Русская Православная Церковь. Для свободного распространения




ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

 

 


Что такое Таинство Исповеди?

Таинство Исповеди – это святое таинство Православной Церкви, в котором верующий исповедует (открывает устно) грехи свои Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от самого Господа Иисуса Христа. Сам Христос невидимо присутствует при этом Таинстве и разрешает человека от содеянных грехов, таким образом очищая человеческую душу.

Исповедь - это трогательное до слез явление любви Бога к человеку; это радость прощения греха; это великое Таинство примирения Бога и человека.

 

Сам Господь Иисус Христос установил это Таинство, сказав Своим ученикам: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20-22:23). Так святые апостолы получили власть от Господа совершать это святое Таинство. Каждый православный священник, как сонаследник и приемник апостольских даров, также имеет власть, (данную от Господа), прощать и разрешать от грехов.

 

Мы все много грешим перед Богом. Самомнение, эгоизм, гордыня, осуждение ближних, пустословие, насмешки, неуступчивость, раздражительность, гнев – постоянные спутники нашей жизни. На совести почти каждого из нас лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, блуд, обращения к колдунам и экстрасенсам, воровство, обман, мысли о самоубийстве, пьянство и многое другое, делающее нас повинными гневу Божию.

Гордость, зависть, лень, сребролюбие – как часто в этих и им подобных грехах следует искать исток нашего беспокойства, беспричинного, казалось бы, томления, недовольства всем на свете!

 

К сожалению, часто человек не видит своих пороков и дурных, греховных наклонностей. Сказав что-то обидное ближнему или поступив против своей совести мы быстро забываем содеянное. Совесть уже легко примеряется с так называемыми мелкими, бытовыми грехами: осуждением, пересудом, сплетнями, обманом, вспыльчивостью, грубостью, раздражением…

Некоторые так и говорят: «У меня особых грехов нет. Ведь я никого не убивал, не воровал …». Но велика ли разница: привязан к плечам один большой камень или мешок мелких камней? – в обоих случаях груз повлечет ко дну.

 

Для того чтобы понять смысл Таинства Исповеди, необходимо подробнее разобрать понятие «грех». Грех - это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех – это нарушение заповеди Божьей, преступление против Божьего Закона, это «черная печать», до конца дней пребывающая на совести, в некотором смысле самоубийство. Грех страшен, в первую очередь, тем, что разрушает душу самого человека, совершающего этот грех, ибо совершая грех человек теряет благодать Святого Духа, лишается благодатной защиты и становится доступен для губительных сил зла, нечистых духов, которые не замедляют тотчас же использовать возможность совершения разрушительных действий в душе грешника.

 

Действие греха в душе человека можно уподобить разбитому окну в доме, через которое из дома уходит тепло и в дом врываются холод, снег и ветер. А поскольку тело и душа человеческие в этой земной жизни связаны воедино, то раны душевные становятся источников недугов телесных, и в результате страдают и тело, и душа. Грех обладает растлевающей силой, способной вызвать за собой цепочку последующих, более тяжких прегрешений.

Один подвижник благочестия образно уподобил грехи… кирпичам. Он говорил так: чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей – грехов. Стена может стать настолько толстой, что человек становится нечувствителен к воздействию Благодати Божьей, и тогда он испытывает душевные и телесные последствие грехов.

Русская Православная Церковь. Для свободного распространения

К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, навязчивые дурные мысли, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах, порою переходящие в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.

К телесным последствиям греха относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека, явно или неявно связаны с прежде содеянными им грехами. Например, выводят такую взаимосвязь греховных пороков и болезней: гордость – вызывает опухоли, зависть – сердечные болезни, похоть – сумасшествие, гнев – болезни печени, печаль – заболевания желудка, тщеславие – легочные заболевания, чревоугодие – болезни сосудов, скупость – потеря памяти.

Так вот, в Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божьей к согрешившему! После чистосердечного раскаяния во грехах перед Богом, в присутствии священнослужителя как свидетеля покаяния, при чтении священником разрешительной молитвы, Сам Господь Своей всесильной десницей разбивает стену из грехов в пыль и рушится преграда между Богом

и человеком. Приходя на Исповедь, мы каемся в присутствии священника, но не перед священником. Священник, будучи сам человеком, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является сам Господь Бог.

 

Перед Таинством Исповеди священник читает молитву, которая в переводе с церковно-славянского языка звучит так: «Дитя мое, Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его пред нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди из нее неисцеленным».

 

Многие люди понимают необходимость исповеди, но бояться прийти в храм. Одни не решаются рассказать все свои грехи, другие думают, что слишком привыкли к дурной жизни и исповедь не поможет им. Напрасный страх! Его важно перебороть. Представьте, что у кого-то болит зуб, а человек все откладывает и не решается пойти лечить его. Зуб может сгнить и дать осложнения на весь организм. Так и откладывая покаяние, можно окончательно повредить своей душе. Настоящая исповедь есть обличение себя, без всякого самооправдания и саможаления. Только тогда мы получим облегчение и мир душевный.

Не нужно стыдиться исповедовать грехи, нужно стыдиться совершать их. Многие думают, что священник осудит их, хотят на исповеди показаться лучше, чем они есть, самооправдаться. Но поверьте опыту, что любого священника, который часто исповедует, уже ничем нельзя удивить, и вы вряд ли скажите ему что-то новое и необычное. Ведь столько людей приходит к нему каждый день! Наоборот, для священника великое утешение и радость, когда он видит перед собой искренне кающегося, пусть даже в тяжких и постыдных грехах.

 

Настоящая исповедь должна быть своя, то есть, сам исповедающийся должен рассказать, в чем грешен, а не дожидаться, что спросит духовник. Хотя духовник также может помочь вам наводящими вопросами, если вы его попросите об этом, и скажете, что вы пришли впервые.

Также, многие опытные священники советуют перед исповедью записать свои согрешения на листок бумаги, дабы не забыть сказать все, в чем обличает совесть, по немощи человеческой (от волнения, плохой памяти и проч.).

Помните, раскаяние должно быть чистосердечным, полным: оно должно сопровождаться отвращением ко греху и желанием исправиться. Иногда говорят, что стыд, сопровождающий подлинное покаяние выжигает самые корни греха. Поэтому на исповеди не должно быть ложного стыда: на исповеди мы – всё равно, что в кабинете у врача. И как от врача телесного, так и от врача духовного мы можем уйти, или встав на путь выздоровления, или безо всякой пользы и даже напротив – усугубив свою болезнь, если не откроем все её признаки.

Покаяние – это не истязание человека, не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и, тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему, а очищение его от ненужных греховных наслоений. Это освобождение человека от того, что не его, что для него лишнее, что доставляет ему только муку и тяготу, мешает жить и радоваться жизни.

Поэтому нельзя откладывать наше покаяние и давать сплошь замарываться нашей духовной одежде: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти. Покаяние называют еще «вторым крещением», так как в этом Таинстве совершается, подобно Крещению, очищение от грехов, и душа вновь обретает блаженное состояние духовной чистоты. Помоги всем Господи!

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ГРЕХОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: