ряд общих закономерностей:
зарождение в лоне мифологии (путь становления философии от мифа к Логосу);
философия формируется как форма общественного сознания с возникновением классового об-
щества
1 тыс. до
и
н.э. –
государства
формирование
(Древняя
рабовладельческого
Индия
общества; Китай
–
–
V – IV вв. до н.э. – процесс классового расслоения общества; Греция – VII – VI вв. до н.э. – развитие ра-
бовладельческого государства);
она обращена к общечеловеческим ценностям (проблемы добра и зла, прекрасного и безобраз-
ного, любви и ненависти и др.);
ей присущ мировоззренческий характер философского знания;
она стремится к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость
(стихийно применяемые философами древности два основных метода – диалектика и метафизика, на-
пример, диалектические моменты философии Гераклита, Сократа, Аристотеля, философии «Упанишад»,
даосизма и др.; метафизический метод исследований Парменида, Мелисса, последователей Конфуция –
Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др.)
Необходимо отметить и отличия философских учений Востока и Запада:
Восток концентрирует свое внимание в основном на проблемах человека, а философия Запада
является скорее многопроблемной: это натурфилософские, онтологические, гносеологические, методо-
логические, эстетические, этические и другие вопросы;
специфика в разработке категориального аппарата: в философии Востока органически воспри-
нимаются категории, предложенные мифологией (инь – женское начало, ян – мужское начало, нирвана
– высшее состояние души и др.), хотя есть и традиционно-философские категории, которыми в основ-
ном пользуется западная философия (сущность, количество, качество, время и др.);
в западной философии в основном разработаны проблемы логики (Сократ, Платон, Аристотель),
на Востоке этим занималась школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждения, логика);
при решении социальных проблем восточная философия занимается проблемой Вселенского
человека (у Конфуция – иерархия социальной структуры через обращение к Небу), западная же – про-
блемами государства, закона, управления, власти и т.п.
2.2 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Гибель античной философии следует понимать как исторически неизбежный результат в развитии
философской мысли, связанный с вхождением человечества в новую цивилизацию, часто называемую
европейской традицией в философии.
Узловые пункты ее развития:
переход от языческой религии к монотеистической;
перенесение центра философской проблематики от чувственно-материального Космоса к иссле-
дованию проблем бытия Бога (Филон Александрийский, Ориген, Климент, Августин и др.); христиан-
ская мораль становится неотделимой от веры и религии;
одной из центральных проблем средневековья становится спор об универсалиях в разных вари-
антах его решений (Боэций: универсалии бестелесны и существуют только в общем, но не в индивидах;
П. Абеляр: каждому имени соответствует реальная сущность; Бонавентура: универсалии есть лишь сло-
ва);
схоластическая философия (Ф. Аквинский) выдвигает проблему соотношения философии и
теологии (философия способна предоставить полезное знание о божественной сущности, использование
которого поможет праведному человеку в достижении непосредственного созерцания Бога).
2.3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV – XVI вв.)
В эпоху Возрождения философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в
частности, через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культу-
ры; эстетический подход играет здесь доминирующую роль, особенно, у гуманистов
(Э. Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Л. Валла и др.).
Основные черты философии Ренессанса (Возрождения):
гуманизм (лат. humanus – человечный), основанный на принципах равенства, справедливости,
человечности отношений между людьми; это мировоззрение проникнуто любовью, уважением к чело-
веческому достоинству;
осмысление проблем государства и права (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк), социальные
проекты
(Т. Мор, Т. Кампанелла);
переустройства
общества
натурфилософия (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.); формируются
основы современного естествознания, современный образ науки.
2.4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В философии Нового периода можно выделить две основные проблемы, занимавшие умы фи-
лософов:
проблема метода в познании (эмпиризм – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, рационализм – Р. Декарт, Б. Спи-
ноза);
проблема субстанции (substantia (лат.) – первооснова, сущность); она разрешалась в рамках ра-
ционализма (Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций; Р. Декарт: учение о существовании
двух
ций – материальной и духовной).
Для философии Нового времени характерна ориентация на
с одной стороны, и юридически-правовую сферу – с другой.
2.5 ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII в.
субстан-
науку –
В философии Просвещения необходимо сделать акцент на просветительскую тенденцию, в которой
провозглашается культ Разума и придается большое значение знаниям в социальном развитии (Ш. Мон-
тескье,
Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро). Основная проблема философии решается, в основ-
ном, материалистически.
Еще одна важная черта – «просветительский атеизм», критика религиозного мировоззрения в це-
лом, и религиозных социальных институтов, священников как «выразителей и проводников данного
ложного мировоззрения».
В теории познания французские материалисты выступали с метафизических и сенсуалистических
позиций, основанных на абсолютизации роли созерцания и ощущений.
2.6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С конца XVIII в. начинается критический пересмотр принципов Просвещения. Одним из наиболее
глубоких критиков просветительского понимания науки и разума выступил родоначальник немецкого
идеализма
И. Кант, чье мировоззрение сформировалось в русле просветительских идей. Он создает гносеологиче-
ское направление в философии, именуемое агностицизмом (непознаваемость «вещей в себе»), развива-
ет этику, базирующуюся на понимании человека как высшей ценности.
Классическая немецкая философия получила свое наиболее полное выражение в идеалистических
философских системах. Основными ее заслугами можно считать:
развитие и применение диалектического метода в познании (Г.В.Ф. Гегель конструирует диа-
лектику как систему, формируя основные законы и категории диалектики применительно к развитию
Абсолютной Идеи; И.Г. Фихте развивает учение о диалектическом способе мышления);
использование принципа историзма в идеалистических системах (практическая философия Ф.
Шеллинга исследует проблему человеческой свободы и приходит к выводу о необходимом характере
исторических законов; Гегель создает грандиозную философскую систему всей духовной культуры че-
ловечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа).
Несмотря на то, что немецкая классическая философия в основном развивалась в русле идеалисти-
ческих систем, в ее недрах и на ее фундаменте возникла одна из мощнейших материалистических кон-
цепций. Это материализм Л. Фейербаха, который за начало бытия берет природу как конечное, опреде-
ленное, реальное; в центре построения его философской системы находится человек, как высшее творе-
ние природы.
2.7 ПАНОРАМА ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XIX в.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философские предпосылки философии марксизма:
французский материализм второй половины XVIII в.;
немецкая классическая философия, в особенности диалектика Гегеля, переработанная К. Мар-
ксом и Ф. Энгельсом на основе материалистических принципов;
антропологический материализм Фейербаха.
Особенности философии марксизма:
основной вопрос философии решается материалистически;
истина понимается как результат совпадения представлений человека и действительности; кри-
терием истины является практика, взятая в историческом развитии; предпочтение отдается предметно-
чувствительной деятельности человека;
диалектика трактуется как теория и всеобщий метод познания;
провозглашается требование тесного союза философии и естествознания.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи –
П. Лафарг, А. Лабриола, А. Грамши и др. Наиболее видными марксистами в России были Г.В. Плеханов
и В.И. Ленин.
2.8 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные этапы развития:
1 фИЛОСОФИЯ ХI – ХVII ВВ. ДОПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА, ИЛИ ДРЕВНЕРУССКАЯ