Глава 1 .Особенности интеллектуальной собственности.




1.1. Определение интеллектуальной собственности.

 

Интеллектуальная собственность (условный собиратель­ный термин) включает права, относящиеся к литератур­ным, художественным и научным произведениям, научным открытиям, изобретениям и т.д. Несколько упрощая, мож­но сказать, что к интеллектуальной собственности относит­ся информация, которая может быть представлена на мате­риальном носителе и распространена в неограниченном ко­личестве копий по всему миру. Собственностью являются не эти копии, а отражаемая в них информация.

Интеллектуальная собственность обычно подразделя­ется на промышленную собственность и произведения, ох­раняемые авторским правом.

Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятая в Сток­гольме 14 июля 1967 г., предусматривает, что объектами права интеллектуальной собственности являются:

1) литературные, художественные произведения и на­учные труды;

2) исполнительская деятельность артистов, фонограм­мы и радиопередачи;

3) изобретения во всех областях человеческой деятель­ности;

4) научные открытия;

5) промышленные образцы;

6) товарные знаки, знаки обслуживания и коммерчес­кие наименования и обозначения;

7) пресечение недобросовестной конкуренции.

 

Данный перечень конкретных видов интеллектуальной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен национальным законодательством.

Говоря об объектах интеллектуальной собственности, необходимо выделить их отличительные черты:

1) все объекты интеллектуальной собственности — результаты (или проявления) деятельности ума — это прямые и непосредственные проявления человеческого таланта в области науки, техники, литературы, искусства. Именно поэтому такого рода собственность обозначается как "интеллектуальная";

2) результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда. Они могут быть предметом трудовых контрактов, договоров купли-продажи, передачи прав для использования другими субъектами, т. е. не авторами, изобретателями. Субъект осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при этом не требуется;

3) продукты интеллектуальной деятельности выступают носителями определенной информации. Это — новые решения технических задач (изобретения, промышленные образцы) сведения о месте производства товара и т. д. Сама информация имеет нематериальный характер и, лишь будучи воплощенной в объективную форму (текст, символ, графический знак и т. д.), может быть включена в гражданско-правовой оборот в качестве интеллектуальной собственности;

4) большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов (изобретателей), чьи имена сопровождают данные объекты;

5) интеллектуальные продукты имеют нематериальный, невещественный, бестелесный характер в отличие от объектов вещных прав. Как всякие нематериальные объекты, не имеющие натуральной формы, результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации, они могут устаревать лишь морально;

6) между объектами интеллектуальной собственности существует системная связь. Например, на этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты, и последующие в известной мере зависят от предыдущих. Первоначально объективное выражение получают результаты научной деятельности — теории, гипотезы, уравнения, открытия и т. д. Воплощенные в рукописи, опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, они нередко служат основанием перехода к опытно-конструкторским работам. Результатом этого являются изобретения, промышленные образцы, математические расчеты и т. д. — объекты интеллектуальной собственности.

 

 

1.2. Виды интеллектуальной собственности

 

Изобретение

 

Именно изобретение, т.е. оригинальное, творческое решение какой-либо проблемы, изначально стало объек­том правовой охраны в разных странах. Осознание его зна­чения как собственности дало толчок к принятию в раз­ных странах законов, защищающих и охраняющих этот вид собственности.

Существуют два понятия «изобретение»: правовое (па­тентное) и техническое. Правовое понятие, различное в разных странах, призвано возможно точнее отразить грани­цы, в которых на данный момент времени экономически целесообразна юридическая защита новых научно-техничес­ких знаний.

Как техническое понятие изобретение — это новое и обладающее существенными отличиями техническое реше­ние задачи в любой отрасли народного хозяйства, социаль­но-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.

Изобретению предоставляется правовая охрана на ос­нове патента, если оно считается новым, т.е. не известно из уровня техники и для специалистов явным образом не следует из этого уровня (так называемый изобретательский уровень).

Общепринятая система охраны технических новшеств базируется на следующих основных принципах:

- принцип признания за патентообладателем исключи­тельного права на использование запатентованного объекта;

- принцип разумного баланса интересов патентообла­дателя и интересов общества: ограниченность срока действия патента, соблюдение требования внесения действительного вклада в уровень техники, возможность свободного исполь­зования объекта для научного эксперимента и т.п.;

- принцип предоставления охраны лишь объектам, от­вечающим определенным требованиям, причем если заявка на них была подана в Патентное ведомство;

- принцип охраны прав и интересов не только патен­тообладателей, но и действительных создателей объектов.

 

Полезная модель

Полезная модель — это новое решение технической задачи, относящееся к устройству. Объект, защищаемый в качестве полезной модели, должен иметь явно выраженные пространственные формы (компоновку). Поэтому ни способы (технологические процессы), ни вещества в качестве полезных моделей не защищаются. В сущности, полезная модель — это название, применяемое к изобретениям в об­ласти механики.

В Патентном законе Российской Федерации полезная модель определена как «конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их состав­ных частей». Охрана полезных моделей обеспечивает для среднего и мелкого предпринимательства, отдельного изоб­ретателя механизм быстрой и дешевой защиты их конструк­тивных разработок.

Приведём пример полезной модели. В Республике Корея защищена конструкция зажигалки, ском­бинированной с открывалкой для пивных бутылок. Практическая ее полезность, несмотря на невысокий творческий уровень разра­ботки, не вызывает сомнения. Выпуск данной конструкции обес­печил производителю высокие прибыли, а наличие охранного до­кумента на полезную модель защитило его монопольные права как патентообладателя.

Полезные модели охраняются в России, Японии, Гер­мании, Италии, Южной Корее и др. Критерии патентоспо­собности полезных моделей в основном такие же, как и изоб­ретений: новизна, промышленная применимость, полез­ность, уровень изобретательского творчества.

Полезные мо­дели отличаются от изобретений двумя аспектами:

во-первых, требуемый уровень технологического про­гресса ниже;

во-вторых, срок охраны гораздо короче (5 лет).

Более короткий срок охраны полезных моделей по срав­нению с изобретениями обусловлен достаточно быстрым обновлением потребительского рынка в условиях конкурен­ции и, в связи с этим, значительно более простым механиз­мом их защиты. Заявка на полезную модель подвергается только формальной экспертизе, и свидетельство на полез­ную модель может быть получено заявителем через полгода.

Негативным последствием данной системы является мень­шая надежность выдаваемой охранной грамоты и, как след­ствие, возможность оспаривания правомерности выдачи свидетельства. Чтобы этого не допустить, заявитель вправе ходатайствовать о проведении информационного поиска по заявке для определения уровня техники и оценки новизны полезной модели.

Механизм охраны полезных моделей в России преду­сматривает следующую особенность. Если после проведе­ния информационного поиска установлен высокий творчес­кий уровень разработки, то в период до принятия решения о выдаче соответствующего свидетельства возможно преобра­зование заявки на полезную модель в заявку на изобретение. Кроме того, срок действия свидетельства на полезную мо­дель в отличие от патента может быть продлен.

 

Промышленные образцы

В последние годы потребители все более заинтересо­ваны в том, чтобы изделия, которые они покупают, были не только полезными, но и привлекательными в эстетичес­ком плане. Это, с одной стороны, заставляет производите­лей вкладывать в дизайн все больше средств, а с другой — вызывает необходимость защиты результатов творческого тру­да дизайнеров посредством регистрации соответствующих об­разцов.

Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внеш­ний вид.

Промышленные образцы относятся к сфере дизайна, но в то же время служат в качестве моделей в промышлен­ном или кустарном производстве. Промышленный образец представляет собой решение эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Декоративная сторона выража­ется в форме, структуре, цвете изделия и должна воздей­ствовать на зрительное восприятие. Образец должен быть воспроизводимым промышленными средствами, поэтому он и называется промышленным. Если этот момент отсутству­ет, изделие подпадает скорее под категорию произведений искусства, защита которых обеспечивается законодательством об авторском праве.

В мировой практике различают в основном две разно­видности промышленных образцов:

1. Общеполезные (полезные) образцы, которые наряду с удовлетворением художественных, эстетических требований являются решением технической задачи.

2. Промышленные рисунки и модели, которые прежде всего охраняют эстетическую сущность рисунков изделий (например, этикетки на спичечные коробки, бутылки с без­алкогольной и винно-водочной продукцией, расцветки тка­ней и т.д.).

 

Промышленные образцы могут быть объемными (модели), плоскостными (рисунки), комбинированными (табл. 1)

Наряду с эстетическими свойствами важными крите­риями промышленного образца являются его новизна (США, Япония и др.), оригинальность внешнего вида изделия (Фран­ция) или сочетание этих условий (Англия, ФРГ).

 

Таблица 1 Виды промышленных образцов

Виды Характеристика Пример
Объемные   Композиция,в основе которой лежит развитая трехмерная объемно-пространственная структура Внешний вид кресла, автомобиля, телефон­ного аппарата
Плоскостные   Двухмерное линейно-цвето­графическое соотношение элементов (конфигурация, орнамент, сочетание цветов)   Внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани  
Комбинированные   Признаки, присущие объемными плоскостным промышленным образцам Внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок, обуви, упаковки, строительной отделочной плитки.

 

Промышленные образцы защищаются против непра­вомочного копирования или имитации. Как правило, срок такой защиты определен в пять, десять или пятнадцать лет (в России — до 5 лет). Документ, удостоверяющий защиту промышленного образца, называют свидетельством о регис­трации или патентом.

Патент защищает владельца, как от полного копирова­ния промышленного образца, так и от имитации, т.е. по­пыток внести небольшие изменения, сохранив сущность (на­пример, использование при производстве одежды более де­шевой фурнитуры и тканей).

Заявитель, согласно отечественному законодательству, может выбирать форму юридической охраны нового и ори­гинального дизайна изделия — по нормам авторского права, или в соответствии с Патентным законом РФ, или одновре­менно по авторскому и патентному праву. Это позволит в случае нарушений определить наиболее эффективную фор­му преследования нарушителя.Авторское право, получаемое явочным порядком, за­щищает объект только от копирования и эффективно обес­печивает охрану образцов, являющихся прежде всего произ­ведениями дизайна (мебель, высококлассная модная одеж­да), так как какие-либо незначительные изменения резко ухудшают эстетическую привлекательность образца. Патент­ное законодательство предоставляет владельцу исключитель­ные права, т.е. право «исключать» из хозяйственной дея­тельности своих конкурентов, но при этом требуется прове­дение экспертизы. Патентное право эффективно для объек­тов долгосрочного использования, совмещающих ориги­нальный дизайн с научно-техническими решениями.

Пример использования промышленного образца: Одежда «АLТА МОDА» после технологической адаптации пере­ходит в разряд «первой линии» и, в отличие от коллекционной, изготавливается небольшим тиражом в несколько сот или одну-две тысячи экземпляров, становясь доступной для среднего класса на­селения. И если при создании новых моделей достаточно автор­ского права, то при выпуске небольшой серии уже необходима па­тентная охрана, так как возможны попытки имитации.

 

Товарные знаки и знаки обслуживания

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначе­ния, способные отличать товары и услуги одних юридичес­ких или физических лиц от однородных товаров и услуг дру­гих юридических и физических лиц.

Товарный знак — это символ, предназначенный в пер­вую очередь для идентификации производителя, указываю­щий, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары. Одинаковые товары могут изготавливаться разными производителями и распространяться разными продавцами и все они могут использовать свои товарные знаки. Конку­рирующие товары будут различаться единственно по товар­ным знакам. Чтобы это работало на практике, товарные знаки должны быть не только разными, но и должны обладать вы­сокими различительными свойствами.

История товарных знаков насчитывает тысячелетия. Примерно с 5000 года до нашей эры на глиняной посуде появляются обозначения, которые можно классифицировать как товарные знаки. Посуда, произведенная в Китае в пе­риод царствования императора Хонг-То, была маркирована обозначениями, которые указывали имя правящего импера­тора и имя производителя или место производства. Прак­тическое использование товарного знака широко началось в XIX в.

Первое практическое использование товарного знака связано с именами Уильяма Проктора и Джеймса Гембла.

До 1880 г. мыло производилось в домашних условиях или поку­палось на вес, т.е. продавец отрезал кусок мыла подобно тому, как это делается с маслом. Технология производства мыла была крайне несовершенна, и качество продукта отличалось от партии к партии. Уильяму Проктору и Джеймсу Гемблу удалось создать тех­нологию, обеспечивающую получение мыла постоянного качества. Американская компания «Procter & Gamble » выбрала для произ­водимого ими мыла наименование «Ivory», которое и было заре­гистрировано как товарный знак. Этот товарный знак не только идентифицировал производителя, но и использовался и использу­ется до настоящего времени в рекламных целях как символ высо­кого качества и чистоты.

Товарные знаки могут быть самыми разнообразными: одна оригинально изображенная буква или цифра, целая фраза или лозунг, эмблема, виньетка (табл.2). Неко­торые товарные знаки являются неотъемлемой частью то­вара, например, особый вид кромки ткани или особая форма горлышка бутылки. Этот последний пример важен, поскольку он показывает, что товарные знаки могут быть трехмерными.

Таблица 2.Виды товарных знаков

 

Слова “Apple”,”Волга”,”Microsoft”
Произвольные обозначения “Coca-cola”,”Xerox”,”Блиндональтс”
Имена “Ford”,”Mercedes”
Лозунги “Невозможное возможно”,”Есть идея.Есть Икея”
Конструкции Звезда на автомобилях “Mercedes-Benz”
Числа “777” для игровых автоматов
Сочетания букв BMW,KFC,
Рисунки и символы Символ компании MIchlen,микки-маус и т.д.
Обьёмные товарные знаки Оригинальные виды упаковки (бутылки,флаконы духов и т.д.)

 

Товарный знак выполняет следующие функции:

• является ориентиром при выборе того или иного то­вара, так как выбор основывается на таких ожидаемых свой­ствах товара, как размер, цвет, аромат, вкус, долговечность, эффективность в эксплуатации, т.е. определенном его каче­стве;

• дает возможность изготовителям товаров распознать свои товары, когда они уже перешли в распоряжение других владельцев, например, магазинов, которые их продают;

• позволяет органам, отвечающим за контроль каче­ства товаров, распознать их владельцев; в случае использо­вания одинаковых или трудно различимых фирменных наиме­нований товарный знак позволяет отличить товары одного про­изводителя от похожих товаров другого производителя;

• выполняет рекламную функцию. Владелец товарного знака может ставить рядом с то­варным знаком предупредительную маркировку, указываю­щую на то, что применяемое обозначение является товар­ным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Закон не устанавливает в этом отношении каких-либо тре­бований, предоставляя владельцу товарного знака свободу выбора, тем более, что применение предупредительной мар­кировки не является обязательным. Но любой выбор дол­жен отвечать следующим условиям: предупредительная мар­кировка должна указывать на то, что обозначение является товарным знаком, и данный товарный знак зарегистрирован в России.

Закон устанавливает определенные требования к то­варному знаку, основными из которых являются следующие:

- товарный знак должен состоять из обозначений, об­ладающих различительной способностью;

- он не может представлять собой герб, флаг и эмбле­мы, сокращенные или полные наименования международ­ных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

- не должен состоять из обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами;

- не может представлять собой обозначение, указыва­ющее на вид, качество, свойства, назначение, ценность то­вара, а также на место и время его производства или сбыта;

- ни в целом, ни в своих элементах обозначение не должно вводить в заблуждение потребителя, противоре­чить общественным интересам, принципам гуманности и морали.

 

 

1.3 Модели оценки интеллектуальной собстсвенности.

Как любая собственность, интеллектуальная собственность имеет стоимость. При отсутствии эффективного рынка технологий (со мно­гими покупателями, многими продавцами и свободным доступом к информации о ценах) определение рыночной стоимости конкретной технологии представляет собой сложную задачу. Существует несколько методов, которые подходят для оценки интеллектуальной собственности. Чаще всего для определения стоимости интеллектуальной собственности используются следующие: восстановительная стоимость, стоимость дисконтированных доходов, рыночная стоимость, приращение стоимости.

Восстановительная стоимость

Восстановительная стоимость определяет стоимость возмещениясобственности. Практически стоимость возмещения интеллектуальнойсобственности равна стоимости научно-исследовательской разработки, хотя теоретически они отличаются (стоимость разработки —. это фактическая стоимость, то, чего действительно стоило разрабо­тать технологию в то время, когда она разрабатывалась, а восстано­вительная стоимость — это оценка стоимости достижения такого же результата сейчас; эти цифры могут сильно отличаться). Восстанови­тельная стоимость — это сумма расходов на исследования, экспери­менты, документацию, услуги юристов в текущих ценах. Недостаток этого метода в том, что он предполагает одинаковую отдачу от каж­дого доллара, вложенного в научно-исследовательские работы. Оши­бочность такого предположения очевидна. Следуя его логике, можно прийти к выводу, что дорогостоящий провал стоит дороже успеха, достигнутого при небольших затратах. Однако, поскольку восстано­вительная стоимость базируется только на точных, проверяемых подлинных данных, ее очень любят некоторые бухгалтеры.

Пример неудачного использования данной теории: Попытка разработать самолет на ядерном топливе была, наверное, самым дорогостоящим провалом среди научно-исследовательских работ последних десятилетий. Согласно методу восстановительной стоимости, конечный ре­зультат этой разработки должен стоить миллиарды долларов (хотя никто не даст за него и цента).

 

Это не значит, однако, что оценка интеллектуальной собственно­сти методом восстановительной стоимости не имеет права на сущест­вование. Этот метод применим к оценке стоимости секрета производ­ства. Напомним, что секрет производства могут законно открыть за­ново при обратном инжиниринге или независимом исследовании. Поскольку стоимость секрета производства не может превышать стоимость его открытия заново, стоимость возмещения (независи­мой разработки или обратного инжиниринга) — верхний предел стоимости секрета производства.

В свою очередь, максимальная стоимость секрета производства определяет минимальную стоимость патента, который базируется на открытии, защищенном секретом производства. Поскольку подача патентной заявки в общем случае приводит к потере секрета производства, связанного с изобретением, автор патентной заявки должен быть уверен, что патент будет стоить больше, чем утерянный секрет производства (иначе он не станет заполнять па­тентную заявку). Это неявное предположение определяет минималь­ную цену патента как стоимость возмещения соответствующего сек­рета производства. Безусловно, фактическая цена патента может быть значительно выше.

 

 

Стоимость дисконтированных доходов

 

Оценка интеллектуальной собственности методом дисконтирован­ных доходов основана на предположении, что собственность будет продуцировать поток доходов. Если собственность лицензирована, ее владелец будет получать доходы в форме роялти. Можно определить сроки поступления этих роялти и их сумму в текущих ценах. Есте­ственно, расчетные значения сильно зависят от процентной ставки, отражающей степень риска и являющейся ценным инструментом управления доходами. Использование метода дисконтированных до­ходов для оценки интеллектуальной собственности наиболее нагляд­но в случае, когда ее обладатель сам не использует патентованную технологию и не запрещает ее использование конкурентами. В этом случае интеллектуальная собственность не имеет для ее владельца никакой другой стоимости, кроме потока приносимых доходов. Если же собственник интеллектуальной собственности конкурирует на рынке данной технологии, определить стоимость этой собственности становится гораздо сложнее.

 

Рыночная стоимость

Как и многие из вас, я регулярно слежу за продажей недвижимо­сти в своем городе. Когда я спрашиваю, за сколько продается дом, похожий на мой, я предполагаю, что мой дом стоит приблизительно столько же. Это пример оценки рыночной стоимости. Этот подход очень хорошо работает для оценки недвижимости, но его очень труд­но применить для оценки патентов. Поскольку, по определению, все Патентованные изобретения уникальны, практически нельзя найти патент, существенно похожий на тот, который мы оцениваем. Более того, отсутствует эффективный рынок патентов — даже если мы найдем подобный патент, у нас не будет информации о ценах послед­них продаж таких патентов. Получается, что метод оценки рыночной стоимости хорошо работает для домов, но не для патентов.

 

 

Приращение стоимости

Интеллектуальная собственность увеличивает стоимость предпри­ятия. Приращение стоимости — это разница между стоимостью предприятия с учетом этой собственности и его стоимостью без нее (теоретически это поражает своей простотой, но сложно применяется на практике). Рассмотрим случай, когда владелец патента использует патентованный процесс для производства продукции, продаваемой на рынке. Предположим сначала, что фирма не лицензирует эту техно­логию. По методу дисконтированных доходов эта собственность не имеет стоимости. Если подойти с позиции здравого смысла (этот старый метод иногда работает лучше всех других), можно, например, считать доходом сумму экономии средств благодаря использованию технологии. Стоимость патента (приращение стоимости предприятия) при таком подходе равна экономии средств (сумме будущих периоди­ческих поступлений доходов с учетом процентной ставки).

Если использование технологии привело к созданию нового доро­гостоящего продукта, увеличение цены также можно истолковать как источник доходов. Добавив немного воображения к здравому смыслу, можно считать доходом сумму роялти, которую предприятие вынуждено было бы платить по исключительной лицензии, окажись собственником патента на технологию другая фирма. Однако этот чисто теоретический подход не отделяет стоимость технологии от стоимости интеллектуальной собственности.

Если фирма не обладает исключительными правами на техноло­гию (например, технология не запатентована и не защищена как секрет производства), фирма может ее использовать, но так же сво­бодно ее могут использовать и конкуренты. Конкуренция определен­ным образом повлияет на размер сегмента рынка и цены, которым фирме придется довольствоваться. Например, фармацевтические компании, как правило, теряют половину своего сегмента рынка, когда истекает срок патентной защиты лекарства, и первоначальный производитель начинает выпускать "безымянное" лекарство. Если из расчёта годовой прибыли фирмы в условиях монополии вычесть прогнозируемый объем прибыли в условиях конкуренции (при использовании той же технологии), полученная разность будет равна стоимости,созданной за год интеллектуальной стоимостью. Суммарная стоимость этих разностей за все годы жизни интеллектуальной собственности определяет ее полную стоимость.

Предположим теперь, что фирма по ряду причин лицензирует ин­теллектуальную собственность. Возможно, фирма предложила лицен­зию взамен лицензии на технологию, владельцем которой является лицензиат (перекрестное лицензирование). Возможно, фирма не смогла удовлетворить возросший рыночный спрос на продукт, производимый по данной технологии, и пришла к выводу, что ее прибыль возрастет при продаже лицензии одному или нескольким конкурентам. Уменьшает ли такое разделение стоимость интеллектуальной собст­венности? Нет. Оно создает разделенную монополию, франшизу. В этом случае применимы те же методы оценки, хотя, к сожалению, они усложняются.

 

 

Модель остаточной стоимости

Модель остаточной стоимости представляет собой один из вариан­тов модели приращения стоимости. Ее отличительная особенность — определение стоимости всей интеллектуальной собственности фирмы, а не отдельного компонента. Более того, она применима только в случае прибыльного бизнеса. Следовательно, она обладает некоторыми ограничениями. Однако она устраивает налоговую службу, и хотя бы поэтому заслуживает описания.

Первый шаг модели остаточной стоимости — определение прибыли предприятия, полученной благодаря интеллектуальной собственности. (смотри Таблица 3) Затем эта прибыль дисконтируется с использованием процентной ставки, учитывающей риски, связанные с бизнесом фирмы. Прибыль, полученная благодаря интеллектуальной собственности, определяется вычитанием из общей прибыли фирм суммы прибыли от ее материальных активов. Последняя вычисляется применением средней нормы прибыли в отрасли к стоимости материальных активов фирмы.

 

 

Таблица 3.Метод остаточной стоимости

Стоимость материальных активов фирмы,$ 1000 000
Средняя норма прибыли в отрасли, %  
Прибыль от материальных активов,$ 100 000
Общая прибыль фирмы,$ 700 000
Прибыль от интеллектуальной собственности,$ 700000-100000= 600000
Ставка процента с учётом рисков,%  
Стоимость интеллектуальной собственности,$   4 000 000

 

Очевидно, эта модель имеет ряд концептуальных недостатков. Самый значительный из них — не учитывается потеря части интел­лектуальной собственности (истечение срока действия патента или его устаревание, потеря секрета производства при раскрытии или не­зависимом повторении изобретения). Модель основана на неявном предположении, что суммарный объем интеллектуальной собственно­сти сохраняется на неизменном уровне (восстанавливается при каж­дой потере). Кроме того, внимательный читатель наверняка заметил, что любой фактор, снижающий общую прибыль предприятия, — включая факторы, не связанные с интеллектуальной собственно­стью, — уменьшает вычисляемую остаточным методом стоимость портфеля интеллектуальной собственности.

 

Глава 2

Место и роль интеллектуальной собственности в экономическом и социальном развитии общества.

 

2.1. Международный опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности.

Необходимость в международной охране интеллектуальной собственности стала очевидной, когда иностранные участники отказались принять участие в Международной выставке изобретений в Вене в 1873 г., опасаясь, что их идеи будут «украдены» и коммерчески использованы в других странах.1883 г. был ознаменован появлением Парижской конвенции по охране промышленной собственности - первого важного международного договора, направленного на оказание помощи гражданам одной страны в получении охраны их интеллектуальных творений в других странах в форме прав промышленной собственности, известных как:

  • изобретения (патенты);
  • товарные знаки;
  • промышленные образцы.

Парижская конвенция, участниками которой были 14 государств, вступила в силу в 1884 г. В соответствии с ее положениями для выполнения таких административных задач, как организация заседаний государств-членов, было создано Международное бюро.

В 1886 г. на международной арене появляется авторское право и вместе с ним Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Цель этой конвенции состояла в том, чтобы помочь гражданам государств, являющихся ее участниками, получить международную охрану своего права контролировать использование - с получением за это использование соответствующего вознаграждения - своих творческих произведений, таких как:

  • романы, рассказы, поэмы, пьесы;
  • песни, оперы, музыкальные постановки, сонаты; и
  • рисунки, картины, скульптуры, архитектурные произведения.

Как и в случае с Парижской конвенцией, для выполнения административных задач в рамках Бернской конвенции было создано Международное бюро. В 1893 г. эти два небольших бюро объединились в одну международную организацию, которая называлась Объединенные международные бюро по охране интеллектуальной собственности (эта организация больше известна по ее французскому сокращению - БИРПИ). Со штаб-квартирой, расположенной в Берне, Швейцария, и штатом сотрудников, насчитывающим семь человек, эта маленькая организация стала предшественницей сегодняшней Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) - динамичного органа, объединяющего 175 государств, использующего труд примерно 760 сотрудников из 83 стран мира и имеющего постоянно расширяющиеся задачи и полномочия. По мере роста значения интеллектуальной собственности менялись также структура и форма Организации. В 1960 г. БИРПИ переехала из Берна в Женеву, чтобы быть ближе к Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, расположенным в этом городе. 10 лет спустя в связи со вступлением в силу Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, БИРПИ превратилась в ВОИС, пройдя через период структурных и административных реформ и получив Секретариат, подотчетный государствам-членам. В 1974 г. ВОИС стала одним из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций с признанным государствами-членами ООН мандатом на осуществление административного управления вопросами интеллектуальной собственности. В 1978 г. Секретариат ВОИС переехал в новое здание штаб-квартиры с прекрасным видом на окружающие сельские пейзажи Швейцарии и Франции; это здание стало теперь одной из достопримечательностей Женевы. ВОИС расширила свою роль и еще убедительнее продемонстрировала важность прав интеллектуальной собственности в регулировании глобализованной торговли, заключив в 1996 г. Соглашение о сотрудничестве с Всемирной торговой организацией (ВТО). Импульс, который привел к заключению Парижской и Бернской конвенций, а именно стремление содействовать творческой деятельности путем охраны творений человеческого разума, стимулирует работу Организации и ее предшественника уже на протяжении 117 лет. Но за эти годы объем охраны и спектр предоставляемых услуг значительно расширились. Сегодня ВОИС осуществляет административные функции двадцати одного договора (двух из них совместно с другими международными организациями) и, через посредство своих государств-членов и Секретариата, выполняет обширную и разнообразную программу работы, которая направлена на

  • согласование национальных законов и процедур в области интеллектуальной собственности;
  • предоставление услуг международным заявителям по получению прав промышленной собственности;
  • обмен информацией в области интеллектуальной собственности;
  • предоставление юридико-технической помощи развивающимся и другим странам;
  • содействие урегулированию споров в области интеллектуальной собственности между субъектами частного права; и
  • методичное освоение информационных технологий и Internet в качестве инструмента хранения, получения и использования ценной информации в области интеллектуальной собственности.

Теперь поговорим о том,как защищают национальные обьекты интеллектуальной собственности некоторые мировые державы.

США — мировой лидер в фундаментальных и приклад­ных исследованиях. Суммарные затраты США на исследо­вания и разработки в 1991 г. составили 145 млрд долл. (Япо­нии — 7 млрд долл.). В 1992 г. было зарегистрировано 187тыс. патентных заявок на промышленную собственность. Государство может активно воздействовать как на внеш­нюю среду предприятия или фирмы, так и непосредственно влиять на их функционирование. Так, введение в США за­конов, касающихся охраны окружающей среды, качества и
безопасности потребительских товаров, регулирования по­требления энергии, а также изучение и проверка действен­ности мероприятий стимулировали разработку многих нов­шеств, полезных всему обществу. Государственное регули­рование рискового предпринимательства, доминирующего в американской экономике, способствовало тому, что США принадлежит приоритет в создании значительных изобрете­ний, открытий и новейших производств. Если крупные кор­порации способны осуществлять заметные, требующие больших финансовых и других затрат прорывы в общем инновационном процессе, то малые венчурные фирмы, имеющие мобильное и эластичное производство, генерируют подав­ляющее большинство нововведений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: