Развитие философии на Востоке и Западе при всей их самобытности и специфичности имеет





ряд общих закономерностей:


• зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);


• философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об-


щества

1 тыс. до


и

н.э. –


государства

формирование


(Древняя

рабовладельческого


Индия

общества; Китай



V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие ра-


бовладельческого государства);


• она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-


ного, любви и ненависти и др.);


• ей присущ мировоззренческий характер философского знания;


• она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость


(стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, на-


пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,


 

 


даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция –


Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)


Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:


• Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада


является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-


логические, эстетические, этические и другие вопросы;


• специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспри-


нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана


– высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-


ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);


• в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),


на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);


• при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского


человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – про-


блемами государства, закона, управления, власти и т.п.

 


2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 


Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии


философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую


европейской традицией в философии.


Узловые пункты ее развития:


• переход от языческой религии к монотеистической;


• перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле-


дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-


ская мораль становится неотделимой от веры и религии;


• одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-


антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;


П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло-


ва);


схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и


теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование


которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).

 


2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)

 


В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в


частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу-


ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов


(Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).


Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):


гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости,


человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело-


веческому достоинству;


• осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные


проекты

(Т. Мор, Т. Кампанелла);


переустройства
общества


натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются


основы современного естествознания, современный образ науки.

 


2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 


В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи-


лософов:


 

 


проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи-


ноза);


проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-


ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании


двух

ций – материальной и духовной).

Для философии Нового времени характерна ориентация на

с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.

 

2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.


субстан-

 

науку

 


В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой


провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-


тескье,


Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-


ном, материалистически.


Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це-


лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного


ложного мировоззрения».


В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических


позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.

 


2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 


С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее


глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого


идеализма


И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-


ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-


ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.


Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических


философских системах. Основными ее заслугами можно считать:


• развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-


лектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию


Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);


• использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.


Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере


исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры че-


ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).


Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-


ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-


цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде-


ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе-


ние природы.

 


2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.


МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 


Философские предпосылки философии марксизма:

 

 


французский материализм второй половины XVIII в.;


немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-


ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;


• антропологический материализм Фейербаха.


Особенности философии марксизма:


 

 


основной вопрос философии решается материалистически;


истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри-


терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-


чувствительной деятельности человека;


• диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;


• провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.


Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –


П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов


и В.И. Ленин.

 


2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ

 


Основные этапы развития:


1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: