Гонения на христиан в Римской империи




Император Характер гонения Имена мучеников
Нерон (54-68 г)   Многие претерпели ужасные мучения, пока не были замучены до смерти.Пётр был распят на кресте вниз головой, а Павел усечён мечом. апостолы Пётр и Павел
Веспасиан (69-79г) и Тит (79-81г) оставили христиан в покое, так как терпимо относились ко всем религиозным и философским учениям.    
Домициан (81-96г) враг христиан, в 96 г. ап. Иоанна Богослова сослал на остров Патмос. Св. Антипа, еп. Пергамский, был сожжён в медном быке. Св. Антипа, еп. Пергамский
Нерва (96-98г) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и,вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным.  
Траян (98-117г) В 104 году христиан впервые пытались подвести под закон о запрете тайных обществ. Это первый год государственных (законод-ных) гонений. Результатом переписки с Плинием младшим становится распоряжение Траяна о преследовании христиан, но только в том случае, когда их обвиняют и доказывают обвинение; тем же, которые отказываются от христианства (это должно доказываться жертвоприношением языческим богам), даровать прощение. Потерпели, в числе многих христиан, св. Климент, еп. Римский, св.Игнатий Богоносец, и Симеон, еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова.
Адриан (117-138г) гонения продолжал, но он принял меры для обуч-ния неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подв-ться судебному разбир-ству и только по признании их вины нак-ться.(Евсевий. Церк. ист. IV, 8,6) При нём впервые выступают защитники христиан –апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат. Их апологии способ-вали изданию указанного закона.  
Антонин Пий «Благочистивый» (138-161г) продолжал политику Адриана в отношении христиан.  
Марк Аврелий Философ (Антонин Вер) (161-180г) в 177 году запретил христианство законом. До него гонения на Церковь были фактически антизаконными и спровоцированными. Христиан преследовали, как уголовников (приписывая, например, поджог Рима или организацию тайных сообществ). в Риме св. Иустин Философ и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп, еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене
Коммод (180-192г) был даже, скорее, благосклонен к христианам,под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно – тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб
Септимий Север (193-211) При нем: • в числе других был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена, • брошена в кипящую смолу Девица Потамиена, • принял мученический венец Василид, один из исполнителей казни над Потамиеной, обратившийся ко Христу увидев мужество девицы. • В Лионе был замучен св. Ириней, тамошний епископ.В карфагенской области гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина Благородного происхождения, была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора.Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату,мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.  
  Каракалл (211-217)     продолжал частные и местные преследования.  
Гелиогабал (218-222) не преследовал христиан, потому что сам не был привязан к римской государственной религии, а увлекался сирийским культом солнца, с которым стремился объединить и христианство.К тому же к этому времени народные возмущения против христиан начинают ослабевать. При ближайшем знакомстве с ними, особенно,в лице христианских мучеников, народ начинает разубеждаться в своих подозрениях относительно их жизни и учения.  
Александр Север (222-235) сын почтенной Юлии Маммеи, почитательницы Оригена. Усвоив миросозерцание неоплатоников, искавших истины во всех религиях, он познакомился и с христианством. Не признав его безусловно-истинной религией, он,однако, нашёл в нем много достойного уважения и многое из него принял в свой культ. В его божнице, наряду с признаваемыми им божественными существами, Авраамом, Орфеем, Аполлонием, стояло изображение Иисуса Христа. Александр Север даже разрешил некий спормежду христианами и язычниками в пользу христиан.Но христианство все же не объявлялось «религией дозволенной».  
Максимин Фракиянин (Фракиец) (235-238) был врагом христиан из ненависти к своему предшественнику, которого убил.Издал эдикт о преследовании христиан, в особенности, пастырей Церкви. Но гонение разразилось лишь в Понте и Каппадокии.  
  Гордиан (238-244)     Преследований не было.  
Филипп Аравитянин (244-249) был настолько благосклонен к христианам, что впоследствии возникло мнение, что он и сам был тайным христианином.  
Деций Траян (249-251) Решил полностью истребить христиан. Преследования, которые начались после эдикта 250 г., превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением, разве,гонения Марка Аврелия.В это жестокое гонение многие отпали от христианства.Основная тяжесть гонения обрушилась на предстоятелей церквей..Некоторые из епископов покидали на время места, где они жили, и издали управляли церквями. Так поступили св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский. А св. Григорий Неокесарийский вместе со своей паствой удалился на время гонения в пустыню, вследствие чего у него совсем не было отпавших.Гонение продолжалось только около двух лет. В Риме в начале гонений пострадал еп. Фабиан, приняли мученическую кончину Карп, еп. Фиатирский, Вавила, еп.Антиохийский, Александр, еп. Иерусалимский и др. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний.  
Галл (252-253) поводом для гонения послужил отказ христиан от языческих жертвоприношений, назначенных императором по случаю общественных бедствий. В Риме Корнилий и Луций, сменившие друг друга епископы.
Валериан (253-260)     в начале своего правления был благосклонен к христианам, но под влиянием друга Маркиана, фанатика-язычника,начал в. преследования.Эдиктом 257 г. он приказал ссылать в заточение священнослужителей, и запретил христианам созывать собрания.Сосланные епископы из мест заточения управляли своими паствами, и христиане по-прежнему собирались на собрания.В 258 г. последовал второй эдикт, повелевавший казнить священнослужителей, христиан высших классов обезглавливать мечом, знатных женщин ссылать в заточение, придворных, лишив прав и имений, отправлять на работы в царские поместья. О низших классах ничего не говорилось, но с ними тогда и без этого поступали жестоко. Началось жестокое избиение христиан.   В числе пострадавших были римский епископ Сикст II с четырьмя диаконами, св. Киприан, еп. Карфагенский, принявший мученический венец на глазах паствы.
Галлиен (260-268)     Он двумя эдиктами объявил христиан свободными от преследований, возвратил им конфискованное имущество, молитвенные дома, кладбища и пр. Таким образом,христиане обрели право на имущество.Для христиан надолго наступило спокойное время.  
Домиций Аврелиан (270-275) как грубый язычник, не был расположен к христианам, но и он признавал за ними предоставленные им права.Так, в 272 г., будучи в Антиохии, он решил дело имущественных интересов церкви (еп. Павел Самосатский, низложенный за ересь, не хотел отдать храм и дом епископа вновь поставленному еп. Домну) и в пользу законного епископа.В 275 г. Аврелиан решил возобновить преследования, но в том же году был убит во Фракии.  

Тетра́рхия (греч. τετραρχία — правление четырёх, четверовластие) — название любого правительства, в котором власть разделена между четырьмя людьми (тетрархами). Как правило, тетрархией называется система управления Римской империей, введённая императором Диоклетианом в 293 г. и продолжавшаяся до 313 г.

запад восток запад восток
август – Максимиан Геркул август – Диоклетиан
кесарь – Констанций Хлор кесарь – Галерий
С 305 года
август – Констанций Хлор август – Галерий
кесарь – Север, затем Максентий кесарь – Максимин Даза
С 312 года С 313 года
август – Константин единовластное правление август –Ликиний единовластное правление

 

Максимиан Геркул (286-305)готов был преследовать христиан, особенно, находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом от принесения языческих жертв. Диоклетиан (284-305) в продолжение почти 20 первых лет своего правления не преследовал христиан, хотя лично был привержен к язычеству. Он согласился только издать эдикт об удалении христиан из войска. Но в конце правления под влиянием зятя Галерия издал четыре эдикта, из которых самым страшным был изданный в 304 г., согласно которому все христиане поголовно осуждались на пытки и мучения с целью принудить их к отречению от веры.Начались самые страшные гонения, которые до тех пор испытали христиане.
Констанций Хлор, всегда смотрел на христиан без предубеждения.Констанций только для видимости исполнял некоторые эдикты, как, например, допустил разрушение нескольких церквей, Галерий, зять Диоклетиана, ненавидел христиан. Будучи кесарем, он мог только ограничиться частичными преследованиями христиан, В 303 г. Галерий настоятельно требовал издания общего закона, целью которого было полное истребление христиан.Диоклетиан подчинился влиянию зятя. (Подробно об этих гонениях рассказывает их современник Евсевий, еп. Кесарийский в своей церковной истории.) Став августом-императором,продолжал преследования с той же жестокостью.Пораженный тяжкой и неизлечимой болезнью, убедился,что никакая человеческая сила не может уничтожить христианства.Поэтому в 311 г., незадолго до своей смерти, выбрав одного из своих полководцев, Ликиния, вместе с ним и с западным императором Константином издалэдикт о прекращении гонения на христиан.Эдикт был обязателен для кесарей.
Максентий, мало заботившийся об управлении, не преследовал христиан систематически, ограничиваясь лишь частными истязаниями и поруганиями. и оставался тираном своих подданных, как христиан, так и язычников. Максимин после смерти в 311 г. Галерия начал было по-прежнему преследовать христиан, запрещал им строить, изгонял из городов,некоторых увечил. Им были преданы смерти: Силван Емесский, Памфил, кесарийский пресвитер Лукиан, антиохийский пресвитер и ученый Петр Александрийский и др.
В 313 году императоры Константин и Ликиний издают Миланский эдикт, провозглашающий свободное исповедание христианства.

Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanense) — датируемое 313 годом письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи[1]. Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи. Непосредственный текст эдикта до нас не дошёл, однако он цитируется Лактанцием в его труде «О смерти гонителей».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: