Любовь приходит – и не уходит




 

Глава восьмая, в которой речь идет о любви.

Я увидел ее в окне автобуса. Мне нужен был другой маршрут, но ее автобус застрял на остановке, и она смотрела в окно, подперев рукой голову. Увидев меня, она улыбнулась. Я пропал в ту же секунду.

Я бежал за автобусом до следующей остановки, благо он еле тащился из‑за пробок. Ее улыбка становилась всё шире. Когда я вошел в дверь, она помахала мне рукой, как старая знакомая, и крикнула:

– Проходи сюда, здесь свободно. Меня зовут Лиз.

Уже через несколько дней Лиз перебралась ко мне. Я не верил своему счастью: мне было всегда так трудно знакомиться с женщинами, а тут она просто вошла в мою жизнь и заняла приготовленное для нее место. Через неделю мне уже казалось, что мы прожили вместе всю жизнь. Стоял май. Из кустов, где в очередной раз сцепились два дрозда, раздавалась их обычная возня, воздух был напоен весенними ароматами, и первые ночные бабочки кружили вокруг нас маленькими привидениями.

– Давай, колись, – потребовал Билл, не успели мы присесть.

– Ты о чём?

– Брось, не темни. Я и так уже всё знаю.

– А если знаешь, чего пристаешь?

– Мне интересно, что ты об этом думаешь.

– Ну, встретил хорошую девушку. Зовут Лиз. Мы познакомились на следующий день после нашей последней беседы.

Круглая физиономия Билла просто светилась от радости.

– По лучил ось‑таки!

– И что это у тебя получилось?

– Не у меня одного: тут постарался небольшой, но спаянный коллектив.

– Слушай, давай на этот раз без загадок, а?

– Думаешь, легко было загнать тебя в тот автобус? Во‑первых, пришлось слегка увеличить прорехи в карманах той бабули, которая застряла при входе, пытаясь отыскать мелочь. Это дало дополнительных тридцать секунд, чтобы Лиз могла увидеть тебя из окна автобуса. Во‑вторых, ребятам пришлось устроить небольшой затор в конце проспекта, из‑за которого автобус тащился со скоростью черепахи и ты смог догнать его на следующей остановке. В третьих… Да зачем я всё это перечисляю? Достаточно сказать, что было задействовано до десяти ангелов двух смежных чинов. И всё это – чтобы две одинокие души могли познакомиться друг с другом.

Переварив услышанное и проникшись к ангелу каким‑то новым доверием, я сказал:

– Ты знаешь, вчера она переехала ко мне.

– Быстро!

– Я и сам удивлен. Мне не свойственно бросаться в омут.

– А может, она Та Самая?

– Время покажет. Сейчас всё в кайф. Будем радоваться, пока можно.

– Звучит как‑то не очень оптимистично.

– А откуда взяться особому оптимизму? Если повезет, будем наслаждаться друг другом год‑два, а затем постепенно остынем. Если очень повезет, сохраним хорошие отношения, а дальше по накатанному: поженимся, нарожаем детей и пр.

– Боже, как скучно!

– Ты просто плохо понимаешь нашу жизнь. Есть идеалы, про которые нам рассказывают в книжках и которые показывают в кино. А есть жизнь, где всегда что‑то не так: то внешность не идеальна, то получается как‑то коряво, то скелеты вываливаются из шкафа в самое неподходящее время.

– Понятно. Положение серьезное, хотя ничего нового я не услышал.

– Будешь вправлять мозги?

– Буду.

– Ну‑ну. Приступай.

Билл пощипал ус, почесал через шляпу голову и приступил к своему монологу. – Любовь – это состояние. Очень простое и очень понятное. Это состояние благожелательности: ты желаешь человеку добра. Иными словами, ты его любишь.

– И всё?

– И всё.

– А как же называется то, что я испытываю по отношению к Лиз?

– А здесь много чего. Здесь и сексуальное влечение, и стремление объединиться со своей половиной, и восторг первооткрывателя, ведь любимый человек – это всегда «неизвестная земля».

– Первое и последнее мне понятно. А вот насчет второй половины… Как сказал классик, найти свою половину – еще менее вероятно, чем двум меченым горошинам оказаться рядом в мешке с горохом.

– Дурак ваш классик. Барином был, барином и остался.

– А при чём тут барство?

– А при том, что никто ведь и не утверждает, что всё происходит само собой.

– То есть?

– То есть, для этого нужно потрудиться. А сидеть и ждать, что великое единение наступит само собой – занятие действительно не только по‑барски праздное, но и бесполезное. К сожалению, таких, как ваш классик – легион, и некоторые из них обладают выдающимся художественным даром. А художественный дар – это, помимо всего прочего, еще и дар внушения.

– Ты несправедлив. Классик был весьма достойным человеком и барские излишества презирал.

– Да‑да. Ходил в рубище и сам пахал землю.

– А что в этом плохого?

– Всё прекрасно. За исключением установки. В ней‑то вся проблема и кроется.

– Что еще за установка?

– Да, собственно, всё та же. Такая же, как и у тебя.

– Я ничего про установку не говорил.

– И не надо. Ее ведь вовсе не обязательно декларировать – достаточно показать, каким ты видишь перспективы ваших отношений, и всё становится ясно. Ты исходишь из того, что всё кончается, в том числе и любовь. Хотя достаточно посмотреть на определение, чтобы увидеть, что это не так.

– Но ведь ты не будешь отрицать, что страсть постепенно проходит?

– Нет, в нормальном случае она перерастает в иное чувство – чувство сопричастности, когда каждый становится частью нового единства. Просто нужно, во‑первых, об этом знать, а во‑вторых, что‑то для этого делать. Нужно врастать в другого человека, вживаться в него, понимать его на уровнях, недоступных слову.

– Типа того, о чём мы уже говорили? Интуиция и всё такое?

– И всё такое. И тогда постепенно станет ясно, что влюбленность – это не высшая точка взаимоотношений, а только их начало.

– Ну, хорошо, предположим, что нужно просто изменить установку – настроиться на то, что отношения будут развиваться, укрепляться, в общем, цвести и пахнуть. А как быть с тем, что начинается‑то всё, по сути, с обмана – с «розовых очков» – из‑за которых потом и возникают самые жестокие разочарования?

– А вот тут, мой друг, и таится самое серьезное непонимание. Эти пресловутые «розовые очки» – настоящий подарок, которым нужно уметь пользоваться и, самое главное, функцию которого нужно правильно понимать.

– Ничего себе подарочек! Лучше бы дарили оптические фильтры: поднес к розовым очкам – и увидел реальное лицо.

– Ты бы лучше послушал – может пригодиться.

– Ладно, валяй.

– Так вот. То, что вы называете «розовыми очками», на деле представляет собой моментальное и исключительное смещение точки сборки.

– Это еще что?

– Это некий фокус, сосредоточение интуитивного понимания реальности. У людей, лишенных творческого дара или экстрасенсорных способностей и не обладающих мощной врожденной интуицией, это происходит только в состоянии влюбленности. Не буду вдаваться в подробности, но суть в том, что в этом состоянии происходит внезапная активация Канала Моментального Наполнения, то есть интуитивного канала, что позволяет сразу же показать потенциальную способность единения с возлюбленной или возлюбленным. Другими словами, тебе показывают, что ты можешь испытать, слившись с этим человеком.

– И этому можно верить?

– Макс, интуиция никогда не обманывает. Нужно только научиться ее слушать и не пользоваться ложными установками.

– Погоди, а зачем тогда говорить о Той Самой? Ведь если слияния можно достигнуть с любым человеком, в которого влюбляешься, а влюбленностей может быть много, то, значит, нет и одной‑единственной?

– Слияние достижимо с любым человеком, который кажется «тем самым», но на практике этого либо не случается вообще – в силу упомянутой неправильной установки – либо это происходит не сразу, а только при очередной, и далеко не первой, влюбленности. Поэтому вам и дается не одна попытка, а много.

Я представил себе Лиз. Когда я уходил на прогулку, она читала, уютно устроившись в кресле. – Она всё еще читает, – отозвался Билл. – Но, если ты не хочешь, чтобы она отчалила к Морфею, тебе стоит поторопиться.

Я встал со скамейки. Ангел продолжал сидеть и, глядя куда‑то в сторону, театрально произнес:

– Удачи, юноша. И не забудьте о правильной установке.

Пришельцы

 

Глава девятая, посвященная детям.

Когда я появился на аллее, ангел уже сидел на нашей скамейке. Завидев меня, он встал и засеменил мне навстречу.

– Срочный вызов! Я заинтригован: что за пожар?

– Дело в Лиз.

– Поссорились?

– Да нет, что ты. Из‑за мелких препирательств я бы тебя не беспокоил.

– Так в чём дело, дружище?

– Дело в новой теме. Она заговорила… о детях.

– И ты сник?

– Нет. Скорее, обескуражен.

– И хочешь, чтобы я тебя морально поддержал?

– Ну, не знаю, морально или как‑нибудь еще… Я просто подумал, что ты мог бы рассказать мне что‑нибудь про детей. Типа, что вы там о них думаете.

– И там, и тут про них думают одинаково – просто тут думающих мало.

– Одинаково – это как?

– В двух словах, дети – это пришельцы.

– А в трех?

– Дети прибывают сюда из Вселенной. Физическое появление ребенка в утробе матери еще не означает, что это ее дитя в полном смысле слова. Родители дают ребенку только форму, физическую структуру, органический субстрат, а всё остальное – и самое существенное – прибывает не отсюда. Поэтому к ребенку нужно относиться так же, как к дорогому гостю – с предельным уважением, заботой и любовью, но ни в коем случае не как к своей собственности.

– Знаешь, это мне очень близко.

– Очень рад. Но это не всё.

Ангел замолчал, глаза его сощурились, и мне показалось, что он подбирает слова.

– Ты прав, тут нащупывается столь крупная тема, что наскоком ее не осилить.

– А не наскоком – можно?

– Можно, конечно, хотя на это уйдет непредсказуемая часть столь драгоценного времени.

– Ты куда‑то торопишься?

– Я‑то нет…

– Так и я никуда не тороплюсь.

Билл как‑то странно на меня посмотрел, но ничего не ответил.

– Так что – объяснишь?

Ангел вздохнул.

– Ты, наверное, прав. Нужно кое‑что объяснить.

Он вскочил со скамейки и стал прохаживаться перед ней, смешно вытягивая носок. При этом его руки были заложены за спину, а голова задрана к небу, так что, будь на аллее яма, он бы обязательно в нее свалился.

– Мне придется начать с одного из атрибутов божественного участия – великой щедрости Божества. Во всех своих проявлениях Божество демонстрирует бесконечную щедрость: это и нескончаемая любовь, наполняющая всё творение, и бесконечное число «дорог, ведущих к храму», и всё новые ошибки, которые мы совершаем, но, тем не менее, ничего этим не зачеркиваем.

– Ты говоришь «мы»?

– Я говорю «мы» – люди и ангелы. Как я тебе уже сообщал, ангелы лишь немного отличаются от людей и, может быть, не всё, но многое человеческое нам не чуждо.

– Это утешает.

– Меня это, скорее, огорчает.

– А вот и принципиальное отличие!

– Всё бы тебе смеяться… Так вот, дети – это проявление бесконечной щедрости Божества.

– В том смысле, что их много?

– Нет, чудилище: в том смысле, что они каждый раз дают вам новую возможность.

– Объяснишь?

– С удовольствием.

Ангел перестал маячить передо мной и плюхнулся на край скамейки.

– Человечество постоянно занимается тем, что передает всякий ненужный груз от одного поколения другому. Всё это происходит в процессе воспитания и получения образования. К сожалению, ни первое, ни второе не учитывает истинного статуса детей, то есть статуса пришельцев. Воспитание призвано насильно привить детям порочные нравы родительского поколения, а образование – напичкать фактическими знаниями и отжившими умениями.

– И что ты предлагаешь?

– Так это ведь очевидно: если ты уважаешь ребенка как посланника иного мира, относись к нему с должным уважением и даже пиететом. Пытайся присмотреться к нему, понять его, почувствовать его. Обращай особое внимание на его реакции и не спеши вешать на них ярлыки «правильно» и «неправильно»: всё может быть как раз наоборот.

Билл на мгновение умолк, и на его круглом лице появилось выражение умиротворения.

– Но самое главное – осторожней обращайтесь с душой ребенка, ведь она чиста, прекрасна и ранима.

– Понятно, но почему ты называешь это самым главным?

– А потому, что эта чистота несет великую возможность. Если ее сохранить, вырастет принципиально новое поколение чистых людей – чистых морально, интеллектуально, духовно.

– Ты хочешь сказать…

– Именно! Я хочу сказать, что каждое поколение получает возможность радикального улучшения цивилизации, и эта возможность называется «дети».

– Вау… Я об этом как‑то не думал.

– Ты не одинок.

Билл помолчал, давая мне возможность проникнуться сказанным. Я действительно был поражен: дети, эти несмышленыши, во всём зависящие от нас, взрослых, эти маленькие человеки, оказывается, представляют собой настоящее чудо, ибо способны в кратчайший срок уничтожить зло, если только им не мешать! – Вот‑вот – не мешать, тут ты прав. А происходит нечто прямо противоположное – сначала в семье, а затем и в школе.

– А что, по‑твоему, нужно изменить в системе образования?

– Всё! И начать с установок: не препятствовать, а помогать; не насильно, а по желанию; не устранять, а выявлять.

– А конкретнее?

– Пожалуйста. Не мешать быть самим собой, а помогать сохранить свою самобытность. Каждый ребенок уникален, и к каждому нужен свой подход.

– Но ведь это невозможно!

– Ошибаешься: нужно только захотеть. Это вовсе не означает, что к каждому приставят отдельного наставника. Но сами учебные программы должны быть индивидуальными.

– Ладно. А дальше?

– Не навязывать всё подряд, а смотреть, что ближе к интеллекту, темпераменту, природным способностям, устремлениям.

– Ну‑у, так все пойдут кто в лес, кто по дрова.

– Так пусть одни будут выращивать, а другие – рубить. Каждому свое.

– Ну, предположим. А последнее?

– Последнее связано с методом: можно учить «не делать чего‑то», а можно учить «делать что‑то». В первом случае запрещаешь, во втором – предлагаешь. В одном случае отталкиваешь, в другом – притягиваешь. Да и сама методология должна в корне измениться: давать не готовые знания, а методы для получения знаний. А что именно нужно будет тому или иному пришельцу, он решит сам.

Ангел взглянул на меня, как бы желая убедиться, что я всё понял.

– И последнее – самое главное.

– Самое главное уже было.

– Значит, самое‑самое главное: нужно поменяться с ребенком местами.

– В прямом смысле?

Билл зашелся беззвучным смехом.

– Конечно, в переносном. Нужно, чтобы в первую очередь дети учили нас, и только затем мы – их. От них мы сможем научиться куда большему, чем они – от нас.

– Даже от младенцев?

– Конечно! За ними можно наблюдать, их можно учиться понимать. А дальше – больше. Кстати, тут важно помнить, что периоды жизни ребенка отличаются от ваших представлений.

– Что ты хочешь сказать?

– Я хочу сказать, что в действительности существует не некое абстрактное «детство», а более подробное и истинное деление на периоды, в каждом из которых есть свое детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст и старость.

Я опять задумался, пытаясь перечислить про себя все возможные 49 периодов, однако сбился, не дойдя и до середины.

– Да это и не важно, – услышал я ангела. – Дело не в названиях и не в классификации. Дело, как всегда, в понимании. Надеюсь, сегодня ты опять кое‑что понял.

Наверное, я как‑то забавно выглядел, потому что, взглянув на меня, Билл весело засмеялся и, ничего не говоря, зашагал прочь. Глядя ему вслед я видел, как подрагивают полы его шляпы.

Прямо и налево

 

Глава десятая, открывающая новые горизонты.

– Ну, ты и ковылять! Старикашка какой‑то, а не юноша в расцвете сил. Когда же, думаю, он, наконец, дотащится? – прокричал Билл, возникший в дальнем конце аллеи.

Ждать очередной встречи пришлось долго. Весна окончательно сменилась летом, которое сразу же удивило редкой для наших широт жарой. Даже вечером было еще очень тепло, а долгожданный ветерок так и не появился.

– Явился, не запылился, – попробовал ответить в тон я.

– Запылишься тут, – насупился Билл. – Гоняют нашего брата в три шеи, всё им мало. А у меня задание! – при этом ангел поднял вверх палец и погрозил кому‑то в пространство. Я понял, что мои шутки сегодня не в почете и решил ждать развития событий.

– Чего это ты гуляешь всё время по одному и тому же маршруту? – продолжал ворчать Билл. – Туда‑сюда, туда‑сюда, из года в год. Ошалеть можно!

– Так ведь тут ничего и нет, кроме одной‑единственной аллеи, – как можно более мирным тоном ответил я. – От нужды, так сказать, и гуляем по ней.

– От нужды в кустик ходят, – назидательно изрек Билл.

– Не от нужды, а по нужде.

– Ишь ты, образованный.

Я решил умолкнуть. Ангел был явно не в своей тарелке, и я просто не знал, как поправить ему настроение.

– Настроение… – отозвался Билл. – Ну, не в духе я сегодня. И с нами такое бывает, не всё вам одним хандрить.

– Пожалуйста, пожалуйста, – поспешил заверить его я. – Хандри себе на здоровье.

Билл хмыкнул:

– Да, утешитель из тебя аховый. Ну, как можно хандрить на здоровье?

– Это я просто так, схохмить попытался.

– Шуточки у тебя, боцман.

Тут я не выдержал и расхохотался.

– А это ты откуда подцепил?

– Услышал от одного из наших. Только что вернулся с задания, знает много смешного.

– А ты в курсе, откуда это?

– Нет еще – он не успел объяснить. А ты что, тоже знаешь про боцмана? – оживился ангел.

Я оказался в щекотливом положении.

– Слушай, давай как‑нибудь в другой раз.

Однако мое замешательство было истолковано неверно, что и помогло мне выйти из положения:

– Я так и знал: ничего ты про боцмана не знаешь. Вернусь – сам спрошу. Давай лучше про изменение маршрута.

– Так где же тут еще ходить?

– А ты не пробовал свернуть в конце аллеи?

– Так там же ничего нет. Не по кустарнику же ползать.

– Ты что, проверял?

К этому моменту мы уже дошли до самого конца и стояли перед огромной зеленой стеной кустов, намертво сросшихся с каким‑то чертополохом.

– Ну, и куда прикажешь? – спросил я.

– Вот сюда, – Билл ткнул рукой куда‑то налево. – Смелей!

Я раздвинул руками кусты, зажмурившись, чтобы жесткие ветки не поцарапали лицо, и…

И застыл в полном оторопении. Прямо за зеленой стеной, оказавшейся очень тонкой, открывался большой сквер: в легком тумане я видел расходившиеся в разные стороны аккуратные аллеи и красивые газоны со свежими следами газонокосилки. Некоторые аллеи упирались в роскошные клумбы, от которых отходили очередные дорожки.

– Твоих рук дело?

Билл хмыкнул:

– Я этим не занимаюсь.

– Но ведь здесь же ничего не было! Сколько лет уже здесь гуляю…

– Пять.

– Да?.. Может быть, не считал. Но ничего подобного здесь никогда не было.

– Может, когда‑то и не было, а теперь есть, – загадочно произнес Билл. – Какой же ты все‑таки ненаблюдательный. Ходит, ходит, глядит прямо перед своим носом. Так можно вообще ничего не увидеть.

Несмотря на это занудливое ворчание, я чувствовал, что настроение у ангела улучшается. Видимо, моя растерянность дала ему некоторую моральную компенсацию, и по всему было видно, что Билл восстанавливает свое привычное, добродушно‑ироничное расположение духа.

– Так что, будем осваивать новую территорию?

Пока я стоял, вглядываясь в исчезавшие в тумане контуры сквера, Билл исчез. Покрутив головой и убедившись, что мой ангел действительно отсутствует, я осторожно ступил на дорожку. Она была покрыта мелкой розоватой галькой, а ее края были выложены гладкими камнями серых и бежевых тонов. Выбрав своей целью большую клумбу, я направился к ней, почему‑то старясь как можно мягче наступать на гальку и прислушиваясь к своим шагам. Галька чуть поддавалась под моими ботинками и забавно хрумкала.

На аллеях и вокруг клумб стояли ажурные белые скамейки. Правда, присесть мне не удалось: все они сверкали свежей краской. Поэтому, исследовав пару дорожек и полюбовавшись на роскошные, украшенные дивными цветами клумбы, я повернул назад. Но не тут‑то было! Хотя я мог поклясться, что проделал в обратном направлении тот же путь, ни аллеи с розовой галькой, ни знакомой зеленой стенки не было. Не могу сказать, чтобы я был сильно удивлен: я скверно ориентируюсь в пространстве и страдаю, как выражается один приятель, топографическим кретинизмом. С одной стороны – неприятно, что кретинизм; с другой – хорошо, что только топографический.

В общем, я понял, что в очередной раз заблудился в трех соснах – точнее, в трех клумбах. На моем пути мне как раз попалось три клумбы, одна великолепней другой, но теперь мне было не до эстетических наслаждений: хотелось понять, как отсюда выбраться.

Помощь пришла неожиданно. На некотором расстоянии от последней клумбы я заметил садового работника, которого выдавали соответствующие причиндалы: в большой тачке были сложены лопаты, грабли и несколько мотыг разной величины и формы. Несмотря на туман, на садовнике были темные очки. Широкий прорезиненный плащ доходил до земли, и с ним нелепо контрастировала соломенная шляпа, по‑матросски надвинутая на макушку. Довершала портрет борода лопатой. – Простите, – начал, было, я, но бородач не дал договорить:

– Сейчас провожу. Вот, только закончу с этим детским садом, и буду весь ваш.

При этом садовник даже не посмотрел в мою сторону, ибо сосредоточенно рассматривал какой‑то мелкий саженец. Удовлетворившись осмотром, он воткнул саженец рядом с краем клумбы и вынул из тачки следующий. Проделав те же действия с очередным подопечным, бородач ухватился за тачку и произнес:

– Нам прямо и налево. За мной.

Бородач бодро зашагал, толкая тачку и насвистывая себе что‑то под нос. Я подумал, что молчать с моей стороны будет невежливо.

– Вы здесь работаете?

– Заглядываю иногда.

– Ухаживаете за растениями?

– Скорее, за людьми. А за цветочками здесь вообще ухаживать не нужно.

– И… и как же вы за нами ухаживаете?

– По‑разному. Кто заблудится – нужно проводить; кто впадает в прострацию – нужно вывести; кто забывает, откуда пришел – нужно напомнить.

– Меня вы, видимо, провожаете?

– Да, вас просили проводить.

– Просили?

– Конечно, не сам же я сюда явился. У меня много дел поинтересней.

– А что это за дела?

Я обернулся к своему собеседнику, но ни его, ни тачки уже не было. Честно говоря, я не удивился. Было бы странно, если бы он просто ушел. Не удивился я и тому, что стоял перед знакомым зеленым кустом. Оставалось только раздвинуть его ветки, чтобы оказаться на моей старой, унылой, но почему‑то такой долгожданной аллее.

Я побрел в сторону дома, однако не успел пройти и двадцати метров, как увидел на скамейке всё того же садовника. Он сидел, вольготно развалившись и обнимая спинку длиннющими руками. Когда я поравнялся со скамейкой, он скрестил руки на груди и строго произнес:

– В следующий раз не забудьте: прямо и налево.

Ботаник

 

Глава одиннадцатая, о расширении воображения.

– Ну, как тебе Ботаник? – спросил Билл, выныривая из пустоты и подстраиваясь к моему шагу.

– Ты о ком?

– О бородаче, с которым ты познакомился в прошлый раз.

– A‑а, соломенная шляпа?

– Соломенная? Не знаю, может быть, и соломенная. У него их много.

– Ничего мужичок, забавный. Только не особо разговорчивый.

– А это у него от увлечения растительным миром – поэтому мы его и прозвали Ботаником.

– У нас так называют сухарей, зануд и прочих скучных типов.

– Да? Забавно. Расскажу ему при встрече. Хотя его трудно поймать – он нарасхват.

– А чем он еще занимается, кроме цветочков?

– Вообще, основное его занятие – создание горизонтов.

–?

– Сейчас объясню. В процессе развития человека наступают моменты, когда старая форма уже не вмещает новое содержание. Есть много способов исправления таких положений, но в некоторых случаях вмешательство должно быть радикальным. Такое радикальное вмешательство мы называем «созданием горизонта». Горизонты бывают нескольких типов: пространственный, звуковой, концептуальный, иерархический и некоторые другие, плохо понятные тебе и даже мне.

– Позволь угадать: мне создали пространственный горизонт?

– Бинго.

– И что это даст мне?

– Ну, это зависит от тебя самого. Но теперь у тебя есть возможность расширить свое воображение в определенной эстетической среде, которая должна благотворно влиять на процесс усвоения новых истин.

– Это выдержка из рекламного объявления ЗАО «Новые горизонты»?

Ангел насупился:

– Не интересно – буду молчать.

– Нет‑нет, интересно, даже очень! Кстати, помолчать вместе – идея неплохая. Пойдем в новый садик?

– Садик, – пробурчал Билл. – Еще скажи «огородик».

Между тем мы подошли к концу «старой» аллеи, и я смело раздвинул кусты. К моему разочарованию, ни розовой аллеи, ни красивых клумб я за ними не увидел. За спиной раздалось хихиканье Билла.

– Ну, и куда ты теперь без рекламного объявления?

– Ладно, сдаюсь. В чём фокус?

Билл чуть отошел в сторону.

– Опусти руки‑то, не ломай ветки. Чем кустик провинился?

– Билл, хватит издеваться, а? Объясни лучше, что нужно сделать, чтобы снова увидеть эту красоту.

Ангел неторопливым шагом направился к стоявшей рядом скамейке. Усевшись, он произнес:

– Нужно только захотеть.

– Но ведь я хочу! – я присел на краешек и приготовился к спору.

– Да, но ты не веришь.

– Извини, но во что тут верить? Садик либо есть, либо его нет.

– Вот‑вот. Садик‑огородик либо есть, либо нет. Только я бы добавил: для тебя.

– Я говорю об объективной реальности, которая никуда не исчезает, независимо от того, верят в нее или нет.

– Господи, за что мне это наказание! – ангел театрально воздел руки к небу.

– Хватит стенать.

– Так у тебя ведь до сих пор в голове сплошной кавардак. Ну, скажи мне, при чём тут какая‑то объективная реальность? И вообще – что это такое?

– Ну, если хочешь – это то, что можно пощупать, понюхать, увидеть.

– Скажи мне, а твои чувства – реальны? По‑твоему – нет, потому что ни понюхать, ни пощупать их невозможно.

Это был сильный аргумент: в реальности своих чувств я не сомневался. Как можно было сомневаться в том сильном и нежном чувстве, которое я испытывал к Лиз?

– Вот и я о том же. Так что давай не будем пока говорить об объективной реальности, а поговорим лучше о том, как увидеть за этими колючками новые горизонты.

– Ты сказал, что я в это не верю.

Веру можно наполнять различным смыслом. В данном случае это – синоним уверенности. Ты должен быть уверен в том, что за этой зеленой стеной не болото, а волшебная страна.

– Но ведь в прошлый раз удалось?

– В прошлый раз это сделал за тебя Ботаник.

– А в этот раз сделаешь ты!

– Могу, мне не трудно. Только ты будешь продолжать оставаться здесь гостем.

– Значит, нужно самому?

– Обязательно.

– И поверить?

– И поверить. Вообще, Макс, у нас остается не так много времени, а мы до сих пор не говорили с тобой о вере серьезно.

– Опять эти смутные намеки. Почему у нас остается мало времени?

Ангел заерзал на скамейке, а затем стал что‑то чертить своей тростью на земле.

– Не будем вдаваться в подробности. Скажем только, что скоро тебе придется продолжать свой ликбез в одиночку.

Мне стало грустно. За семь месяцев я успел привыкнуть к нашим совместным прогулкам, к его широкополой шляпе и общипанным усикам. Не хотелось расставаться с ним, не услышав чего‑то главного.

– И мне тоже. Поэтому в следующий раз мы будем говорить о самом главном.

Таинственное орудие

 

Глава двенадцатая, в которой Билл рассуждает о вере, сказках и о вере в сказки.

Если задуматься, к этому разговору я готовился давно. Точнее, готовиться к любому разговору с ангелом было трудно, практически невозможно. Поэтому вернее будет сказать, что я просто ждал этого разговора. Я чувствовал, что беседа о вере будет центральной, важнейшей из всех наших бесед. И я почти не ошибся.

Бурное лето сменилось ранней осенью, и наша аллея потихоньку увядала: дорожка терялась в засыпавших ее листьях, а одинокий фонарь светил еще более тоскливо, чем обычно. Но с некоторых пор этот антураж на меня уже не действовал. Я перестал воспринимать его телом, то есть эмоционально, и научился смотреть на окружающее пространство глазами заинтересованного гостя… И еще мне нравилось угадывать, о чём будет следующая беседа с Биллом. Порой мне казалось, что существует едва уловимое соответствие между погодой, точнее, разлитым в природе настроением, и очередной беседой.

– Что‑то ты меня сегодня игнорируешь, – услышал я знакомый негромкий голос и увидел ангела, сидящего на скамейке. – Когда, думаю, он меня заметит?

Я несколько смутился и начал извиняться, хотя был готов поклясться, что во время предыдущего захода на скамейке никого не было.

– Ну, ладно. Я сегодня добрый. Ты помилован, – театрально сообщил Билл и, легко поднявшись, пристроился ко мне.

Как водится, некоторое время прошло в молчании, после чего Билл остановился, поднял указательный палец и провозгласил:

– Вера как таинственное орудие. Вот наша тема на сегодня.

Первая часть нашей «беседы» свелась к монологу. «Вера, – говорил Билл, – самое загадочное понятие во вселенной. Она плохо понятна не только людям, но и многим вышестоящим чинам ангелов». Только существа значительно более высокого уровня действительно понимают, что такое вера, но о них Билл ничего не рассказывал.

Сложность понимания веры связана, в первую очередь, с тем, что она предельно эфемерна. Даже мысли и эмоции куда более «материальны», поскольку регистрируются и измеряются доступными (ангелам) средствами. Тем более любовь: активное излучение этого состояния легко воспринимается даже смертными, если, конечно, они не окончательно зачерствели и не засохли в своей материальности. Что же касается веры, то при всей ее огромной силе – а на этот счет никаких разногласий между ангелами нет – она неуловима, неподвластна какому‑либо изучению и анализу. Хорошее сравнение – «черный» ящик: знаем, что на входе, и знаем, что на выходе, а вот что внутри – не знаем и знать не можем. Так же проявляется и таинственность веры: мы видим состояние (выражение веры), мы видим результат (преобразование человека или ангела), но мы не видим и не можем видеть того, как всё это происходит.

И тем более поразителен эффект веры. Даже слабый, неуверенный сигнал, поступающий на «вход» этого волшебного ящика, преобразуется на «выходе» в мощный и благотворный поток. Нужно лишь одно: чтобы этот слабый сигнал был настоящим. То есть ни слова (пусть самые изысканные), ни ритуалы (пусть самые изощренные), ни окружение (путь самое возвышенное) – ничего, по сути, не нужно, кроме искреннего, подлинного состояния души, стремящейся соприкоснуться со своим высшим, небесным началом…

Я понимал слова, но их смысл оставался для меня закрытым. Видя, что я в полной прострации, ангел зашел с другой стороны.

