Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи: -подведение итогов работы; -сравнение (с самим собой).
Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений использую:
· стартовые и итоговые проверочные работы;
· тестовые диагностические работы;
· текущие проверочные работы.
Привычную форму письменной контрольной работы теперь дополняю такими новыми формами контроля результатов, как:
|
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов.
Результаты обучения фиксирую в специально разработанных технологических картах (листах достижений ученика). Качество усвоения знаний и умений оцениваю следующими видами оценочных суждений:
- «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
- отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу использую систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию представляю следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.
В конце урока предлагаю всему классу определить, какие варианты ответов оказались наиболее точными, интересными, помогли выполнить задание. Авторы этих коллективных решений поощряться: им даётся смайлик. Дополнительным способом оценивания учебных результатов и деятельности учеников является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под моим руководством формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
|
Для диагностики теоретических знаний разрабатываю поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результаты в которых оцениваю словами «спасибо», «молодец», «поздравляю» и обязательно за выполненное задание ребёнок получает смайлик; тестовые задания предлагаю всех видов тестов:
- верно/неверно;
- выбери правильный вариант ответа;
- соотнеси;
- краткий ответ.
Результаты тестов фиксирую в специальной таблице.
Мониторинговый лист оценивания
Номер теста/ ФИ ученика | К1 | К2 | |||||||||||||||||
Зеленый - полностью выполнил задание
Желтый - допустил ошибки при выполнении задания
Красный - с заданием справиться не смог
Обязательным пунктом мониторингового листа оценивания является итоговая работа в конце каждой четверти (К).
Такая же таблица, но уже индивидуальная, есть у каждого учащегося. Ребёнок заполняет её самостоятельно по итогам самопроверки.
Номер теста | К1 | К2 | |||||||||||||||||
|
Для оценивания результатов усвоения материала использую творческие задания, которые очень любят четвероклассники. Например, задание по теме «Культура и религия»: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.
Интерактивные кроссворды по теме позволяют в интересной, непринуждённой форме проверить уровень усвоения знаний учащимися на этапе первичной диагностики, а также уместны для использования на заключительном уроке по данной тематике.
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Учеников ориентирую в большей степени на самооценку, свою оценку осуществляю в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. В конечном счете, работая со шкалой требований к качеству обучения, приучаю детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.
Для диагностики личностных изменений учащихся провожу мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Для этого успешно использую технологию портфолио. Портфолио учащихся имеет свою структуру и представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Обязательным элементом является лист самооценки и оценки.
Тема урока | Работа на уроке | Помощь товарищу | Выполнение домашней работы | Выполнение домашней работы совместно с родителями |
Россия – наша Родина. |
За правильные ответы, за работу в паре или группе на уроке ребята получают смайлик с записью выполненного задания. При оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание самостоятельно, получает обычный, цветной, смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный». Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Смайлики наклеиваются напротив соответствующей клетки.
Второй раздел портфолио – мониторинговый. Кроме мониторингового листа оценивания в него входят индивидуальные листы самооценки (для определения уровня вовлечённости и участия в групповой работе). Такие листы использую для оценивания творческих проектов. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе проекта я… | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи | |||
Определял цели и ставил задачи и т.д. |
Динамику результативности усвоения курса учащимися обязательно фиксирую в карте диагностики усвоения модуля.
Начальный уровень | Уровень усвоения | Уровень развития | Уровень совершенствования |
Показатель «Мотивация к занятиям» | |||
Показатель «Творческая активность» | |||
Показатель «Эмоциональное настроение» |
Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.
Список использованной литературы: