Обзор Российского рынка замороженных продуктов




Мировой рынок замороженных продуктов питания в 2012 году оценивался в $ 234,9 млрд. По прогнозам экспертов, он продолжит свое развитие со среднегодовым темпом роста в 3,7% – до $ 261,9 млрд к 2015 году (рис. 1).

Хотя объем рынка замороженных продуктов в США довольно велик, все же он уступает европейскому рынку и находится на втором месте в глобальном масштабе. На рынках стран Европейского союза наблюдается существенная разница в продажах замороженных продуктов. Так, большие продажи наблюдаются в северных странах – Скандинавии и Северной Европе, в то время как в Испании и Италии они остаются невысокими. Кроме того, стоит отметить, что хотя емкость рынков стран Восточной Европы пока невысока, в будущем, благодаря повышению уровня благосостояния и изменениям в образе жизни потребителей (рост числа работающих женщин), она существенно увеличится [15].

Что касается Азии, то здесь первое место принадлежит Японии, а не Китаю, как стоило ожидать. Впрочем, в будущем эта ситуация может существенно изменится благодаря огромному и постоянно растущему населению КНР, а также экономическим изменениям, происходящим в стране.
Российский рынок замороженных продуктов пока уступает как рынкам Северной Америки, так и рынкам стран ЕС. В 2012 году объем отечественного рынка составил $ 4,2 млрд, или 1950 тысяч тонн (рис. 2).

Потребление замороженной продукции на душу населения в России составило 14,04 килограмма (для сравнения: в США уровень потребления составляет 57 килограммов на человека, а в ЕС – 25,3 килограмма). Основной объем потребления приходится на Москву и Санкт-Петербург. Городские жители, как правило, приобретают продукцию среднего и верхнего ценового сегмента, обращая внимание на качество продукта и его воздействие на здоровье. Также при принятии решения о покупке потребители обращают внимание на функциональность и инновационность продукта, периодически отдавая предпочтение охлажденным продуктам или продуктам глубокой моментальной заморозки, а также импортной продукции. В регионах уровень потребления исследуемой категории ниже, популярностью пользуются традиционные марки низкой и средней ценовой категории. Однако в будущем ситуация может измениться [2].

Также добавим, что на российском рынке, по сравнению с рынками стран ЕС или Северной Америки, представлено большое количество мясных изделий, в частности пельменей. Пельмени традиционно популярны в России, кроме того, для их приготовления в домашних условиях требуется много времени, которое россияне предпочитают потратить на свои нужды. Также в РФ распространение замороженных овощей и фруктов, которые сейчас занимают большую долю рынка в Европе, происходит не такими высокими темпами – около 4% в натуральном выражении.

Развитие рынка замороженных продуктов в целом связано с изменением и ускорением ритма жизни россиян и ростом реальных располагаемых доходов. Самыми частыми потребителями замороженных продуктов являются молодые мужчины в возрасте до 35 лет, у которых не хватает свободного времени для приготовления еды. Также все большее число работающих женщин пользуются замороженными продуктами в повседневной жизни.

Некоторое замедление рынка в 2011 году, вызванное снижением доходов населения, вновь сменилось развитием. По итогам 2012 года, рост рынка составил 6,6 и 4% – соответственно в стоимостном и натуральном выражении.
По итогам ушедшего года, основную долю рынка в натуральном выражении – 44,6%, или 868,7 тысячи тонн, – занимают мясные полуфабрикаты (рис. 3).

При этом более половины категории приходится на мясо птицы, поскольку потребители воспринимают его как диетическое и более полезное для здоровья. На втором месте по объемам продаж располагается готовая замороженная продукция – в том числе блины и вареники – с долей 27,4%, или 535,08 тысячи тонн. На третьем и четвертом местах с приблизительно одинаковыми объемами продаж – соответственно 12,7 и 9,8% – находятся замороженные овощи/фрукты и рыбные полуфабрикаты. Стоит отметить, что категория овощи/фрукты включает в себя, в том числе ягоды и грибы, а основную долю продаж в этой категории формируют овощные смеси.
По итогам 2012 года, наибольший рост – 10% – показала категория прочих замороженных продуктов, которая включает в себя замороженные супы, национальные блюда, замороженную выпечку, десерты, пиццу и другие виды. Такой высокий темп роста стал возможен благодаря быстрому увеличению продаж замороженных супов (грибного супа, супа с брокколи, рассольника с укропом, томатного супа), а также выпечки.

Одним из лидирующих игроков российского рынка является ЗАО «Качественные продукты» (Москва) – крупный дистрибьютор и производитель замороженных продуктов питания. Предприятие выпускает продукцию под марками «Мама дома», «Русский хит» и «Шамаханские». В настоящее время в компании осуществляется серьезный проект по запуску новой марки, которая позволит компании закрепиться на рынке замороженных полуфабрикатов [17].

Также среди лидеров рынка выделяют петербургские ЗАО «Талосто» (ТМ «Богатырские», «Мастерица», «Сам Самыч») и ООО «Дарья» (ТМ «Легкая жизнь», «Грандшеф», «Дарья»).

Уровень потребления замороженных продуктов в России остается низким, поэтому потенциал развития этого рынка достаточно велик. Согласно данным

УК «Финамменеджмент», не исключен рост рынка на 5-7% в стоимостном выражении по итогам 2013 года. В будущем динамику российского рынка замороженных продуктов будет определять множество факторов в том числе:

* изменение цены на сырье для производства продукции;

* увеличение уровня доходов населения;

* изменение образа жизни россиян, ускорение ритма жизни в регионах;

* переключение потребителей на более качественные продукты, а также на продукцию с высокой добавленной стоимостью;

* развитие сегмента fast-food;

* членство в ВТО и изменения в объемах производства мяса и регулировании некоторых отраслей сельского хозяйства, особенно свиноводства;

* консолидация компаний, M&A-сделки и вытеснение мелких производителей.
Развитие российского рынка замороженных продуктов также будет происходить за счет запуска новых продуктов и расширения продуктовой линейки, дальнейшего повышения качества продукции и активной маркетинговой поддержки. Это будет связано с увеличением маркетинговых бюджетов ведущих компаний и их инвестиционной активности, направленной на освоение рынка.

Кроме того, с развитием современных форматов сетевого ритейла также будет расти объем продаж исследуемой категории. Это объясняется тем, что для супермаркетов и гипермаркетов замороженные продукты являются высоко оборачиваемой (не более 8 дней) и высокорентабельной категорией товаров: так, занимая от 5 до 8% суммарного оборота, замороженные продукты приносят до 13% прибыли.

Говоря о конкурентном окружении, стоит отметить, что из-за невысоких барьеров для входа новых компаний на рынке действует большое количество игроков как регионального, так и федерального уровня, а это будет усиливать конкуренцию. Поэтому производителям, стремящимся усилить свои позиции на российском рынке, следует уделить внимание грамотным маркетинговым стратегиям и продуманному позиционированию своих продуктов. В будущем потребители будут обращать внимание на качество продуктов, их упаковку, дополнительные свойства, калорийность, ассортимент (различная степень готовности замороженных блюд, охлажденные блюда / блюда глубокой заморозки) [1].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: