Занятие 21. Общественное движение и идейная борьба в России в XIX веке.




 

XIX век стал для России периодом усиления общественно-политической и идейной борьбы, которая обострялась существованием самодержавного строя, крепостного права, а после его отмены – последствиями крепостничества в пореформенный период.

В тех условиях в России сформировались три основных, главных направления в общественном движении, каждое из которых по-своему видело пути дальнейшего развития государства и способы достижения своих конечных целей. Это были консервативный, либеральный и революционный пути.

 

Консервативный, или охранительный, путь развития предполагал сохранение, упрочнение существующего строя и действующих порядков. В основе идеологии консерватизма в России лежала идея о незыблемости самодержавия, его необходимости как единственно возможной формы государственной власти, издревле присущей русскому народу.

Идеологом консерватизма в начале XIX века являлся историк Н.М. Карамзин. Он считал, что самодержавная власть царя – это гарантия процветания России в целом и каждого человека в отдельности. Для него монарх – олицетворение идеи порядка. Но самодержец, являясь единственным правителем, в то же время должен был, по мнению Карамзина, быть мудрым, свято соблюдать законы и делать всё необходимое для блага народа.

При этом он должен подбирать себе в помощь для работы на важнейших государственных должностях честных людей. Карамзин постоянно отмечал, что России нужны не реформы, а пятьдесят честных губернаторов. Историк писал, что «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Но в основе этих необходимых изменений в государственном порядке должно лежать просвещение, и осуществлять их надо без «насильственных потрясений». При этом Карамзин считал, что Россия имеет свой исторический путь развития, отличный от Европы.

Восстание декабристов вызвало усиление консервативной общественной мысли. Её главным идеологом стал Сергей Семёнович Уваров. В 1832 году, являясь товарищем, то есть заместителем, министра просвещения России, он подал Николаю I записку, в которой писал, что образование юношества надо вести «с тёплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности».

Став спустя год министром просвещения и председателем Главного цензурного комитета, он начал усиленно проповедовать и внедрять эти три принципа: православие, самодержавие и народность, которые составили так называемую уваровскую «теорию официальной народности».

Суть её заключалась в том, что православие, самодержавие и народность являются коренными устоями российской государственности.

Православие со времён образования Древнерусского государства было верой многих поколений русских людей, сопровождало их на протяжении всей жизни от рождения и до смерти, учило, воспитывало, наставляло. И поэтому именно оно отвечает той глубокой религиозности, которая присуща народу, соответствует его истинной духовности.

Самодержавие наиболее полно отвечает интересам народа и является единственно возможной формой государственного устройства России.

Народность подразумевала тесную неразрывную связь царя и народа, веру и любовь простых людей к своему самодержцу, являющиеся исконной и самобытной чертой русского человека. Уваров писал, что «царь любит Отечество в лице народа правит им, как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нём счастье, силу и славу». Народность подразумевала также и единение всех слоёв общества – народа.

Уваров утверждал, что различные идеи переустройства общества распространены только среди очень немногочисленной «испорченной» части образованных людей. А в целом, объединённая вокруг царя Россия «крепка единодушием беспримерным».

Теория официальной народности подразумевала свой, самобытный, отличный от Запада путь развития.

Кроме Уварова, активными проводниками этой теории были известный историк Михаил Петрович Погодин, критик и поэт Степан Петрович Шевырев, журналист Фаддей Венедиктович Булгарин и другие. В середине 1850-х годов теорию официальной народности активно пропагандировал журнал «Москвитянин».

Следует отметить, что сторонниками теории официальной народности в последующем были многие известные российские деятели, её пропагандировала значительная часть периодических изданий. В частности, во второй половине XIX века массового читателя имела издаваемая А.С. Сувориным газета «Новое время». Популярными изданиями талантливого журналиста Михаила Никифоровича Каткова являлись газета «Московские ведомости» и журнал «Русский вестник».

Известным консерватором второй половины XIX века был Константин Петрович Победоносцев, занимавший пост обер-прокурора Святейшего Синода. Он видел высший смысл своей деятельности в укреплении самодержавия, убеждал в ложности идей демократии, свободы печати, парламентаризма, считая, что парламентаризм, народное представительство, по своей сути, лживы, так как не сам народ, а только его представители, причём не самые лучшие и честные, а наиболее честолюбивые и ловкие участвуют в политической жизни.

Но вплоть до 1905 года в стране не существовало значительных политических партий и организаций, основанных на принципах теории официальной народности, так как эта идеология была господствующей и защищённой самим самодержавием. Первая революция в России вызвала в жизнь появление различных монархических политических организаций, получивших общее название черносотенных.

В целом, теория официальной народности на долгие десятилетия стала базисной для консервативного направления русской общественной мысли и краеугольным камнем идеологии самодержавия вплоть до его свержения в 1917 году.

 

Либеральный, или реформистский путь развития предполагал постепенное, эволюционное развитие России путём реформ, без насилия и революционных потрясений.

Толчком для появления в XIX веке либерализма в России стало опубликование в 1836 году в журнале «Телескоп» первого из восьми «Философских писем», написанных Петром Яковлевичем Чаадаевым.

В нём Чаадаев выступал с критикой православия, самодержавия, крепостного права, нигилистически (отрицательно) оценивал всю историю России, пессимистически смотрел на её настоящее. Он писал о том, что Россия изолировала себя от мира, существует «как бы вне времени». И если на Западе выработаны определённые «идеи долга, закона, права, порядка», то в России ничего подобного нет. Будущее страны он видел только в приобщении к европейской цивилизации, причём на основе католической веры. Автор письма считал, что православная вера способствует изоляционизму и государственничеству, а католицизм в противовес её несёт идеи всеобщности и надгосударственности.

Письмо Чаадаева, за редким исключением, вызвало всеобщее возмущение. Он был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп» закрыт.

Но обсуждение этого письма всколыхнуло общественную мысль. И вскоре на рубеже 30 – 40-х годов в России появились два течения раннего русского либерализма. Это были славянофильство и западничество.

Славянофилы (славянолюбы) отстаивали самобытность исторического развития России и русского народа. Они провозглашали особый, русский путь, отличный от судеб стран Запада. При этом они не отвергали достижений Европы и считали полезным заимствовать её культурные и технические достижения, но без коренной ломки традиционных устоев русской жизни. Как, по их мнению, это сделал Пётр I, прервав исторический путь развития России и навязав ей чуждый для русского народа западный стиль, нравы, обычаи и культуру.

Особенностью России, в представлении славянофилов, являлось наличие православной веры и крестьянской общины. Православную веру они рассматривали как духовную опору для народа, а крестьянскую общину – как опору государства.

Славянофилы являлись сторонниками отмены крепостного права и восстановления того согласия между помещиками и крестьянами, которое, на их взгляд, существовало в допетровскую эпоху. Самодержавие они упрекали за бюрократические методы управления и отсутствие народного представительства.

Наилучшими государственным строем славянофилы считали самодержавную монархию, но настаивали на созыве совещательного Земского собора, который концентрировал бы в себе, по их мнению, свободу русского народа. Они выдвинули тезис «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Активно выступали славянофилы также за свободу слова, печати и некоторые другие гражданские свободы.

Таким образом, славянофилы видели будущую Россию, развивающуюся путём реформ, без насилия и революций.

Характерной для славянофилов была в некоторой степени идеализация истории допетровской Руси.

При этом свою главную задачу славянофилы видели в воспитании общества в духе русского национального идеала. Они много сделали для изучения истории России и в целом для развития русской культуры.

Среди славянофилов было много писателей, поэтов, учёных. Видными славянофилами являлись литератор и идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков, писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, его сыновья – публицист Иван Сергеевич и историк Константин Сергеевич Аксаковы, братья Иван Васильевич и Пётр Васильевич Киреевские – первый из них был литературным критиком, второй известен как собиратель народных песен, и многие другие. На близких к ним позициях стояли Владимир Иванович Даль – составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» и книги «Пословицы русского народа», поэты Ф.И. Тютчев, Н.М. Языков, драматург А.Н. Островский и другие.

Западники, не соглашаясь со славянофилами, считали, что Россия должна развиваться в русле западной, европейской цивилизации. Отличие России от Запада они видели не в её самобытности, а только в том, что она отстала в своём экономическом и политическом развитии от европейских стран. Поэтому необходимо было, на их взгляд, взять и внедрить в российскую жизнь всё новое и передовое, что уже имелось в Европе. Примером для западников являлся Пётр I, которого они возвеличивали, считая, что он пошёл именно по такому пути, положив начало коренному обновлению страны.

Европеизация должна была, как это предполагали западники, привести к отмене крепостного права, введению свобод слова, печати, неприкосновенности личности, гласного открытого суда.

Западники выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха. При этом в качестве примера они брали парламентаризм Англии и Франции.

Следует отметить, что для западников в некоторой степени была характерна идеализация Запада.

Таким образом, западники дальнейшее развитие страны связывали с подготовкой и проведением хорошо продуманных реформ, которые должны были совместно осуществлять власть и общество, чтобы ликвидировать разрыв между Россией и Европой. Они были сторонниками эволюционного пути развития, отвергая революционный, насильственный путь.

Западники выступали за широкое просвещение народа, видя в нём успех проведения будущих реформ.

Наиболее известными западниками этого и последующих периодов были историки Тимофей Николаевич Грановский и Сергей Михайлович Соловьёв, юристы Константин Дмитриевич Кавелин и Борис Николаевич Чичерин, писатель Василий Петрович Боткин, общественный деятель Дмитрий Иванович Шаховский и другие, а также писатели И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров.

Несмотря на существовавшие различия в идейных взглядах славянофилов и западников, в них были многие общие положения.

И славянофилы, и западники хотели видеть Россию мощной и процветающей мировой державой. Для этого, на их взгляд, было необходимо переустройство государственного строя: западники напрямую связывали это с введением конституционной монархии по западному образцу, славянофилы, не признавая конституций западного образца, в то же время настаивали на созыве совещательного Земского собора. И те, и другие выступали против крепостного права и за введение гражданских свобод. Необходимые преобразования путём постепенных реформ должно было, по их мнению, осуществить само правительство. Революционный, насильственный путь отвергался.

Общие задачи, ставившиеся славянофилами и западниками, в конечном счёте, привели к тому, что, заложив в 30 – 50е годы основу реформистского пути в общественном движении, они в начале 60-х годов XIX века составили единое либеральное направление.

Во второй половине XIX века центрами либерализма стали земства, где работало много учителей, врачей. Либеральные идеи пропагандировала часть университетской профессуры, различные научные общества, периодические издания, в первую очередь, журналы «Русская мысль» и «Вестник Европы». Но вплоть до начала XX века каких-либо организационно оформленных, устойчивых объединений либералов в Росси не было.

 

Революционный путь развития предполагал насильственное свержение существующего строя и замену его новым государственно-политическим устройством. Это был радикальный, то есть предполагавший коренное изменение, путь в общественном движении России XIX века.

Начало ему положили декабристы. В 1816 году в Санкт-Петербурге возникла первая тайная офицерская организация «Союз спасения», имевшая свои программу и устав. Спустя два года вместо неё был основан более многочисленный «Союз благоденствия», в состав которого входило около двухсот человек, в основном молодых офицеров. Союз имел свои отделения в ряде городов России, но через несколько лет также прекратил своё существование.

В 1821 году в армейских частях, расквартированных на Украине, было образовано Южное общество, которое возглавил полковник Павел Иванович Пестель. А в 1822 году в Санкт-Петербурге заговорщики создали Северное общество, главным руководителем и идеологом которого стал Николай Михайлович Муравьёв. Оба общества имели тайную связь и ставили своей задачей ведение агитации в войсках и подготовку восстания против самодержавной власти.

Программными документами этих обществ являлись «Русская Правда» Пестеля и «Конституция» Муравьёва, представлявшие собой проекты конституций.

«Русская Правда» предполагала установление в России после свержения монархии республиканского строя. Высшая законодательная власть должна была принадлежать Народному вече, избираемому сроком на пять лет в количестве пятисот человек, обновлявшемуся ежегодно на двадцать процентов. Исполнительная власть – Державная дума из пяти человек, избиралась бы также сроком на пять лет Народным вече. Ежегодно один из её членов становился бы президентом республики. Кроме того, предполагалось создание Верховного собора как высшей контрольной власти, куда пожизненно избирались бы 120 наиболее заслуженных и авторитетных граждан страны.

В документе провозглашалось уничтожение крепостного права, введение гражданских свобод, в том числе избирательного права для всех мужчин, достигших двадцати лет, нового суда, равного для всех граждан, упразднение сословного деления.

Будущая Российская республика виделась как единое и нераздельное государство с сильной централизованной властью.

В административном плане она должна была делиться на десять больших областей, в которые входило бы по пять округов или губерний.

В то же время следует отметить, что Пестель был наиболее последовательным сторонником крайних радикальных мер. В общем виде его замысел состоял в убийстве царя, его фамилии, то есть семьи, и учреждении после свержения самодержавия диктатуры Временного революционного правительства сроком на десять лет. Интересно, что в «Русской Правде» категорически запрещалось создание всяких обществ и объединений, предусматривались ограничения в использовании некоторых гражданских прав. Пестель объяснял это тем, что «общее благо» может быть достигнуто ценой некоторых ограничений прав членов общества. Он считал, что «Русская Правда» должна была вводиться в действие как конституция страны декретом Временного революционного правительства.

Муравьёв в своей «Конституции» исходил из иной политической концепции. Она предусматривала сохранение монархии, которая ограничивалась конституцией.

Власть предполагалось разделить на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, что давало, по мнению Муравьёва, возможность избежать установления в стране диктатуры. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече. Верхней палатой была Верховная дума, нижней – Палата представителей народных. Депутаты избирались в них сроком на шесть лет. При этом каждые два года треть из них переизбиралась.

Императору принадлежала высшая исполнительная власть. Он являлся верховным главнокомандующим, проводил с согласия Верховной думы назначения министров, основных судей, послов и так далее. Вступая на престол, он обязан был присягать в верности и защите конституции.

Высшим органом судебной власти было Верховное судилище. Суд становился равным и гласным для всех граждан, вводилась состязательность сторон и суд присяжных.

Россия должна была стать федерацией, куда входили бы четырнадцать «держав» и две области со своими столицами и самостоятельным управлением.

Крепостное право ликвидировалось. Гарантировались гражданские свободы, в том числе право на создание обществ и объединений. Все граждане объявлялись равными перед законом, упразднялись сословия. Избирательное право получали мужчины, достигшие 21 года, для них вводился высокий имущественный ценз.

«Конституция» Муравьёва была более умеренной, чем «Русская Правда» Пестеля. Не разделял Муравьёв и радикальных взглядов своего товарища. В частности, он был против убийства царя и его фамилии, считая, что «люди, обагрённые кровью, будут посрамлены в общественном мнении». Свой проект конституции Муравьёв предполагал внести на рассмотрение специально созванного Учредительного собрания.

Сегодня некоторые учёные высказывают мнение, что оба проекта конституции наряду с реалистическими имели умозрительные, абстрактные положения, обладали многими чертами утопии.

Тем не менее, декабристы, безусловно, внесли свой вклад в идейное наследство и историю общественного движения России XIX века.

 

Уже во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов XIX века в России появился ряд антиправительственных кружков, где критиковалась деятельность правительства, обсуждались вопросы внутренней политики и планы реформирования страны. В основном в их состав входила студенческая молодёжь. Однако эти кружки были раскрыты полицией, а их наиболее активные участники арестованы и осуждены.

Новый подъём в радикальном движении начался в 40-е годы. Немаловажную роль в этом сыграл известный критик и публицист Виссарион Григорьевич Белинский. Он представлял наиболее радикальное крыло западников, которое постепенно отходило от либерализма и ориентировалось на революционные меры. Его статьи оказали большое влияние на формирование новых поколений представителей радикального направления.

В это время создавался ряд новых антиправительственных кружков.

Наиболее известным из них был кружок петрашевцев, названный так по имени его руководителя, чиновника министерства иностранных дел России Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского. В его состав входили писатели, публицисты, учителя, студенты и так далее. Кружок действовал несколько лет, приобретая всё более радикальный характер. Часть петрашевцев пришла к мнению, что назрела необходимость восстания и свержения самодержавия.

В 1849 году кружок был раскрыт полицией, и 123 человека привлечены к следствию. Из них 21 петрашевцу, признанному виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка», был вынесен смертный приговор. Среди смертников был и будущий великий русский писатель Ф.М. Достоевский. В последнюю минуту перед расстрелом, когда на осуждённых были надеты предсмертные рубахи, и казнь уже начиналась, смертный приговор был заменён императором Николаем I каторгой.

В этот же период началась активная деятельность Александра Ивановича Герцена. Арестованный в 1834 году за вольнодумство, он был отправлен в ссылку, а затем, вернувшись в Москву, примкнул к западникам, представляя, как и Белинский, их левое радикальное крыло, постепенно переходя на революционные позиции и проникаясь социалистическими убеждениями. Он являлся автором нескольких литературных произведений, в которых содержались идеи борьбы за свободу личности, против произвола и насилия. В частности, известность получил его роман «Кто виноват?».

Герцен выехал в 1847 году за границу, в Англию, и основал спустя шесть лет в Лондоне Вольную русскую типографию, в которой начал выпуск бесцензурной газеты «Колокол» и сборника «Полярная звезда», на титульном листе которого поместил профили пяти казнённых декабристов.

Здесь Герцен окончательно проникся социалистическими убеждениями и в 1849 году написал статью «Россия», в которой высказал мысли, ставшие впоследствии основой теории русского общинного социализма. Это было учение, согласно которому крестьянская община является зародышем будущего социалистического общества.

Эти идеи были впоследствии восприняты народниками. Герцена часто называют основоположником русского социализма и народничества. Он оказал большое влияние на рост радикальных настроений в обществе.

Наряду с ним в 50-е – начале 60-х годов целеустремлённым проводником антикрепостнических взглядов и идеи о необходимости перехода России к социализму через крестьянскую общину стал публицист Николай Гаврилович Чернышевский. Его статьи, печатавшиеся в журнале «Современник», пользовались огромным успехом, особенно у молодёжи. В 1862 году он был арестован по обвинению «в злоумышлении к ниспровержению существующего порядка» и приговорён к семи годам каторги. Находясь почти два года под следствием в Петропавловской крепости, Чернышевский написал книгу «Что делать?», на которой воспитывались многие поколения революционеров.

В начале 60-х годов возникло несколько тайных организаций, в том числе «Земля и воля». Некоторые историки считают, что одним из её организаторов или идейным руководителем был Чернышевский. Организация была достаточно многочисленной, имела четырнадцать местных отделений, ставила своей главной задачей подготовку к будущим активным действиям. Но в 1863 году в силу целого ряда причин она самораспустилась. Самораспустились или были раскрыты полицией и другие организации.

В обществе в тот период усилились настроения против радикалов и их революционных устремлений. Этому способствовало и распространение в мае 1862 года членами одного из тайных революционных кружков прокламации «Молодая Россия», в которой говорилось о применение террора как средства для достижения главной цели – установления «социальной и демократической республики». В ней провозглашалась «революция кровавая и неумолимая», отмечалось, что «прольётся река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы». Все, кто не разделял революционные взгляды, объявлялись в прокламации врагами, которых «следует истреблять всеми способами».

Следует отметить, что многие радикалы рассматривали программу, изложенную в прокламации, как ошибочную, в том числе и Герцен с Чернышевским. Первый считал, что крестьянская реформа, умело доведённая до конца, предпочтительнее революции. Второй, видя, что надежды на крестьянское восстание, которое должно было перерасти в революцию, провалились, выдвигал в тот период главной задачей революционеров упорную подготовительную и, возможно, многолетнюю работу по созданию всероссийской социалистической организации, сплочению всех оппозиционных правительству сил, пропаганде революционных идей в городе и особенно в деревне.

Но, тем не менее, левые экстремистские настроения начинали проникать в ряды революционеров.

Как уже отмечалось ранее, в 1866 году на Александра II было совершено первое покушение, которое осуществил Д.В. Каракозов, являвшийся членом одного из студенческих кружков. Это покушение осудили многие даже в революционном лагере. Герцен писал: «Только у диких и дряхлых народов история пробивается убийствами».

Шок и осуждение в обществе, а также среди большинства радикалов вызвала и деятельность революционной студенческой организации «Народная расправа», созданная бывшим учителем приходской школы Сергеем Геннадьевичем Нечаевым. Он установил в организации диктаторскую власть, отличался крайним авантюризмом, широко использовал обман, шантаж, убил одного из студентов – членов организации, который попытался воспротивиться этим порядкам. Методы Нечаева, презиравшего нормы человеческой морали, отрицавшего нравственные критерии для достижения революционной цели, являлись наглядным выражением принципа «цель оправдывает средства». Не случайно великий писатель Ф.М. Достоевский, характеризуя Нечаева, писал, что это «мошенник, а не социалист». Как предостережение для будущих подобных «борцов за народное счастье» Достоевский написал свой известный роман «Бесы».

Характерной чертой 60-х годов стал нигилизм, то есть полное отрицание частью молодёжи идеологии самодержавия, религии, традиционных устоев морали и быта.

На смену революционерам-демократам 50 – 60-х годов, из которых кроме Герцена и Чернышевского наиболее известными были также Николай Платонович Огарёв – друг и соратник Герцена, Николай Александрович Добролюбов – популярный публицист, работавший вместе с Чернышевским в «Современнике», пришло новое поколение революционеров. Это были разночинные интеллигенты – дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства, других слоёв общества, потерявшие связи со своей средой и стоящие вне сословий. Обучаясь в высших учебных заведениях, закончив их, они становились интеллигентами-разночинцами и основной базой революционного движения в пореформенной России.

 

В конце 60-х годов своё законченное выражение получила идеология народничества, у истоков которой стояли Герцен и Чернышевский.

Главным и общим в теории народничества были положения о том, что человечество в своём развитии неизбежно придёт к социализму; капитализм в России не имеет социальных корней, а насаждается сверху, правительством; возможен переход к социализму, минуя капиталистический путь развития; крестьянская община является зародышем социализма, и будущее страны – в общинном социализме; необходимые преобразования могут быть достигнуты только революционным путём, и движущей революционной силой является крестьянство, руководимое организацией революционеров.

Конкретное преломление эти общие идеи нашли в трёх направлениях революционного народничества, которые предлагали различные пути их претворения в жизнь.

Первое – пропагандистское направление. Его идеологом стал Петр Лаврович Лавров. Он считал, что для совершения революции нужна длительная подготовительная работа и, прежде всего, пропаганда в народе социалистических идей, особенно среди крестьянства.

Второе – заговорщическое направление, разработанное Петром Никитичем Ткачёвым. По его мнению, самодержавие не имело никакой опоры среди населения, и поэтому организация профессиональных революционеров-интеллигентов даже без крестьянской революции может путём заговора совершить вооружённый переворот, захватить власть и сверху провести необходимые преобразования.

И третье – бунтарское направление, которое обосновал Михаил Александрович Бакунин. Суть этого направления заключалась в том, что крестьянскую революцию необходимо начать как можно скорее, поскольку она не нуждается в подготовке и крестьяне к ней уже готовы.

В конце 60-х – начале 70-х годов под влиянием идеологии революционного народничества возник целый ряд революционных молодёжных студенческих кружков.

В 1874 году, реализуя программу Бакунина о необходимости как можно скорее поднять крестьян на революцию, началось массовое «хождение в народ» молодых революционеров. Но крестьяне социалистические и революционные призывы не воспринимали, встречали пропагандистов враждебно и часто выдавали полиции.

С целью координации пропагандистской работы в 1876 году была создана новая революционная организация «Земля и воля». Её организаторами стали Марк Андреевич Натансон, Александр Дмитриевич Михайлов, Георгий Валентинович Плеханов, Осип Васильевич Аптекман, Валериан Андреевич Осинский.

Поскольку наскоком, кратковременной агитацией поднять крестьян на бунт не удалось, ставилась задача селиться в деревне и под видом учителей, медицинских работников, кузнецов «сближаться» с народом, готовя его к революции.

Однако и эти планы потерпели поражение. Поднять крестьянское восстание не удалось. Это вызвало разногласия в рядах «Земли и воли». Одни считают, что необходимо и дальше вести пропагандистскую работу. Другие пришли к мнению, что для возбуждения революционных настроений среди населения и дезорганизации работы правительства следует начать совершение террористических актов.

В 1878 году член «Земли и воли» Вера Ивановна Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Фёдора Фёдоровича Трепова в ответ на его приказ о порке политзаключённого. Судом присяжных она была оправдана, что породило у сторонников террора уверенность в поддержке общества. Этим покушением Засулич положила начало политическому террору, который впоследствии сама же осуждала.

Сторонники террора также пришли к выводу, что для решения революционных задач необходимо убить царя. В апреле 1879 года землеволец Александр Константинович Соловьёв совершил неудачное покушение на Александра II.

Обострявшиеся разногласия, в конечном счёте, привели к тому, что в августе 1879 года «Земля и воля» распалась на две организации: «Чёрный передел» и «Народная воля».

Организация «Чёрный передел», куда вошли Г.В. Плеханов, Лев Григорьевич Дейч, Павел Борисович Аксельрод, О.В. Аптекман, В.И. Засулич, Яков Васильевич Стефанович и другие, не получила достаточно широкой поддержки среди революционной интеллигенции. Её пропагандистская и организаторская работа успеха не имела, и спустя два года она прекратила своё существование.

«Народную волю» возглавили А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Александр Дмитриевич Морозов, Вера Николаевна Фигнер и другие. Организация ставила своей целью осуществление политического переворота, после которого должна была начаться социалистическая революция.

Главным орудием борьбы народовольцы считали террор. Они осуществили ряд террористических актов против представителей царской администрации с целью, как они писали в своих документах, «подорвать обаяние правительства» и поднять «революционный дух народа». Но во главу угла была поставлена задача убийства царя, после которого, по мнению народовольцев, власть будет парализована и начнётся революция. После целой серии покушений на Александра II эта задача 1 марта 1881 года была, наконец, выполнена, но ожидаемой революции не произошло. Участники и организаторы покушения были казнены, прошли аресты народовольцев, организация прекратила своё существование.

В 70 – 80-е годы XIX века начало весомо заявлять о себе рабочее движение.

На ряде предприятий довольно частым явлением стали забастовки или, как их называли в России, стачки. Самая мощная забастовка произошла в пореформенной России в 1885 году на Никольской мануфактуре промышленника Саввы Тимофеевича Морозова в Орехово-Зуеве, вошедшая в историю как Морозовская стачка. Но стачки в тот период носили экономический характер, и попытки призвать рабочих к революционной борьбе успеха у народников не имели.

Большого влияния на рабочее движение не оказали и создаваемые народниками рабочие кружки, которые, по мнению их организаторов, должны были, действуя среди рабочих, дезорганизовать политическую жизнь страны путём проведения уличных демонстраций и стачек. Не достигли этой цели и первые организованные народовольцами рабочие союзы: «Южно-российский союз рабочих», созданный в 1875 году, и «Северный союз русских рабочих» - в 1878 году. Они были немногочиленными, просуществовали недолго, и вскоре их раскрыла полиция.

Кризис народничества способствовал поиску новых путей революционной борьбы. Российские революционеры обратились в начале 80-х годов XIX века к марксизму – теории классовой борьбы, совершения рабочим классом социалистической революции, образования государства диктатуры пролетариата и построения взамен уничтоженного старого капиталистического общества нового – социалистического и коммунистического. Создателем этой теории был Карл Маркс, родившийся в 1818 году в Пруссии, в семье адвоката-еврея.

В 1883 году за границей, в Женеве, была создана первая марксистская группа «Освобождение труда», ставившая своей целью пропаганду и распространение марксизма в России. Её организаторами были бывшие активные участники народнической организации «Чёрный передел» Г.В. Плеханов, П.В. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, О.В. Аптекман, Василий Николаевич Игнатов.

Создавался ряд марксистских социал-демократических кружков и в самой России. В 1895 году в Санкт-Петербурге был образован «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» - самая многочисленная из всех ранее существовавших в России марксистских организаций. Его главными создателями и руководителями были В.И. Ленин и Юлий Осипович Мартов (Цедербаум).

Характерной особенностью революционного движения в России являлось то, что уже с 70-х годов XIX века очень заметную и активную, впоследствии, в ряде случаев, и главную роль в нём стали играть евреи.

До конца XVIII века евреев в русском государстве было очень мало. После трёх разделов Польши, где проживало огромное количество евреев, они стали русскими поданными. Но правительство ввело для них так называемую черту оседлости – территорию, где должна была проживать основная масса еврейского населения. Исключение делалось для принявших православие и лютеранство, а также купцов 1-й гильдии, ремесленников, квалифицированных специалистов, например, врачей, учёных и так далее. И хотя в эту черту были включены не только земли, где ранее проживали евреи, но и добавлена ещё часть других, в первую очередь, южных русских губерний, запрет селиться в остальной России вызывал постоянное и естественное недовольство еврейского населения. Кроме того, правительство предприняло ряд мер, которые, с его точки зрения, должны были способствовать «вживанию», врастанию евреев в русскую жизнь. Например, неудачей закончившаяся попытка привлечь евреев к земледельческому труду, сделав их крестьянами, каковыми являлась основная масса населения России. Эта и некоторые другие меры и ограничения воспринимались евреями как ущемление прав еврейского кагала (общества). Негибкая, непродуманная политика власти в отношении евреев и в то же время нежелание большого количества евреев, в ряде случаев, следовать законам и традициям Русской империи, взаимные непонимание и неуступчивость власти еврейского общества привели, в конечном счёте, к тому, что значительная часть евреев была настроена против правительства, видела в самодержавии своего врага и стала бороться за его свержение.

Уже в конце XIX века в России возникли первые политические партии. Они появились на национальных окраинах Российской империи: в Польше, Финляндии, Литве. Численность их была незначительной и основной роли в российском революционном движении они не играли.

В сентябре 1897 года был создан «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» - БУНД (на идише – «союз»), объединивший значительную часть еврейских ремесленников и промышленных рабочих. Марксизм трактовался руководством этой партии применительно к представлениям об особой миссии еврейского народа.

В 1898 году БУНД при<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: