От понимания экологического права в среде детей и молодежи- к экологическому волонтерству.




 

Аннотация.

Данная работа носит открытый, международный, научно- исследовательский и практический характер. Дата старта исследований и практических мероприятий- апрель 2016 года, работа продолжается по настоящее время; плавно встроилась в реальные дела года Экологии в России (2017 год), Года Добровольцества (волонтерства).

Основной целью ставит сформировать, проафишировать и утвердить в молодежной среде систему экологических ценностей («экопамять») через изучение экологических прав и обязанностей при помощи улучшающей инновации. Побудить интерес к праву, правам человека, ребенка, гражданина.

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Научность вопроса, характеристика экологических рисков……стр. 5

Глава 2. Практика исследования экологического права в детской и молодежной среде. Формирование экологической ценности……………стр. 8

Глава 3. От узкой специализации- к пониманию прав в целом. Экологическое волонтерство……………………………………………………………...….стр.10

Заключение…………………………………………………………………..стр.12

Список литературы………………………………………………………….стр.13

Приложения………………………………………………………………….стр.14

 

 

Введение.

К началу XXI века человечество выработало достаточное количество определений понятия «экология», «экологическая безопасность». В международной и российской правовой базе существуют соответствующие законы, механизмы их реализации. Достаточно монографий по исследованию существующих практик по защите экологии. Так, в прошлом учебном году меня заинтересовал вопрос о состоянии информированности молодого поколения по вопросам экологии, в частности- экологических прав и, более того, выполнения мною и моими ровесниками экологических обязанностей.

В 2016 году для меня эти вопросы были просто загадкой. Уроков на заданные темы для меня оказалось недостаточно. Тогда я обратился за помощью к своему учителю. В итоге началась научно- исследовательская, практическая деятельность по актуальным вопросам экологических прав и обязанностей. Я стал активным участником «Экологической страницы» Международного содружества молодежи в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/lookthroughtheages), которая инициирована учениками нашей гимназии. Пригласил к сотрудничеству учеников Белоруссии, Таджикистана, обратился к своим одноклассникам, гимназистам. На сегодня сложилась данная улучшающая инновация.

Позже, в конце 2016 года стало известно, что 2017 год объявлен в России годом Экологии. Я убедился, что данная тема не просто популярна, а действительно актуальна. Важность в том, что выполнению экологических обязанностей мы должны учиться с детства, делиться практикой со своими сверстниками. Да, это нелегко, но возможно через экологическое волонтерство.

Целью своей работы я поставил изучение и исполнение экологических обязанностей в молодежной среде через понимание взаимосвязи обязанностей с правами.

Задачами являются:

1. Осознать экологические права и обязанности.

2. Привлечь к обсуждению проблемы заинтересованных лиц.

3. Пропагандировать необходимость выполнения экологических обязанностей.

4. Продолжить участие в мероприятиях экологической и правовой направленности.

5. Сформировать понятную для молодежи экологическую ценность для нашего общего блага.

6. Содействовать мотивации изучения иных отраслей права.

7. Предложить комплекс мероприятий в области экологического волонтерства.

Объект исследования- право, экологическое право, добровольчество.

Предмет исследования- состояние понимания экологического права в детской и молодежной среде, результативность экологического волонтерства.

Методами исследования для данного вида деятельности определил проведение и анализ социологических опросов, моделирование, наблюдение и математический метод.

В заключительной части работы привожу свои выводы, а также прилагаю практические результаты деятельности по теме «Экологическое право- глазами детей и молодежи». Как итог- формирование экологической ценности и открытие в социальной сети «В контакте» новых групп правовой и добровольческой направленности.

 

 

Глава 1. Научность вопроса, характеристика экологических рисков.

В международном экологическом праве работает множество региональных, субрегиональных конвенций, договоров, соглашений. Изучить и знать все не представляется возможным. Отмечу некоторые из них: Декларация Стокгольмской конференции ООН по правам окружающей среды 1972г.,Всемирная Хартия природы 1982г.; в рамках СНГ принято решение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды1992г. Создан Межгосударственный экологический банк, Международный экологический совет, наконец, Международный экологический совет.

Это и понятно. На сегодня об экологии знают если не все, то влияние окружающей среды на человека ощущают определенно.

В основных законах любой страны целые статьи посвящены экологическому праву. Так, например, в Конституции Российской Федерации в ст. 36 установлены экологические права граждан; в ст. 42 закрепляется право каждого на благоприятную окружающую среду; в ст. 58- обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду; в ст. 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ является осуществление государственной политики в области экологии.

Принят соответствующий ФЗ «Об охране окружающей среды».

Таблица 1. Законодательное оформление экологического права.

Законодательно оформлено Основное содержание
Международное экологическое право Планетарное осознание необходимости гарантировать планете Земля жизнь
Конституционально оформленное, гарантированное экологическое право Каждая страна сообразно Международному экологическому праву берет на себя ответственность за территориальное экологическое состояние земли, ее недр, воздушного и водного пространства, акватории /при наличии таковой/. Конституция Российской Федерации
Подзаконные акты по вопросам обеспечения, регулирования экологического права Федеральный закон «Об охране окружающей среды в Российской Федерации»
Экологическое право на региональном уровне Постановления Московской областной Думы
Исполнение экологического права на местном уровне Локальные законодательные акты Одинцовского Совета депутатов
Человек, носитель экологического права, исполнение обязанностей Выработка и закрепление экологических ценностей на уровне сознания и подсознания

Содержание таблицы предполагает мое видение вопроса.

Законодательная база, без сомнения, более чем солидная. Но вопрос именно в том, как эти законы исполняются на местах, в частности подростками и молодежью. Здесь необходимо отметить вероятность наступления неблагоприятного риска № 1: банальное незнание и непонимание (опять же в силу незнания) вопросов, связанных с экологическими правами и обязанностями. Да, незнание закона не освобождает от ответственности. Однако выполнение экологических обязанностей - результат целого комплекса непрерывных мероприятий. Соглашусь, они есть. Но тут главное, чтобы мы сами осознали необходимость исполнения элементарных экологических правил. Иначе мы имеем дело с экологическим риском № 2- бытовое загрязнение окружающей среды.

В историческом плане вопросами экологии, экологической безопасности, экологических прав и свобод человечество занимается давно. Примером тому такие научные авторитеты, как Аристотель(384-322 гг. до н.э.); Конрад Геснер (1516-1565 гг.); Карл Линней (1707-1778 гг.), который в 1749 году опубликовал диссертацию «Экономия природы»; И.И. Лепехин (1740- 1802 гг.); В.И. Вернадский (1863-1945 гг.), ввел понятие «биосфера», автор исследования «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.); Ю. Одум, автор учебника «Основы экологии»; труды современных экологов. Практически все говорят о необходимости охраны окружающей среды. Но вопрос в том, что осознавая эту необходимость, для современного молодого человека необходимость должна превратиться в потребность. Здесь мы имеем дело с риском № 3- морально- психологическое загрязнение сознания. Может теоретически знаем о глобальных экологических проблемах, знаем об экологических правах, но дело в исполнении экологических обязанностей.

Итак, мы сформулировали вероятность наступления экологических неблагоприятных событий в молодежной среде: правовой экологический нигилизм, отсюда - отсутствие элементарных практических навыков в соблюдении правил экологической культуры у молодежи. Я не затрагиваю глобальные вопросы, а лишь те, решение которых зависит от каждого ребенка, подростка. Не утверждаю, что старшие поколения являются нам примером для подражания. Но если не ставить перед собой вопросы выполнения экологических обязанностей, тогда и права на экологически безопасную среду у нас просто не останется. Благоприятной окружающей среды просто не будет. Именно этот вопрос меня и волнует.

Таблица 2. Экологические риски в молодежной среде.

Риск Описание и предложения по решению риска
Незнание, непонимание норм экологического права Большинство детей и подростков не знает и не понимает проблем, связанных с экологическими правами и экологическими обязанностями. Так ли это? Проводим социологические опросы и исследования. Вырабатываем рекомендации.
Бытовое загрязнение окружающей среды Факт. Проводим исследования. Определяем экологическую ценность.
Морально-психологическое загрязнение сознания Фактически состояние наших мыслей. Исследуем. Определяем рекомендации. Вырабатываем и закрепляем экологическую ценность.

Чтобы выяснить состояние риска в молодежной среде (и не только) провел практические исследования и проанализировал их в следующей главе.

 

 

Глава 2. Практика исследования экологического права в подростковой и молодежной среде. Формирование экологической ценности.

В ходе выполнения плана своей работы я провел несколько социологических опросов и исследований на заданные темы. Указанные виды работ проводил по вертикали и по горизонтали.

Вертикальные исследования провел по возрастному принципу. Горизонтальные- по межгосударственному принципу. Думаю, для детей, подростков и молодежи разных стран одинаково важен вопрос охраны окружающей среды. В данном исследовании мне помогли участники нашего проекта по международному содружеству молодежи- сверстники Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, мои одноклассники, обучающиеся 9 «а» класса МБОУ Одинцовская гимназия № 7, родители одноклассников и родительская общественность гимназии. Установлено практическое сотрудничество с Одинцовской некоммерческой районной общественной организацией «Союз инвалидов «Чернобыль» (Рекомендательное письмо находится в приложениях). Все данные практической работы размещены в социальной сети «В Контакте» на странице открытой группы https://vk.com/lookthroughtheages; а также для удобства, все исследования даны в приложениях.

Так, например, с удовлетворением хочу отметить позитивные изменения во взглядах моих одноклассников на необходимость исполнения экологических обязанностей. А главное- качественно изменилось отношение к культуре мыслей, а это экология человеческой души. (Анализ исследования прилагается).

Обучающиеся учреждений образования Минска и Душанбе, Одинцово и Москвы также приняли участие в нашей совместной исследовательской работе.

Такая деятельность помогла не только мне, но и участникам грамотно понять и осознать все вопросы, связанные с экологическим правом, это:

- источники экологического права;

- антропогенный фактор экологического состояния;

- нормы экологического права;

- функции экологического права;

- глобальные экологические проблемы;

- экологическая безопасность и многое другое.

Практическая деятельность помогла мне также провести ряд мероприятий, среди которых международный конкурс рисунков, приуроченный к 30-й годовщине трагедии на Чернобыльской атомной электростанции, целый ряд статей, посвященных экологической проблеме (Все доказательства в открытой группе «В Контакте» «Международное содружество молодежи» в разделе «Документы», «Видеозаписи», «Фотоальбомы» https://vk.com/lookthroughtheages). Традиционным стало мое участие и участие моих одноклассников в акциях «Посади свое дерево», «Сбережем наш лес», «День без табака», «Час Земли», «День Земли» и многие другие.

В качестве примера привожу хронологию практических шагов по реализации цели и задач данного исследования (вся деятельность, начиная с 2015/ 2016 учебного года, занимает большой объем, поэтому в качестве примера взяты временные рамки с 1 декабря 2016года по 1 декабря 2017года) с указанием количества участников акций очно и онлайн. (Приложение).

 

Глава 3. От узкой специализации- к пониманию прав человека в целом. Экологическое волонтерство.

В ходе деятельности над практической частью вопроса о состоянии экологического права, многие респонденты интересовались: почему только экологическое право в сознании ребенка, подростка избрано мною в качестве исследования. Много иных вопросов, связанных с правовыми аспектами интересуют детей и подростков. Например, вопросы трудового права. Многие обучающиеся с 14 лет уже приобретают навыки трудовой деятельности в бригадах вторичной занятости. Гимназистов постарше (10-11 класс) интересует тема избирательного права. Впереди важное политическое событие- выборы Президента Российской Федерации. Я понимаю, что данные вопросы являются темами других серьезных исследований, тем более они предлагались в обширном рекомендуемом списке тем. Напомню, что экологическое право для меня более увлекательно. Но, вместе с тем, отмечу и другое: исследование одной области права привело к привлечению интереса моих одноклассников, гимназистов к исследованию других отраслей права. Так, в конце августа 2017 года родилась идея создания новой правовой общегимназической открытой группы в социальной сети «В Контакте» под общим названием «# Молодежь.REFERENDUM. Мир». За время существования указанной группы ее активными участниками стали 104 обучающихся 8-11 классов учебных заведений г. Одинцово, студенты МГИМО. Именно страницы этой группы стали стартовыми в плане интерактивного изучения отраслей права:

- право на благоприятную окружающую среду;

- избирательное право;

- международное право;

- конституционное право;

- административное право;

- финансовое право;

- земельное право;

- гражданское право;

- уголовное и другие.

Изучение предмета «Право» стало для меня приоритетным условием и желанием участия в школьной олимпиаде. Став победителем на уровне гимназии, мне посчастливилось посостязаться с победителями школ нашего Одинцовского района, где я стал призером.

Добровольческим движением и я и мои одноклассники занимаются еще с начальных классов, в том числе экологическим. Год 2018 объявлен Годом Добровольца (волонтера). В данной связи хочу отметить, что добровольческие и благотворительные дела также имеют под собой правовую основу. 5 февраля 2018 года Президент РФ В.В. Путин подписал соответствующий ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».

Переходим к выводам и формированию экологической ценности.

 

 

Заключение.

В ходе проведенных социологических исследований и практических общественно значимых и полезных дел прихожу к следующим выводам:

- действительно, при теоретическом изучении наступает осознание нерушимости экологических прав и обязанностей;

- установлено практическое взаимодействие с общественными организациями, заинтересованными лицами;

- работа в социальных сетях помогает пропагандировать вопрос необходимости знания экологических прав и исполнения экологических обязанностей;

- не только участвуем, но и инициируем в молодежной среде экологические мероприятия;

- выработана экологическая ценность «экологическая память (экопамять). Смысл ее мы видим в следующем: очищая сознание (экосознание), наполняем разумным содержанием (взаимосвязь экологического права и обязанностей), заботимся об охране окружающей среды (экодействие), передаем экологические знания и опыт ровесникам и детям (экопамять), фиксируем результат, запоминаем, развиваем, передаем знания и умения, навыки в области заботы об окружающей среде (эковолонтерство).

 

Список литературы. Ресурсы.

1.Ахатов А.Г. Экология и международное право. М: АСТ- ПРЕСС, 1996.

2.Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. М.: МНЭПУ.

3.Декларация и доклад Конференции 1972 года в Стокгольме на сайте ООН.

4.Комитет по обследованию Орхусской конвенции (2004-2008)/ Под ред. А. Андрусевич, Т. Алге, К. Клеймс, З. Козак.- Львов.- 2008.

5.Конституция Российской Федерации. Редакция 2014г.

6.Текст Конвенции 1992года на сайте Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЗК).

7.Международное публичное право. Учебник. Отв. Ред. К.А. Бекяшев. М.: «Проспект».

8.Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» с изменениями. № 103- ФЗ от 05.05.2014г.

9. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) от 05.02.2018г. (вступает в силу с 01.05.2018г.)

10. (https://vk.com/lookthroughtheages)

11. (https://vk.com/volonter2018).

12.(https://vk.com/youthreferendumpeace)

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

Приложение. Хронология событий по реализации работы «Экологическое право- глазами молодежи».

Дата события Содержание события Количество участников/ онлайн/ просмотров Примечания
1. 1.12.2016 Определение страницы «Экологическое право» на стене проекта «Международное содружество молодежи».    
2. 9.12.2016 Размещение на стене вопросов семинара «Экологическое право».    
3. 11.12.2016 Публикация статьи в СМИ «Творческая мастерская Ярослава Сучака».    
4. 22.12.2016 Публикация статьи Т. Кострубиной «Экология души- экология планеты».    
5. 23.12.2016 Фотоотчет по написанию мини-сочинений на экологическую тему.    
6. 24.12.2016 Публикации статьи «Аналитическая деятельность в изучении экологических вопросов» Е. Ковгановой на «Сайте педагога».    
7. 25.12.2016 Публикация статьи Турсунова М. в «Альманахе педагога» по результатам экоисследования    
8. 24.12.2016 Фотоотчет об участии родительской общественности в анкетировании по исследовательской деятельности по вопросам экологии.     45/18     -
9. 12.01.2017 Вебинар «Экология души- экология планеты».    
10. 15.01.2017 Размещение А. Белявским видеорепортажа «Беларусь»   260 просм.
11. 19.01.2017 Соцопрос по 5 вопросам на экологическую тематику. 1 вопрос 20/31 2 вопрос 28/34 3 вопрос 26/34 4 вопрос 29/32 5 вопрос 29/32        
12. 20.01.2017 Технологическая карта урока «Экологическое право- глазами молодежи».    
  13. 21.01.2017 Фотоотчет о проведении урока «Экологическое право- глазами молодежи».    
14. 29.01.2017 Публикация экологических исследований.    
15. 05.02.2017 Видеоролик проекта    
16. 18.02.2017 Экологические волонтерские проекты. Далее по ссылке: https://vk.com/lookthroughtheages  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: