Программа по дополнительному образованию
«Школа выживания в автономных условиях»
(5-6 классы)
Руководитель:
Гудым Андрей Александрович
учитель ОБЖ
Пермь-2015г.
Пояснительная записка
Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.
Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Перми, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.
Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.
Данная программа заключается в том, чтобы дать представление, как вести себя человеку в случае возникновения экстремальной ситуации природного или техногенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.
Программа включает в себя несколько блоков:
1. Туризм, как средство познания окружающего мира.
2. Знания о природных факторах и ресурсах.
3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.
4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.
Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.
Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.
ЗАДАЧИ:
1. Обучающие:
- формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;
- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;
- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Перми, России и мира;
- закрепление знаний по картографии, экологии.
2. Воспитательные:
- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;
- формирование организаторских навыков работы в коллективе.
3. Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.
Программа рассчитана на учащихся 8 -15 лет.
Программа будет проводиться 2 раза в неделю.
Общее количество часов- 68час./год
Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.
Методики и технологии
При составлении программы автор руководствовался следующими принципами:
- Научности. Единая система деятельности педагога и обучающихся в объединении управляется целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой работы, в системном подходе к ней. Учет современных достижений в области психологии, педагогики, социологии. Программа интегрирует школьные дисциплины ОБЖ, физики, физкультуры, математики, географии, биологии и др. в постоянные разделы программы.
- В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип последовательности, постепенности и систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и образуют целостное единство.
- Принцип коллективизма. Имеет особое значение в воспитании обучающихся. Полноценная работа объединения невозможна без реализации в нем этого принципа. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.
При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.
Методы:
1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.
3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.
4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.
Формы:
1. практические занятия
2. беседы
3. экскурсии
4. игровые программы
5. спортивные тренировки
6. соревнования
7. походы
8. зачетные занятия
Ожидаемый результат.
В результате прохождения программного материала учащиеся должны-
Знать:
- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);
- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;
- свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;
- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.
Уметь:
- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугам и болотам, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;
- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;
- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);
- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии)
- уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
Способы проверки результатов усвоения программы:
· Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).
· Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.
· Проведение родительских собраний.
· Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.
· Контроль администрации учебного учреждения.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Теория | Практика | |||
Что такое «выживание»? | - | |||||
Психологическая и физическая подготовка | ||||||
Снаряжение к походу | ||||||
Ориентирование на местности | ||||||
Техника передвижения | ||||||
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях | ||||||
Разведение костра | ||||||
Способы поиска воды и пищи | ||||||
Мир дикой природы | ||||||
Следопытство | ||||||
Специальная туристская подготовка | ||||||
Гигиена на природе | ||||||
Медицинская подготовка | ||||||
Выживание в полярных условиях | ||||||
Выживание в горах | ||||||
Выживание в тропиках | ||||||
Выживание в условиях умеренного климата | ||||||
Выживание в пустыне | ||||||
Выживание в море | ||||||
Всего | ||||||
Содержание изучаемого курса.
Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.
Задачи.
1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.
2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих (жизнеобеспечивающих, рекультивационных и побочного природопользования).
3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на местности.
4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и возрастных особенностей.
Методы и формы проведения занятий:
Теоретические - беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.
Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).
Что такое «выживание»?
Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнить для успешного выживания.
Физическая, психологическая подготовка.
Адаптация человека к климату умеренного пояса. Специальные физические упражнения. Психология выживания.
Снаряжение к походу.
Выбор необходимого снаряжения для различных климатогеографических условий. Самодельное снаряжение. Укладка рюкзака.