Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ




Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи: -подведение итогов работы; -сравнение (с самим собой).

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений использую:

· стартовые и итоговые проверочные работы;

· тестовые диагностические работы;

· текущие проверочные работы.

Привычную форму письменной контрольной работы теперь дополняю такими новыми формами контроля результатов, как:

- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

- результаты учебных проектов.

Результаты обучения фиксирую в специально разработанных технологических картах (листах достижений ученика). Качество усвоения знаний и умений оцениваю следующими видами оценочных суждений:

- «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

- отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу использую систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию представляю следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

В конце урока предлагаю всему классу определить, какие варианты ответов оказались наиболее точными, интересными, помогли выполнить задание. Авторы этих коллективных решений поощряться: им даётся смайлик. Дополнительным способом оценивания учебных результатов и деятельности учеников является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под моим руководством формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

Для диагностики теоретических знаний разрабатываю поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результаты в которых оцениваю словами «спасибо», «молодец», «поздравляю» и обязательно за выполненное задание ребёнок получает смайлик; тестовые задания предлагаю всех видов тестов:

- верно/неверно;

- выбери правильный вариант ответа;

- соотнеси;

- краткий ответ.

Результаты тестов фиксирую в специальной таблице.

 

Мониторинговый лист оценивания

 

Номер теста/ ФИ ученика                   К1                 К2
                                         
                                         
                                         

Зеленый - полностью выполнил задание

Желтый - допустил ошибки при выполнении задания

Красный - с заданием справиться не смог

Обязательным пунктом мониторингового листа оценивания является итоговая работа в конце каждой четверти (К).

Такая же таблица, но уже индивидуальная, есть у каждого учащегося. Ребёнок заполняет её самостоятельно по итогам самопроверки.

 

Номер теста                   К1                 К2
                                         

 

Для оценивания результатов усвоения материала использую творческие задания, которые очень любят четвероклассники. Например, задание по теме «Культура и религия»: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.

Интерактивные кроссворды по теме позволяют в интересной, непринуждённой форме проверить уровень усвоения знаний учащимися на этапе первичной диагностики, а также уместны для использования на заключительном уроке по данной тематике.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Учеников ориентирую в большей степени на самооценку, свою оценку осуществляю в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. В конечном счете, работая со шкалой требований к качеству обучения, приучаю детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.

Для диагностики личностных изменений учащихся провожу мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Для этого успешно использую технологию портфолио. Портфолио учащихся имеет свою структуру и представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Обязательным элементом является лист самооценки и оценки.

 

Тема урока Работа на уроке Помощь товарищу Выполнение домашней работы Выполнение домашней работы совместно с родителями
Россия – наша Родина.    

За правильные ответы, за работу в паре или группе на уроке ребята получают смайлик с записью выполненного задания. При оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание самостоятельно, получает обычный, цветной, смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный». Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Смайлики наклеиваются напротив соответствующей клетки.

Второй раздел портфолио – мониторинговый. Кроме мониторингового листа оценивания в него входят индивидуальные листы самооценки (для определения уровня вовлечённости и участия в групповой работе). Такие листы использую для оценивания творческих проектов. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

 

В ходе проекта я… Всегда Иногда Никогда
Предлагал новые идеи      
Определял цели и ставил задачи и т.д.      

 

Динамику результативности усвоения курса учащимися обязательно фиксирую в карте диагностики усвоения модуля.

 

Начальный уровень Уровень усвоения Уровень развития Уровень совершенствования
Показатель «Мотивация к занятиям»
Показатель «Творческая активность»
Показатель «Эмоциональное настроение»

 

Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом.

Список использованной литературы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: