Расстояние до источника света




Чтобы трафарет шелкографии соответствовал изображению на пленке, во время копирования лучи света должны падать на поверхность диапозитива вертикально. Такое условие практически невыполнимо, так как в этом случае источник должен быть достаточно далеко. Считается, что максимально допустимым углом падения луча света является 60 градусов.


Приемлемым расстоянием между копировальной рамой и лампой будет длина диагонали копируемого изображения умноженная на 1,5. Интенсивность освещенности при удалении источника света падает очень быстро. Так, при увеличении расстояния в два раза необходимо экспозицию увеличить в четыре раза. То есть разница расстояния возводится в квадрат. Например, если лампу отодвинули с 1 метра на 1,4м, то экспозицию необходимо увеличить в (1,4:1)2=1,96 раза.

Цвет сетки трафарета

Белые или прозрачные нити рассеивают и преломляют свет при экспозиции трафарета шелкографии, что может привести к нежелательной боковой засветке и искажению печатных элементов, которые уменьшаются в размерах. Эта проблема зависит от природы материала нитей, их плотности и толщины. Чтобы понизить эффект рассеивания света нитями, их во время изготовления окрашивают в золотисто-оранжевые или черные цвета, которые отражают и преломляют уже безопасный для фотослоя свет или поглощают его.

Печать шелкографией

В шелкографии используются различные конфигурации печатного оборудования. Совмещение печатной формы с запечатываемым материалом происходит различными способами. В одних случаях трафарет с рамой поднимается вверх, в других отклоняется вниз рабочий стол.


Наиболее простой и часто применяемый в ручной трафаретной печати способ (А), когда трафаретная рама закрепляется с одной стороны на петлях и поднимается под небольшим углом, для того, чтобы удалить готовый оттиск и положить новое изделие. Иногда петли снабжают струбцинами для закрепления их к столу, что удобно в тех случаях, когда шелкографией занимаются эпизодически.

В некоторых случаях необходимо оставлять зазор между сеткой и плоскостью оттиска. При формате печати 30x40см зазор устанавливают в 1-3мм, а для формата 80x100см увеличивают до 3-5 мм. А контакт трафарета с поверхностью происходит при движение ракеля.


Шелкография по текстилю, выполняется без зазора. Сетка трафарета плотно прижимает ткань и уменьшает возможность её смещения при движении ракеля. Рама поднимается медленно, так как краске, во время контакта с зернистой неровной поверхностью ткани, необходимо некоторое время для её смачивания.

Ракель в шелкографии

Ракель - это инструмент, который продавливает краски через сетку, и по своей значимости сравним с порохом, без которого огнестрельное оружие теряет свой смысл. Рабочая часть ракеля изготавливается из резины, устойчивой к растворителям. Полоса резины фиксируется в деревянный держатель, который позволяет печатать вручную или закреплять ракель в специальные зажимы печатного станка.

 

Ракель для шелкографии

Резиновую ленту берут толщиной не менее 8-10мм, устанавливают в держателе так, чтобы она не выступала более чем на 35мм. Длина ракеля выбирается немного шире размера рисунка, приблизительно на 3 см с каждой стороны, но значительно уже ширины рамы, чтобы не создавать излишнее напряжение и натяжение на краях трафарета.

Нужно обратить внимание на чувствительность ракеля к различным растворителям, особенно к тем, которые входят в состав печатной краски. При впитывании растворителя ракель неравномерно набухает и делается волнистым и непригодным для печати.

Ракель работает по принципу шпателя, соскабливая всю краску с поверхности и заодно принудительно заполняя углубления и продавливая краску через сетку трафарета. В принципе, можно печатать и гибким шпателем, результат будет одинаков.

Краски шелкографии

Характерным для шелкографии, является печать на невпитывающих материалах (пластмассе, металле, стекле, керамике и т.д.). Это затрудняет адгезию красок. В красках для шелкографии адгезия обеспечивается подбором состава связующего в зависимости от молекулярной природе запечатываемой поверхности.

Вязкость. По условиям шелкографии краски должны быть достаточно текучими, чтобы под воздействием ракеля проникать через сетчатую форму, но при этом не настолько жидкими, чтобы самостоятельно вытекать через штрихи на обратную сторону трафарета.

Для получения четкого изображения, краске для шелкографии необходимо быть аномально вязкой, то есть изменять свою текучесть в зависимости от приложенной на неё нагрузки. Это предотвращает растекание толстых красочных слоев на оттиске и укорачивает красочные тяжи (нити), образующиеся при отделении сетки от оттиска. Поэтому кроме пигмента и связующего в краску вводят тиксотропные добавки. Например, аэросил, который прозрачными игольчатыми кристаллами активно формирует пространственную структуру в краске, замедляя её растекание во время покоя, но не мешает движению краски сквозь трафарет под воздействием ракеля.

Краски в зависимости от связующего можно поделить на следующие группы:

Краски на летучих растворителях закрепляются за счет испарения растворителя и требуют вентиляции рабочего места, а оттиски нуждается в длительной сушке. Такие краски огнеопасны и токсичны из-за разбавителей. Основой связующего является твердая смола, растворенная в определенном растворителе.

Краски окислительной полимеризации содержат связующие на основе высыхающих растительных масел (олифы), которые под действием кислорода воздуха, температуры, освещения и наличия катализаторов затвердевают в результате образования пространственных полимерных структур. Алкидные олифы и алкидные смолы наиболее часто используются для изготовления полиграфических красок для различных способов печати. Окислительная полимеризация обеспечивает высокое качество красочного слоя, но закрепление длится довольно долго. Повышение температуры ускоряет процесс в несколько раз. Для ускорения высыхания в связующем сочетают олифы и растворы твердых смол в органических растворителях.

Двухкомплектные краски представляют собой основной раствор и отвердитель (катализатор), поставляемые отдельно и смешиваемые в нужных пропорциях непосредственно перед использованием. Время употребления такой смеси ограничено несколькими часами. Изменяя дозировку отвердителя, можно регулировать скорость полимеризации в некотором диапазоне. Горячая сушка ускоряет процесс отвердения. Эпоксидные краски, являясь двукомпонентной композицией, нашли широкое применение, так как получаемые покрытия отличаются высокой химической и термической стойкостью, хорошей адгезией к различным материалам, высокими электроизоляционными свойствами. Жидкие эпоксидные смолы во время полимеризации не изменяются в объеме, если в них не добавлены растворители. Для понижения вязкости эпоксидной краски используют растворители: целлозольв, ароматические углеводороды, кетоны, спирты. Растворители замедляют полимеризацию, так как на испарение требуется определенное время.

Полиуретановые краски отличаются от других лакокрасочных композиций уникальной особенностью: сочетанием высокой твердости и эластичности.

Пластизоли - это краски, состоящие из дисперсии поливинилхлорида (синтетического полимера) в пластификаторе, который при комнатной температуре придает краске текучесть и стабильную вязкость, как при печати, так и при хранении. Кроме того, в состав пластизоли входят добавки сополимеров винилхлорида, стабилизаторы и другие добавки, улучшающие свойства красочного покрытия.

Краски УФ-отвердениясохраняют постоянную вязкость и не высыхают при обычных условиях, как в банках, так и на трафарете, что существенно при временных остановках печатного станка. Эти краски закрепляются в течение нескольких секунд под воздействием УФ-излучения, образуя полимерную структуру. Краска не изменяется в объеме, так как не имеет растворитель, в отличие от обычных красок. Небольшие габариты УФ-сушилки, минимальный расход электроэнергии, отсутствие паров растворителей - достаточно веские аргументы в пользу таких красок.

Водорастворимые трафаретные краски на основе акриловых водорастворимых полимеров нашли применение за рубежом в печати авторских произведений художников, иллюстраций для книг и прочих высокохудожественных изданий. Такие работы часто выполняются в небольших студиях и мастерских художников, не имеющих отдельных помещений для размещения станка и системы вентиляции. Чаще всего в термине "водорастворимые" подразумевается, что краска может быть первоначально разведена до необходимой концентрации водой, но после испарения воды, полимер входящий в состав связующего краски, образует монолитное покрытие и вторично уже нерастворим в воде.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: