Физическая, психологическая подготовка.




Программа по дополнительному образованию

«Школа выживания в автономных условиях»

(5-6 классы)

 

Руководитель:

Гудым Андрей Александрович

учитель ОБЖ

 

 

Пермь-2015г.

Пояснительная записка

Программа «Школа выживания в экстремальных условиях» туристско-спортивного направления, ориентирована на организацию образовательной среды и деятельности детей в творческом режиме, обеспечивающем нравственное, эстетическое, физическое и психологическое развитие, а также создание условий для выбора будущей профессии. Программа позволяет подготовить учащихся к самостоятельным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в природе, так и в условиях современного мира.

Программа предусматривает широкий подход в изучении природы Перми, России и мира, а также помогает развить навыки автономного существования в природе.

Одной из основных форм является туризм и краеведческая работа на местности. Во время походов, дети учатся самостоятельному рациональному использованию даров природы, как средств выживания.

Данная программа заключается в том, чтобы дать представление, как вести себя человеку в случае возникновения экстремальной ситуации природного или техногенного характера. Данная программа позволит научить школьника автономному существованию и использованию даров природы для выживания.

Программа включает в себя несколько блоков:

1. Туризм, как средство познания окружающего мира.

2. Знания о природных факторах и ресурсах.

3. Медицинская и психологическая и физическая подготовка.

4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Успех программы зависит от количества проведенных занятий на местности, относящейся к объекту изучения, в работе необходимо использовать все формы активных видов туризма: прогулки, экскурсии, туристские походы, экспедиции.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Цель программы: создание целостной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей рядом умений и навыков, необходимых для автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций, культурой поведения в природе, ответственным отношением к окружающей среде и как следствие к своему здоровью.

ЗАДАЧИ:

1. Обучающие:

- формирование у учащихся системы знаний о законах и закономерностях, действующих в живой и неживой природе;

- обучение навыкам автономного существования в природе и в антропогенных условиях;

- обобщение и углубление знаний по истории, географии, биологии Перми, России и мира;

- закрепление знаний по картографии, экологии.

2. Воспитательные:

- воспитание норм (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды;

- формирование организаторских навыков работы в коллективе.

3. Развивающие:

- развитие интеллектуальных способностей, направленных на целевой, причинный и вероятный анализ, который учащиеся могут провести при возникновении чрезвычайных и жизненных ситуаций: эмоциональной, волевой и психологической сферы (убеждения в возможности решения ситуаций), стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Отличительной особенностью программы является то, что усвоение программного материала помогает школьникам с раннего возраста обходиться без благ цивилизации и в случае возникновения чрезвычайной ситуации дает возможность не только избежать губительных последствий для собственного здоровья, а иногда даже жизни, но и помочь своему «окружению» организовать мероприятия по выходу из данной ситуации.

Программа рассчитана на учащихся 8 -15 лет.

Программа будет проводиться 2 раза в неделю.

Общее количество часов- 68час./год

Сроки реализации 1 год, с перспективой расширения знаний по изученным темам и накопленному опыту работы в полевых условиях.

 

Методики и технологии

При составлении программы автор руководствовался следующими принципами:

- Научности. Единая система деятельности педагога и обучающихся в объединении управляется целями и задачами воспитания. Дидактический принцип научности осуществляется в планировании туристско-краеведческой работы, в системном подходе к ней. Учет современных достижений в области психологии, педагогики, социологии. Программа интегрирует школьные дисциплины ОБЖ, физики, физкультуры, математики, географии, биологии и др. в постоянные разделы программы.

- В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип последовательности, постепенности и систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и образуют целостное единство.

- Принцип коллективизма. Имеет особое значение в воспитании обучающихся. Полноценная работа объединения невозможна без реализации в нем этого принципа. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

2. Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: спортивные тренировки, соревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы:

1. практические занятия

2. беседы

3. экскурсии

4. игровые программы

5. спортивные тренировки

6. соревнования

7. походы

8. зачетные занятия

 

Ожидаемый результат.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны-

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, спортивного ориентирования, туристская), условные знаки плана, топографической спортивного ориентирования (отдельные знаки);

- типичные растения и животные природной зоны края, факторы, укрепляющие, ослабляющие здоровье человека;

- свой организм - как он устроен, о гигиене туриста, правила обеззараживания и очистки питьевой воды в походе, заболевания, характерные для природных условий своей местности;

- понятие о природных зонах и ландшафтах, особенности выживания в закономерности природы различных областей.

 

Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугам и болотам, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой, выполнять элементарные приемы работы с картой спортивного ориентирования;

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, состояние погоды с помощью растений и местных признаков, приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания;

- выполнять правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии)

- уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

 

Способы проверки результатов усвоения программы:

· Участие в соревнованиях туристов (поисково-спасательные работы).

· Проведение конкурсов викторин по изученному материалу.

· Проведение родительских собраний.

· Подготовка отчетов о проведении походов, экспедиций.

· Контроль администрации учебного учреждения.

 

Учебно-тематический план.

№ п/п Содержание Теория Практика
  Что такое «выживание»?   -
  Психологическая и физическая подготовка    
  Снаряжение к походу    
  Ориентирование на местности    
  Техника передвижения    
  Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях    
  Разведение костра    
  Способы поиска воды и пищи    
  Мир дикой природы    
  Следопытство    
  Специальная туристская подготовка    
  Гигиена на природе    
  Медицинская подготовка    
  Выживание в полярных условиях    
  Выживание в горах    
  Выживание в тропиках    
  Выживание в условиях умеренного климата    
  Выживание в пустыне    
  Выживание в море    
Всего      
             

 

Содержание изучаемого курса.

Формирование знаний о природе как взаимосвязанной системе, туристских знаний и умений природопользования (туристского, рекреационного природопользования), заинтересовать детей поисково-познавательной деятельностью и развивать у них творческую активность.

Задачи.

1. Развивать знания о человеке и его месте в природе как особого объекта.

2. Формировать навыки и умения автономной работы в природе. Сформировать понимание зависимости степени воздействия на окружающую среду от видов туризма и типа туристского природопользования, привитие эколого- туристских навыков и умений, поведенческих (жизнеобеспечивающих, рекультивационных и побочного природопользования).

3. Формирование навыков и умений работы с планом и картой, ориентирования на местности.

4. Физическую, медицинскую и психологическую подготовку и подготовку туристкой технике проводить с учетом программных требований по физическому воспитанию и возрастных особенностей.

Методы и формы проведения занятий:

Теоретические - беседа с демонстрацией иллюстративного материала и моделей.

Практические занятия в помещении и на местности: наблюдения, работа с измерительными приборами, экскурсии-практикумы по описанию объектов природы. Игровые формы (игры с готовыми правилами; игры-состязания, игры-соревнования, конкурсы и сюжетно-ролевые игры).

Что такое «выживание»?

Дается понятие «выживание», а также рассказать, какие мероприятия необходимо выполнить для успешного выживания.

Физическая, психологическая подготовка.

Адаптация человека к климату умеренного пояса. Специальные физические упражнения. Психология выживания.

Снаряжение к походу.

Выбор необходимого снаряжения для различных климатогеографических условий. Самодельное снаряжение. Укладка рюкзака.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: