Какие бывают карты. План местности, топографическая карта, туристские карты. Карта спортивного ориентирования (первое знакомство). В мире ориентиров. Компас. Топографические знаки и их назначение. Ориентирование на местности по карте и местным признакам.
Практическая работа - топографический диктант, определение по компасу сторон горизонта, игры на местности по карте.
Техника передвижения
Выработка техники передвижения в различных условиях местности, движение в одиночку и групповое. Понятия: темп, ритм, специальные команды в при групповом движении.
Практическая работа - поход с преодолением различных препятствий.
Разбивка лагеря в обычных и экстремальных условиях
Палатка - дом туриста: ее устройство, правила установки и выбора места (чтобы не навредить природе). Выбор места для бивака и обустройство места. Укрытия и их типы. Как правильно выбрать место для костра и обустроить кострище. Правила "захоронения" бытовых отходов - после нас - чище, чем до нас.
Разведение костра.
Теория огня. Виды костров. Как зажечь костер.
Способы поиска воды и пищи.
Поиск воды является первоочередной задачей для существования в автономных условиях. Источники воды, типы водных ландшафтов. Способы добычи воды из атмосферы. Охота, рыбалка, приготовление и заготовка пищи в экстремальных условиях.
Мир дикой природы.
Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. "Красный сигнал" - осторожно, ядовиты! Универсальный тест на съедобность. Животные: ядовитые, хищные, которые водятся в нашем крае, в России, мире.
10. Следопытство
Научиться различать следы животных и выслеживать их.
Специальная туристская подготовка
Подготовка к соревнованиям по туристской технике и поисково-спасательным работам.
Практическая работа - тренировки в спортивном зале и природных условиях.
Гигиена на природе.
Личная гигиена. Общественная гигиена. Сантехника в полевых условиях. Сохранять чистоту в походе.
Медицинская подготовка
Меры профилактики простудных заболеваний, гриппа, авитаминоза. Сезонность заболеваний. Здоровье и болезни школьников. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека в природных условиях своего края. Влияние (косвенное и прямое) загрязненного воздуха, воды, почв на организм человека. Профилактика современных заболеваний.
Выживание в полярных условиях.
Полярные области, передвижение в полярных условиях, типы укрытий, особенности разведение огня и приготовление пищи, добывание воды и пищи в условиях холодного климата.
Практическая работа - однодневный зимний поход.
Выживание в горах.
Походы горы: климат и местность. Способы ориентирования в горах. Передвижение по горной местности. Опасность ледников и лавин. Специальные альпинистские приемы. Узлы и спец снаряжение.
Выживание в тропиках.
Тропическая природная зона, передвижение по джунглям, советы по одежде для тропиков. Лагерь и укрытие, поиск воды и пищи в тропических условиях. Опасные растения и животные.
Выживание в условиях умеренного климата.
Умеренный климат. Особенности географии Краснодарского края и Северского района. В данном разделе главное место отводится походам по территории района (практика).
Выживание в пустыне.
Высокие температуры и недостаточное количество осадков, вода в пустыне и способы ее добычи. Одежда для путешествий. Растительная и животная пища. Опасности. Способы построения укрытия в пустыне.
Практическая работа - добыча воды в трудных условиях.
Выживание в море.
Как избежать паники при аварии на воде? Выживание в воде. Спасательные средства и их содержимое. Сигналы бедствия. Добыча воды и пищи.
Практическая работа - составление памятки спасения на воде и льду.
Список литературы для детей
1. Багаундинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся, 1996. - 144 с.
2. Планета — наш дом: учебн. - Хрестоматия для дошкольников и младших школьников. /
Сост. И.Г. Белавина, Н.Г Найденская. - М.: Лайда, 1995. - 228 с.
3. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. - М: Прогресс, 1983. - 273с.
4. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник
АсЭКО-1994-вып. 3-4-С. 3-7.
5. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. - М.: 1998.
6. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании.- М.: "Просвещение", 1980. - 108 с.
7. Минделевич С. Пора в поход! - М.: "Молодая гвардия", 1985. - 180 с.
Список литературы для педагога
1. Новейшая энциклопедия выживания Москва АСТ- Астрель под ред Т.Тимошина
2. Формирование эколого-краёведческих знаний в школе- М.: ЦДЮТ РФ, 1997. - 104 с.
3. Плешаков А. А. Программа факультативного курса "Экология для младших школьников" Вестник образования - 1993. - № 6 - С. 72-80.
4. Плешаков А.А. Программа "Природа и мы" (4 класс).
5. Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских
дошкольных учреждений. - Курган: ГУНО Администрация Курганской области, 1993. - С.
14-22.
6. Плешаков А.А. Экология для младших школьников - М.: Просвещение, 1995. - 45 с.
7. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель по природоведению и экологии
для учащихся нач. кл. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.
8. Поломис К. Дети в пионерском лагере. -М.: "Профиздат", 1989. - 143 с.
9. Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. - М.: Агар, 1997. - 144