносы. Интересно, что заволоцкую чудь (или ее часть) называли также чудью белоглазой. «Белоглазость» чуди, вероятно, объяснялась слабой пигментацией глаз, что нередко встречается у некоторых представителей прибалтийско-финских этносов. К тому же заволоцкая чудь покрывала лица краской или татуировкой (в былинах и преданиях русских поморов Кеми чудь иногда называют краснокожей!), что только усиливало «белоглазость» чуди.
Русских переселенцев неприятно поражали некоторые бытовые обычаи чуди. Например, среди чуди было распространено «сыроядение» (то есть поедание сырого мяса и рыбы), и даже каннибализм.
Колонизация севера новгородцами и ростовцами не всегда была мирной. Об этом свидетельствует историческая память русского населения Архангельской области. Еще в середине XX в. на Пинеге и Мезени помнили, что, например, у деревни Резя новгородцы долго «резались» с чудью, и что на реке Поганце было еще более упорное сражение с «погаными». Местные жители даже еще помнили, где пролегала «ратная дорога», по которой отступала чудь, где находились укрепленные городки чуди, и откуда именно она пускала стрелы в наступавших новгородцев. В легенде русской деревни Чучепала на реке Мезени происхождение названия деревни объяснялось тем, что во время битвы с чудью на льду реки русские сумели ловко заманить чудь на заранее подготовленную прорубь и потопили ее. И поныне на Мезени существует плес (то есть участок реки, более глубокий по сравнению с расположенными рядом), который называется Кровавым, в котором, по воспоминанию жителей Чучепалы, и «пала» чуча, местная чудь. (Кстати, подобный тактический прием применил во время Ледового Побоища 1242 года Александр Невский).
Впрочем, нередко и сама чудь делала опустошительные набеги на русские поселения. В преданиях Каргопольского уезда, записанных в XVIII веке академиком П. Б. Иноходцевым, говорилось о том, что «белоглазая чудь» постоянно грабила местные земли. «Древнейшие люди сего края - поганые сыроеды и белоглазая чудь, кои приходя в пределы Белозерские, делали великие опустошения: поджигали селения, младенцев пожирали, взрослых и престарелых разнообразно умервщляли «, говорилось в летописи. Эти набеги продолжались до того времени, пока некий князь Вячеслав (о котором, впрочем, ничего не сообщают летописи) не прогнал их.
В «житиях» святых упомянуты убитые чудскими язычниками Андриян Ондрусовский, Макарий Вышкоезерский и ряд других святых мучеников.
В сборнике Кирши Данилова, первом сборнике русских былин, опубликованном в 1804 году, но составленном значительно раньше, в XVIII веке, была и былина «Как Добрыня чудь покорил». Вероятно, какие-то бои с чудью русским в древние, «былинные», времена, действительно приходилось вести.
Среди преданий Русского Севера была легенда о том, как на Курострове близ Холмогор стоял золотой идол чуди, который украли новгородцы.
Однако все выше перечисленные факты были лишь исключением из правил. В целом колонизация русскими Заволочья носила мирный характер. Показателем этого является то, что русские поселения не имели никаких укреплений. В могильниках было найдено очень мало оружия.
Не менее показателен такой факт. Все крупные реки, по берегам которой жили прежде финно-угры, носили нерусское название - Онега, Печора, Мезень, Пинега, Сухона. Зато мелкие реки, в том числе притоки перечисленных, незаселенные бродячими финскими охотниками, освоенные много веков спустя русскими, носили славянские названия - Устья, Паломица, Медведица.
Чудь жила на севере вплоть до XVI века, а отдельные группы чуди существовали еще до XIX столетия. Еще в XIV-XV веках существовало множество чудских поселений, располагавшиеся в основном в глухих лесах, возле мелких речушек, в то время как по важнейшим водным «улицам»: Северной Двине, Онеге и Ваге - широко разливались волны русской крестьянской и монастырской колонизации. В летописях XV века совершенно определенно различаются «двиняне» (то есть русские, живущие по Северной Двине) и «заволочане» (аборигены из числа заволоцкой чуди). Но уже в эпоху Ивана Грозного летописи часто употребляют о пустых чудских городищах, заброшенных чудских копях, о чудских «печищах» (то есть брошенных деревнях).
Исчезновение чуди породило на севере ряд легенд и преданий. В основном все они объясняют исчезновение чуди тем, что вся чудь «под землю ушла». Согласно преданиям, стала в тех местах расти белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями засыпались. Не случайно в словаре В. И. Даля приведена пословица: «чудь живьем закопалась». Вероятно, с Севера эти предания об исчезнувшей чуди в дальнейшем распространились на Урал и Сибирь.
3 Рис. Картина Н. К. Рериха «Чудь живьем закопалась», 1913 г, Новгородский историко-художественный музей.
В основе легенд о самозакапывании чуди, вероятно, сохранившиеся сведения о групповых самоубийствах чуди, не желавшей крестится, а также способ захоронения чудью своих умерших, которых действительно засыпали землей, подрубая стойки сруба. Натыкавшиеся на чудские кладбища, «чудские ямы», русские считали, что именно здесь вся чудь и закопалась в землю.
Вплоть до начала ХХ века на севере сохранялись суеверия, связанные с чудским местами - курганами, городищами, «ямами» (то есть местами захоронений), рощами, почитавшимися чудью священными, и пр. Местные жители уверяют, что под землей чудь сторожит свои сокровища, всячески препятствуя попыткам искать спрятанные чудские клады.
Разумеется, никакого истребления чуди русскими не было. Новгородцы и ростовцы были только заинтересованы в увеличении числа данников, равно как церковь была рада увеличить количество обращенных душ. В северных условиях не было никакого смысла обращать местных жителей в рабство.
Скорее всего, малочисленная и подвижная заволоцкая чудь частью ассимилировалась среди русских, частью отошла на запад, на земли современной Финляндии. Во всяком случае, в основу финского этноса легло слияние нескольких родственных племен - суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, та самая емь), и часть саамов (лопарей) и карел.
О том, как это происходило, мы можем узнать из жизнеописания монаха Лазаря, основавшего в середине XIV века на северо-восточном берегу Онежского озера, на маленьком острове, один из монастырей. По словам Лазаря, вокруг озера жили только лопари и чудь, язычники и страшные «сыроядцы». Несколько раз язычники избивали и изгоняли Лазаря с его острова и пытались убить. «Многи скорби и биение и раны претерпех от сих зверообразных мужей» - писал Лазарь. Случай помог Лазарю. Он вылечил сына одного из лопарских старшин, после чего его перестали гнать. Лопарский старшина со своими детьми принял христианство, затем крестились и некоторые другие лопари и чудь, а самые упорные в язычестве удалились из этих мест к Ледовитому океану.
Весь, проживавшая на обширной территории от Волхова до Верхнего Поволжья, вошедшая в состав Руси еще в IX веке, большей частью обрусела Правда, еще в начале XVI века западный путешественник С. Герберштейн застал весь, жившую по реке Шексне, вытекающей из Белого озера, отмечая, что ныне почти все говорят по-русски. От имени веси сохранились такие названия, как город Череповец (ранее Череповесь) и Весьегонск (Весь Егонская). Только в глухом лесном краю на границе Ленинградской и Вологодских областей сохранились прямые потомки веси - этнос вепсов.
Остатки заволоцкой чуди, крещеной в православие, перешедшей к земледелию и своим бытом и культурой практически ничем не отличавшейся от местных русских, существовали еще в середине XIX века. Так, в 1864 году чудь проживала вместе с русским населением в Архангельском, Холмогорском и Пинежском уездах. В деревне Чудиново, на реке Ваге, местные жители, полностью обрусевшие, помнили свое чудское происхождение еще в 40-х гг. ХХ века. Наконец, во время переписи 2002 года чудь была внесена как самостоятельная национальность под номером 351 в перечне национальностей и языков РФ. Некоторое количество жителей Пинежского района Архангельской области назвали себя чудью.
Зато на севере широко расселился еще один финский этнос - карелы. Исторически карелы жили в основном на Карельском перешейке. Войдя в состав Руси еще на заре ее государственности и приняв православие в 1227 году, карелы вместе с новгородцами начали расселяться в Заволочье. В начале XVII века, после того, как родина карелов отошла к Швеции, православные карелы в большей своей части переселились в пределы России. Так появились тверские карелы, тихвинские карелы, а земли между Онежским озером и Белым морем навсегда стали Карелией.
После падения Новгородской республики земли Русского Севера вошли в состав Московского государства. Примерно с середины XVI века за краем утвердилось название Поморье.
Вятская земля
Во второй половине XII века новгородцы и ростовцы начинают продвигаться в Предуралье. По реке Вятке (притоке Камы) простиралась Вятская земля. Здесь имелись достаточно плодородные почвы, окруженные труднопроходимыми лесами. Еще в 1143 году упоминается русский город Котельнич на реке Вятке. В 1174 году новгородские ушкуйники основали на реке Хлыновице город Хлынов (Вятка) и Никульчин. Вероятно, тогда же был основан город Орлов, (впервые упоминаемый в летописях только с 1459 года, но археологические данные свидетельствуют о том, что русское поселение существовало здесь на три века ранее). С этого времени начинается проникновение русских поселенцев на Вятку. Город Хлынов был городом с правильной уличной планировкой, бревенчатыми мостовыми и жилищами, похожими на новгородские. Хлынов возник на слиянии двух городищ: удмуртского, принадлежащего племени вятка, и русского в устье реки Хлыновицы, чем, вероятно, и объясняется двойное название города. Название «Вятка» официально город получил лишь в 1781 году, а в 1934 году был переименован в честь С. М. Кирова. Кроме этих городов, существовали волости, погосты и села.
Из-за своей отдаленности Вятская земля со столицей в Хлынове быстро превратилась в самостоятельное государство, став фактически еще одной русской республикой. Вятка формально признавала над собой власть Великого князя Владимирского, и одновременно Новгородской республики, но практически во всех своих делах вплоть до конца XV века была полностью самостоятельной.
Население Вятки занималось добычей пушнины, бортничеством и рыболовством. Государственный строй Вятки был своеобразным. Управляли республикой земские воеводы, администрацией на местах ведали подвойские.
Кроме русских, на Вятке проживали удмурты (вотяки), марийцы (черемисы). Видимо, влияние аборигенов сказывалось и в том, что на Вятке существовали многие языческие пережитки, в частности, многоженство.
Освоение Севера
Что же влекло новгородцев и ростовцев на север? В первую очередь главной ценностью для русских была пушнина. Можно представить себе масштабы пушного промысла в Заволочье XI-XIII веков по археологическим находкам в Великом Новгороде. Так, на найденных трех деревянных ящиках-цилиндрах, использовавшихся для опечатывания мешков, в которых складывалась пушнина, были вырезаны названия «Пинега», «Усть-Вага» и «Тихменьга» - имена известных северных рек. В берестяной грамоте N 724 содержится донесение какого-то Саввы, который рассказывает о конфликте при сборе дани на севере, и упоминаются песцы, меха которых должны были поступить в Новгород.
Помимо мехов, Заволочье привлекало русских обилием соли. В Уставной Грамоте 1137 года упоминаются «чрены» - железные чаны для выварки морской соли. С каждого такого «чрена» новгородскому архиепископу выплачивалась мера соли. Выпаренная из морской воды соль называлась «морянкой». Но на севере было много соляных источников, которых называли ключами. Северная соль высоко ценилась на Руси, и несколько веков была одним из основных хозяйственных занятий русских поселенцев. На солеварении поднялись и процветали северные города - Тотьма, Сольвычегодск, Ненокса.
Соловецкий монастырь (сама слово «Соловки» имеет корень «соль» в своем названии) имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. В XVII веке Соловецкий монастырь был главным поставщиком соли на внутренний российский рынок, продавая до 180 тыс пудов соли в год. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.
Еще одним северным промыслом, имевшим общерусское значение, было смолокурение. Смола употреблялась для смазки обуви, колес, дверей, в судостроении, кожевенном ремесле. Уже во второй половине XIV века смолу гнали на продажу во владениях новгородских бояр на реке Ваге. Смолу высокого качества гнали несколько позднее также в Холмогорах, Вельске, на Пинеге.
С выходом русских на берег Студеного моря началась масштабная добыча моржовой кости. Древнейшие из найденных в Новгороде изделий из моржового клыка найдены в слоях X - начала XI веков, что позволяет датировать время первого появления русских на берегах Северного Ледового океана. Помимо кости, морские животные ценились за свой жир. Добывались на Севере и ценные породы рыб.
Несколько позднее, в основном с XV века, на севере стал развиваться слюдяной промысел. Слюда использовалась для окон и фонарей. Русская слюда считалась лучшей в мире и была одной из крупных статей российского экспорта в допетровскую эпоху. В Западной Европе она называлась «мусковит».
На Севере также добывали жемчуг. В устьях небольших северных рек встречались жемчужные раковины. Много веков здесь шла промышленная добыча жемчуга, который стал самым распространенным на Руси ювелирным украшением. Начиная с глубокой древности, им расшивали одежду богатых и знатных русских людей, церковные облачения и предметы культа; крупным жемчугом украшали предметы светского и церковного обихода; из мелкого жемчуга делали ожерелья, венцы, им украшали пуговицы, булавки, кольца. На севере, где жемчуг был дешев и доступен, жемчужные украшения стали составной частью народного костюма. Мелкий жемчуг из рек русского Севера продавали на вес; речной жемчуг «немалы и хороши, и чисты» продавали поштучно. Известный гидролог первой половины XIX века Штукенберг писал: «Нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины». Жемчужные реки находились в Новгородской, Архангельской, Вологодской губерниях, в районах Онежского, Ладожского и Ильменьского озер, на Белом море и у прибрежий Северного Ледовитого океана.
В Кандалакшском заливе Белого моря добывали аметист.
В 1491 году для поиска серебряной и медной руды из Вологды на Печору отправилась экспедиция, возглавляемая государевыми людьми Андреем Петровым и Василием Болтиным. Экспедиция нашла серебряную и медную руды на притоке Печоры - Цильме. 1491 год принято считать началом горно-металлургической промышленности в России. К сожалению, цилемское месторождение оказалось бедным, и вскоре было заброшено.
Развивалось на севере кузнечное дело. Северные мастера отливали колокола, а затем и пушки. В Соловецком и Кирилло-Белозерском монастырях в XVI-XVII было налажено производство пушек. В 1679 году холмогорские оружейники получили заказ из Москвы на изготовление 2000 оружейных замков.
Бочками в Москву для освещения улиц столицы в середине XVI века доставлялась «Земляная кровь», то есть ухтинская нефть.
Разумеется, русские, как исконные землепашцы, и на севере занимались земледелием. Русский Север и поныне является регионом самого северного в мире земледелия. Вероятно, что уже самые первые переселенцы стали разводить огороды и заводить пашню. Вслед за ушкуйниками на Север стали продвигаться и крестьяне. Уже в начале XII века земли по реке Ваге, притоке Северной Двины, которые отличались плодородием, напоминая ополья центральной России, стали земледельческим регионом, снабжающим хлебом почти все Заволочье. В XV веке появилось не столько географическое, сколько экономическое понятие - Двинская земля. В нее включались земли по притокам Северной Двины, в первую очередь Ваге, а также земли по Пинеге, Мезени и далее на восток, до Печоры.
Другой сельскохозяйственной территорией стало Заонежье - обширный край, включающий в себя западное побережье Белого моря и левые притоки реки Онеги. Заонежье заселяли не только новгородцы, но и выходцы из ростовских земель. Центром Заонежья был Каргополь. Возникший примерно в середине XII века, Каргополь впервые упоминается в летописях только в 1380 году, когда каргопольский князь Глеб принял участие в Куликовской битве. Кстати, хотя, вероятно, основали город новгородцы, Каргополь стал владением ростово-суздальских князей, и сами каргополы считаются на Севере «ростовщиной».
Устремились на север также и новгородские, а также ростовские бояре, захватывая в краю обширные владения.
До нашего дня дошел любопытный документ - купчая от 1315 года, по которой чудские старшины Азика, Харагинец, Ровда и Игнатец, за 20 тысяч белок и 10 рублей уступили обширную территорию по Ваге новгородскому боярину Афанасию Даниловичу. В начале XV века самой крупной владелицей заонежских земель была знаменитая Марфа Борецкая, более известная как Марфа Посадница.
К концу независимости Новгородской республики на Двинских землях стояли более 50 поселков, основанных боярами. Следует заметить, что власти республики опасались возникновения в крае крупных земельных владений бояр, способных стать удельными князьками в этих отдаленных землях. Для получения земель в вотчину требовалось согласие новгородского веча или благословления митрополита. Лишь только могущественные роды новгородского боярства, занимавшие важнейшие республиканские посты, могли создать на севере свои вотчины.
Одновременно началась и монастырская колонизация. Первоначально на севере монастырских и церковных земель было мало. Но со второй половины XIV века, под влиянием деятельности Сергия Радонежского, начинается бурное развитие северных монастырей, занятых более колонизацией пустующих северных территорий, чем спасением душ своих насельников.
В 1397 году преподобный Кирилл, ученик Сергия Радонежского, основал монастырь на Белом озере (Кирилло-Белозерский). Его ученики в дальнейшем также основали ряд новых монастырей.
В целом в XIV столетии появились на свет такие монашеские обители, как Лявленский на Северной Двине, Кевроло-Воскресенский на Пинеге, Муромский на Кольском полуострове, Строкинская пустынь и Кирилло-Черногорский под Каргополем.
Особенную роль не только в религиозном, но и в хозяйственном и культурном развитии Севера сыграл Соловецкий монастырь, основанный в 1429 году монахами Германом и Савватием. В 1436 году, после смерти Савватия на Соловки прибыл инок Зосима, уроженец села Толвуй, который позднее на протяжении 26 лет возглавлял обитель, превратив ее в один из духовных центров Руси. В дальнейшем монастырь стал одним из самых богатых в стране. Монастырь ежегодно выплачивал в царскую казну огромную сумму в 4 тысячи рублей (в эпоху, когда годовое жалование служилого человека составляло 5 рублей!). Соловецкие монахи создали на редкость эффективную систему хозяйствования в северных условиях. На Соловках выращивались даже арбузы, персики, мандарины, виноград!
Значительную роль в истории двинских земель сыграл также Антониев-Сийский монастырь, основанный уроженцем села Кехта на Северной Двине Антонием примерно в 1520 году, на реке Сии, притоке Северной Двины, в Холмогорском районе Архангельской области. На Кольском полуострове в Печенге Трифон около 1533 года основал монастырь, ставший центром культуры за Полярным кругом.
Об уровне монастырского хозяйствования свидетельствует такой скучный статистический показатель, как урожайность на монастырских землях в условиях северного климата на скудных почвах. Так, на расположенном севернее Великого Устюга Троице Гледенском монастыре, где 87 % почв классифицировались как «худые», а оставшиеся 13 % - как «средние», урожайность ржи составляла сам-5 и сам-6. Интересно, что на черноземном юге на государевой десятинной пашне урожай ржи был сам-2,5! Все это объяснялось тем, что монахи использовали самую передовую для того времени агротехнику. Имело также значение и то, что монастырские крестьяне были несравненно более свободными, чем подневольные труженики плодородного Черноземья.
Соловецкие монахи сами были неутомимыми изобретателями. Некий старец Тарасий научил отделять в рассоле соль от воды. Соловецкий игумен Филипп использовал в хозяйстве особую сеялку, управляемую одним человеком.
Северные монастыри не только были важнейшими религиозными, хозяйственными и культурными центрами. Не менее важно то обстоятельство, что монастыри стали оплотом московских князей, «собиравших» русские земли на севере. Практически все северные монастыри были стратегическими военными форпостами страны. Соловецкий монастырь, к примеру, имел столь мощные крепостные укрепления, что они не только выдержали 8-летнюю осаду в 1668-1676 гг, в период Раскола, но даже и в Крымскую войну, в 1855 году, британская корабельная артиллерия не смогла нанести серьезного ущерба крепостным стенам XVI века.
В целом, Поморье в XVI-XVII становится одним из основных зерновых районов страны. Долина реки Сухоны превратилась в одного из главных поставщиков товарного хлеба. Это хозяйственное достижение стало возможным по причине свободного труда крестьян Севера, не знавших над собой помещика, а также высоким уровнем грамотности и образованности, по уровню которой Поморье опережало всю остальную Россию.
Аналогичные успехи достигло Поморье в животноводстве. Длинные нежаркие дни летом и высокая влажность способствовали развитию кормовых трав для скота. В долинах Северной Двины, Мезени, Онеги, Печоры в XVI-XVII веках выращивался высокопродуктивный рогатый скот. К XVIII веку вес быков холмогорской породы доходил до 600 кг, а степной бык черкасской породы весил в среднем 400 кг. Также в Поморье была выведена мезенская порода лошадей.
Отсутствие на Севере крепостного права, а также то обстоятельство, что досюда не добрались татары, привели к тому, что жизненный уровень местных жителей был самым высоким в древней Руси. Расчеты, произведенные группой антропологов под руководством Т. И. Алексеевой, показывают, что средняя продолжительность жизни на берегах Белого озера уже первых поселенцев в XI-XIII приближалась к максимальной для средневековой Руси, а у женщин (живших в среднем 43,5 года) даже превосходила ее. Таким образом, русские поселенцы на севере, несмотря на тяжелые природные условия, благодаря выгодным социальным условиям достигли высокого жизненного уровня. Так же русские поселенцы на севере имели и высокий культурный уровень (о чем, впрочем, скажем ниже).
Поморье в XV-XVII веках
Отличаясь от основной массы русских своим говором, одеждой, обычаями, методами хозяйства и живя как - бы на отшибе, в стороне от столиц, северяне, тем не менее, всегда ощущали истинно русскими людьми, не отделяя себя от всей России. Доказательством могут считаться некоторые обстоятельства присоединения Севера к Московскому централизованному государству.
Потомки новгородцев уже к концу XIV века стали тяготеть к Москве, пытаясь отложиться от Новгородской вечевой республики. В 1398 году «бояре Двинские и вси двиняне» «задались» за Великого князя Московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В ответ Господин Великий Новгород послал на Двину 8-тысячную рать, устроившую жестокую расправу со сторонниками Москвы. Великий князь вынужден был заключить мир «по старине» и временно отказаться от распространения своей власти на север. Позднее, в 1456 году Василий Темный присоединил часть новгородских владений по Северной Двине и Пинеге к своей «государевой вотчине». В 1471-78 гг. после падения Новгородской республики весь Русский Север оказался в составе единого Русского государства.