Аннотация.
Данная работа носит открытый, международный, научно- исследовательский и практический характер. Дата старта исследований и практических мероприятий- апрель 2016 года, работа продолжается по настоящее время; плавно встроилась в реальные дела года Экологии в России (2017 год), Года Добровольцества (волонтерства).
Основной целью ставит сформировать, проафишировать и утвердить в молодежной среде систему экологических ценностей («экопамять») через изучение экологических прав и обязанностей при помощи улучшающей инновации. Побудить интерес к праву, правам человека, ребенка, гражданина.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Научность вопроса, характеристика экологических рисков……стр. 5
Глава 2. Практика исследования экологического права в детской и молодежной среде. Формирование экологической ценности……………стр. 8
Глава 3. От узкой специализации- к пониманию прав в целом. Экологическое волонтерство……………………………………………………………...….стр.10
Заключение…………………………………………………………………..стр.12
Список литературы………………………………………………………….стр.13
Приложения………………………………………………………………….стр.14
Введение.
К началу XXI века человечество выработало достаточное количество определений понятия «экология», «экологическая безопасность». В международной и российской правовой базе существуют соответствующие законы, механизмы их реализации. Достаточно монографий по исследованию существующих практик по защите экологии. Так, в прошлом учебном году меня заинтересовал вопрос о состоянии информированности молодого поколения по вопросам экологии, в частности- экологических прав и, более того, выполнения мною и моими ровесниками экологических обязанностей.
|
В 2016 году для меня эти вопросы были просто загадкой. Уроков на заданные темы для меня оказалось недостаточно. Тогда я обратился за помощью к своему учителю. В итоге началась научно- исследовательская, практическая деятельность по актуальным вопросам экологических прав и обязанностей. Я стал активным участником «Экологической страницы» Международного содружества молодежи в социальной сети «В Контакте» (https://vk.com/lookthroughtheages), которая инициирована учениками нашей гимназии. Пригласил к сотрудничеству учеников Белоруссии, Таджикистана, обратился к своим одноклассникам, гимназистам. На сегодня сложилась данная улучшающая инновация.
Позже, в конце 2016 года стало известно, что 2017 год объявлен в России годом Экологии. Я убедился, что данная тема не просто популярна, а действительно актуальна. Важность в том, что выполнению экологических обязанностей мы должны учиться с детства, делиться практикой со своими сверстниками. Да, это нелегко, но возможно через экологическое волонтерство.
Целью своей работы я поставил изучение и исполнение экологических обязанностей в молодежной среде через понимание взаимосвязи обязанностей с правами.
Задачами являются:
1. Осознать экологические права и обязанности.
2. Привлечь к обсуждению проблемы заинтересованных лиц.
3. Пропагандировать необходимость выполнения экологических обязанностей.
4. Продолжить участие в мероприятиях экологической и правовой направленности.
|
5. Сформировать понятную для молодежи экологическую ценность для нашего общего блага.
6. Содействовать мотивации изучения иных отраслей права.
7. Предложить комплекс мероприятий в области экологического волонтерства.
Объект исследования- право, экологическое право, добровольчество.
Предмет исследования- состояние понимания экологического права в детской и молодежной среде, результативность экологического волонтерства.
Методами исследования для данного вида деятельности определил проведение и анализ социологических опросов, моделирование, наблюдение и математический метод.
В заключительной части работы привожу свои выводы, а также прилагаю практические результаты деятельности по теме «Экологическое право- глазами детей и молодежи». Как итог- формирование экологической ценности и открытие в социальной сети «В контакте» новых групп правовой и добровольческой направленности.
Глава 1. Научность вопроса, характеристика экологических рисков.
В международном экологическом праве работает множество региональных, субрегиональных конвенций, договоров, соглашений. Изучить и знать все не представляется возможным. Отмечу некоторые из них: Декларация Стокгольмской конференции ООН по правам окружающей среды 1972г.,Всемирная Хартия природы 1982г.; в рамках СНГ принято решение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды1992г. Создан Межгосударственный экологический банк, Международный экологический совет, наконец, Международный экологический совет.
Это и понятно. На сегодня об экологии знают если не все, то влияние окружающей среды на человека ощущают определенно.
|
В основных законах любой страны целые статьи посвящены экологическому праву. Так, например, в Конституции Российской Федерации в ст. 36 установлены экологические права граждан; в ст. 42 закрепляется право каждого на благоприятную окружающую среду; в ст. 58- обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду; в ст. 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ является осуществление государственной политики в области экологии.
Принят соответствующий ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таблица 1. Законодательное оформление экологического права.
Законодательно оформлено | Основное содержание |
Международное экологическое право | Планетарное осознание необходимости гарантировать планете Земля жизнь |
Конституционально оформленное, гарантированное экологическое право | Каждая страна сообразно Международному экологическому праву берет на себя ответственность за территориальное экологическое состояние земли, ее недр, воздушного и водного пространства, акватории /при наличии таковой/. Конституция Российской Федерации |
Подзаконные акты по вопросам обеспечения, регулирования экологического права | Федеральный закон «Об охране окружающей среды в Российской Федерации» |
Экологическое право на региональном уровне | Постановления Московской областной Думы |
Исполнение экологического права на местном уровне | Локальные законодательные акты Одинцовского Совета депутатов |
Человек, носитель экологического права, исполнение обязанностей | Выработка и закрепление экологических ценностей на уровне сознания и подсознания |
Содержание таблицы предполагает мое видение вопроса.
Законодательная база, без сомнения, более чем солидная. Но вопрос именно в том, как эти законы исполняются на местах, в частности подростками и молодежью. Здесь необходимо отметить вероятность наступления неблагоприятного риска № 1: банальное незнание и непонимание (опять же в силу незнания) вопросов, связанных с экологическими правами и обязанностями. Да, незнание закона не освобождает от ответственности. Однако выполнение экологических обязанностей - результат целого комплекса непрерывных мероприятий. Соглашусь, они есть. Но тут главное, чтобы мы сами осознали необходимость исполнения элементарных экологических правил. Иначе мы имеем дело с экологическим риском № 2- бытовое загрязнение окружающей среды.
В историческом плане вопросами экологии, экологической безопасности, экологических прав и свобод человечество занимается давно. Примером тому такие научные авторитеты, как Аристотель(384-322 гг. до н.э.); Конрад Геснер (1516-1565 гг.); Карл Линней (1707-1778 гг.), который в 1749 году опубликовал диссертацию «Экономия природы»; И.И. Лепехин (1740- 1802 гг.); В.И. Вернадский (1863-1945 гг.), ввел понятие «биосфера», автор исследования «Несколько слов о ноосфере» (1944 г.); Ю. Одум, автор учебника «Основы экологии»; труды современных экологов. Практически все говорят о необходимости охраны окружающей среды. Но вопрос в том, что осознавая эту необходимость, для современного молодого человека необходимость должна превратиться в потребность. Здесь мы имеем дело с риском № 3- морально- психологическое загрязнение сознания. Может теоретически знаем о глобальных экологических проблемах, знаем об экологических правах, но дело в исполнении экологических обязанностей.
Итак, мы сформулировали вероятность наступления экологических неблагоприятных событий в молодежной среде: правовой экологический нигилизм, отсюда - отсутствие элементарных практических навыков в соблюдении правил экологической культуры у молодежи. Я не затрагиваю глобальные вопросы, а лишь те, решение которых зависит от каждого ребенка, подростка. Не утверждаю, что старшие поколения являются нам примером для подражания. Но если не ставить перед собой вопросы выполнения экологических обязанностей, тогда и права на экологически безопасную среду у нас просто не останется. Благоприятной окружающей среды просто не будет. Именно этот вопрос меня и волнует.
Таблица 2. Экологические риски в молодежной среде.
Риск | Описание и предложения по решению риска |
Незнание, непонимание норм экологического права | Большинство детей и подростков не знает и не понимает проблем, связанных с экологическими правами и экологическими обязанностями. Так ли это? Проводим социологические опросы и исследования. Вырабатываем рекомендации. |
Бытовое загрязнение окружающей среды | Факт. Проводим исследования. Определяем экологическую ценность. |
Морально-психологическое загрязнение сознания | Фактически состояние наших мыслей. Исследуем. Определяем рекомендации. Вырабатываем и закрепляем экологическую ценность. |
Чтобы выяснить состояние риска в молодежной среде (и не только) провел практические исследования и проанализировал их в следующей главе.
Глава 2. Практика исследования экологического права в подростковой и молодежной среде. Формирование экологической ценности.
В ходе выполнения плана своей работы я провел несколько социологических опросов и исследований на заданные темы. Указанные виды работ проводил по вертикали и по горизонтали.
Вертикальные исследования провел по возрастному принципу. Горизонтальные- по межгосударственному принципу. Думаю, для детей, подростков и молодежи разных стран одинаково важен вопрос охраны окружающей среды. В данном исследовании мне помогли участники нашего проекта по международному содружеству молодежи- сверстники Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, мои одноклассники, обучающиеся 9 «а» класса МБОУ Одинцовская гимназия № 7, родители одноклассников и родительская общественность гимназии. Установлено практическое сотрудничество с Одинцовской некоммерческой районной общественной организацией «Союз инвалидов «Чернобыль» (Рекомендательное письмо находится в приложениях). Все данные практической работы размещены в социальной сети «В Контакте» на странице открытой группы https://vk.com/lookthroughtheages; а также для удобства, все исследования даны в приложениях.
Так, например, с удовлетворением хочу отметить позитивные изменения во взглядах моих одноклассников на необходимость исполнения экологических обязанностей. А главное- качественно изменилось отношение к культуре мыслей, а это экология человеческой души. (Анализ исследования прилагается).
Обучающиеся учреждений образования Минска и Душанбе, Одинцово и Москвы также приняли участие в нашей совместной исследовательской работе.
Такая деятельность помогла не только мне, но и участникам грамотно понять и осознать все вопросы, связанные с экологическим правом, это:
- источники экологического права;
- антропогенный фактор экологического состояния;
- нормы экологического права;
- функции экологического права;
- глобальные экологические проблемы;
- экологическая безопасность и многое другое.
Практическая деятельность помогла мне также провести ряд мероприятий, среди которых международный конкурс рисунков, приуроченный к 30-й годовщине трагедии на Чернобыльской атомной электростанции, целый ряд статей, посвященных экологической проблеме (Все доказательства в открытой группе «В Контакте» «Международное содружество молодежи» в разделе «Документы», «Видеозаписи», «Фотоальбомы» https://vk.com/lookthroughtheages). Традиционным стало мое участие и участие моих одноклассников в акциях «Посади свое дерево», «Сбережем наш лес», «День без табака», «Час Земли», «День Земли» и многие другие.
В качестве примера привожу хронологию практических шагов по реализации цели и задач данного исследования (вся деятельность, начиная с 2015/ 2016 учебного года, занимает большой объем, поэтому в качестве примера взяты временные рамки с 1 декабря 2016года по 1 декабря 2017года) с указанием количества участников акций очно и онлайн. (Приложение).
Глава 3. От узкой специализации- к пониманию прав человека в целом. Экологическое волонтерство.
В ходе деятельности над практической частью вопроса о состоянии экологического права, многие респонденты интересовались: почему только экологическое право в сознании ребенка, подростка избрано мною в качестве исследования. Много иных вопросов, связанных с правовыми аспектами интересуют детей и подростков. Например, вопросы трудового права. Многие обучающиеся с 14 лет уже приобретают навыки трудовой деятельности в бригадах вторичной занятости. Гимназистов постарше (10-11 класс) интересует тема избирательного права. Впереди важное политическое событие- выборы Президента Российской Федерации. Я понимаю, что данные вопросы являются темами других серьезных исследований, тем более они предлагались в обширном рекомендуемом списке тем. Напомню, что экологическое право для меня более увлекательно. Но, вместе с тем, отмечу и другое: исследование одной области права привело к привлечению интереса моих одноклассников, гимназистов к исследованию других отраслей права. Так, в конце августа 2017 года родилась идея создания новой правовой общегимназической открытой группы в социальной сети «В Контакте» под общим названием «# Молодежь.REFERENDUM. Мир». За время существования указанной группы ее активными участниками стали 104 обучающихся 8-11 классов учебных заведений г. Одинцово, студенты МГИМО. Именно страницы этой группы стали стартовыми в плане интерактивного изучения отраслей права:
- право на благоприятную окружающую среду;
- избирательное право;
- международное право;
- конституционное право;
- административное право;
- финансовое право;
- земельное право;
- гражданское право;
- уголовное и другие.
Изучение предмета «Право» стало для меня приоритетным условием и желанием участия в школьной олимпиаде. Став победителем на уровне гимназии, мне посчастливилось посостязаться с победителями школ нашего Одинцовского района, где я стал призером.
Добровольческим движением и я и мои одноклассники занимаются еще с начальных классов, в том числе экологическим. Год 2018 объявлен Годом Добровольца (волонтера). В данной связи хочу отметить, что добровольческие и благотворительные дела также имеют под собой правовую основу. 5 февраля 2018 года Президент РФ В.В. Путин подписал соответствующий ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».
Переходим к выводам и формированию экологической ценности.
Заключение.
В ходе проведенных социологических исследований и практических общественно значимых и полезных дел прихожу к следующим выводам:
- действительно, при теоретическом изучении наступает осознание нерушимости экологических прав и обязанностей;
- установлено практическое взаимодействие с общественными организациями, заинтересованными лицами;
- работа в социальных сетях помогает пропагандировать вопрос необходимости знания экологических прав и исполнения экологических обязанностей;
- не только участвуем, но и инициируем в молодежной среде экологические мероприятия;
- выработана экологическая ценность «экологическая память (экопамять). Смысл ее мы видим в следующем: очищая сознание (экосознание), наполняем разумным содержанием (взаимосвязь экологического права и обязанностей), заботимся об охране окружающей среды (экодействие), передаем экологические знания и опыт ровесникам и детям (экопамять), фиксируем результат, запоминаем, развиваем, передаем знания и умения, навыки в области заботы об окружающей среде (эковолонтерство).
Список литературы. Ресурсы.
1.Ахатов А.Г. Экология и международное право. М: АСТ- ПРЕСС, 1996.
2.Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. М.: МНЭПУ.
3.Декларация и доклад Конференции 1972 года в Стокгольме на сайте ООН.
4.Комитет по обследованию Орхусской конвенции (2004-2008)/ Под ред. А. Андрусевич, Т. Алге, К. Клеймс, З. Козак.- Львов.- 2008.
5.Конституция Российской Федерации. Редакция 2014г.
6.Текст Конвенции 1992года на сайте Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЗК).
7.Международное публичное право. Учебник. Отв. Ред. К.А. Бекяшев. М.: «Проспект».
8.Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» с изменениями. № 103- ФЗ от 05.05.2014г.
9. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства) от 05.02.2018г. (вступает в силу с 01.05.2018г.)
10. (https://vk.com/lookthroughtheages)
11. (https://vk.com/volonter2018).
12.(https://vk.com/youthreferendumpeace)
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение. Хронология событий по реализации работы «Экологическое право- глазами молодежи».
№ | Дата события | Содержание события | Количество участников/ онлайн/ просмотров | Примечания |
1. | 1.12.2016 | Определение страницы «Экологическое право» на стене проекта «Международное содружество молодежи». | ||
2. | 9.12.2016 | Размещение на стене вопросов семинара «Экологическое право». | ||
3. | 11.12.2016 | Публикация статьи в СМИ «Творческая мастерская Ярослава Сучака». | ||
4. | 22.12.2016 | Публикация статьи Т. Кострубиной «Экология души- экология планеты». | ||
5. | 23.12.2016 | Фотоотчет по написанию мини-сочинений на экологическую тему. | ||
6. | 24.12.2016 | Публикации статьи «Аналитическая деятельность в изучении экологических вопросов» Е. Ковгановой на «Сайте педагога». | ||
7. | 25.12.2016 | Публикация статьи Турсунова М. в «Альманахе педагога» по результатам экоисследования | ||
8. | 24.12.2016 | Фотоотчет об участии родительской общественности в анкетировании по исследовательской деятельности по вопросам экологии. | 45/18 | - |
9. | 12.01.2017 | Вебинар «Экология души- экология планеты». | ||
10. | 15.01.2017 | Размещение А. Белявским видеорепортажа «Беларусь» | 260 просм. | |
11. | 19.01.2017 | Соцопрос по 5 вопросам на экологическую тематику. | 1 вопрос 20/31 2 вопрос 28/34 3 вопрос 26/34 4 вопрос 29/32 5 вопрос 29/32 | |
12. | 20.01.2017 | Технологическая карта урока «Экологическое право- глазами молодежи». | ||
13. | 21.01.2017 | Фотоотчет о проведении урока «Экологическое право- глазами молодежи». | ||
14. | 29.01.2017 | Публикация экологических исследований. | ||
15. | 05.02.2017 | Видеоролик проекта | ||
16. | 18.02.2017 | Экологические волонтерские проекты. | Далее по ссылке: https://vk.com/lookthroughtheages |