– Давай возьмем камень. Он предельно материален – в нём нет ничего, кроме материи. Может ли он служить орудием? Да, но орудием примитивным. В свое время камень сильно помог вам стать людьми, но как орудие он, вместе с пещерным человеком, остался в далеком прошлом. В теперь возьмем другую противоположность: веру. В ней нет ничего материального. Ее не пощупать, не рассмотреть, не упаковать в красивую упаковку.

– По‑моему, именно этим и занимаются наши проповедники.

– Ты абсолютно прав. Это я специально так сказал: хотел проверить – отреагируешь или нет. В общем, вера предельно, абсолютно нематериальна. Вера не имеет никакого отношения к чему‑либо материальному: обрядам, ритуалам, храмам, благовониям и прочей атрибутике. Даже вероисповедным словом нужно пользоваться осторожно и ни в коем случае не подменять им того особого состояния, которое является признаком веры.

– Но можно ли ставить в один ряд камень и веру?

– Конечно, если говорить о ней именно как об орудии. И как орудие, она не имеет равных. Вера – это единственный в природе perpetuum mobile. Она надувает паруса твоей лодки, плывущей в вечность. Она дает тебе силы подниматься после падений, когда другие остаются лежать; игнорировать смерть, когда другие боятся ее; любить, когда другие ненавидят. Она действительно сдвигает горы.

– Ну, это, положим, аллегория.

– Сам ты аллегория! Загляни чуть дальше сиюминутности – и ты поймешь, что это так. Для вечности гора – это мираж, который рассыпается под пристальным взором. А вера устремлена к вечности и Вечному.

– Хорошо. Но пока что ты упомянул только крайние противоположности – камень и веру. А что посредине?

– Не пропадет мой скорбный труд, – театрально воскликнул Билл. – Посредине, конечно же, слово. В нем есть и от материи, и от духа. От материи в нём – форма, от духа – энергия, которую не измерить известными вам приборами. Тут начинаются интересные вещи: с одной стороны, удобная форма позволяет пользоваться словами – вот, мы сейчас с тобой этим и занимаемся. Но одновременно с этим мы – ты в большей степени, я в меньшей – не представляем себе всей силы слова, потому что очень мало знаем о его духовной энергии.

– Ну, тут я не согласен: многие люди отдают себе отчет в силе слов и стараются аккуратнее ими пользоваться.

– Правда здесь только в том, что порой люди видят разрушающее последствие слов, но редко задумываются об их созидательных возможностях.

– «Редко»? Значит, кому‑то все‑таки удается?

– Да имя им – легион! Слово заключает в себе огромную энергию. Духовный учитель, обращающийся к ученикам, убежденный проповедник, взывающий к пастве, нравственный философ, выступающий с трибуны, – все они наполняют позитивной энергией, заключенной в слове.

Есть еще одна категория людей, использующих энергию слова. Это писатели. А среди них бо‑ольшую фору другим дают сказочники.

– Что ты имеешь в виду?

– Я имею в виду удивительные возможности слова в этом жанре. Например, в одной сказке слово создает новый мир. Правда, там это слово еще и поется.

– Ну, сказка на то и сказка, что в ней всё возможно.

– O‑о, как ты заблуждаешься! В сказках тоже нет круглых квадратов или мокрого огня. И существует сказка вовсе не для того, чтобы сделать всё возможным.

– А для чего?

– Сказка – это предельно доступное раскрытие истины.

– А как же «сказка – ложь…»

– … да в ней намек! Уж если цитировать, то полностью. Этот «намек» и является самым главным.

Билл разволновался. Я видел его таким впервые: щеки раскраснелись, глаза блестели и часто моргали. Ангел ускорил шаг и, несмотря на его небольшой рост (он был на полголовы ниже меня), я едва поспевал за ним. Лишь через пару кругов Билл восстановил свое обычное состояние.

– Ладно. Мы несколько уклонились от начатой темы, но наткнулись на оч‑чень интересное продолжение. Вот скажи мне: как ты думаешь, почему дети верят в сказки?

Зная, что вопрос непростой и очевидных ответов предлагать не стоит, я молчал. Зная, что я знаю, Билл не стал дожидаться ответа.

– Ты ведь помнишь, что ребенок – это человек в своем уникальном, неиспорченном состоянии. Он еще ничего не знает, но о многом догадывается. То есть, догадывается интуитивно, не отдавая себе в этом отчета. Именно поэтому говорить о сознании ребенка как о «чистой доске» – значит грешить против истины. Действительно, детское сознание не обременено знанием, но обрати внимание: знанием фактическим, а не интуитивным. А интуиция – если конечно не перекрывать ей кислород демагогическими построениями – всегда выведет к чистой воде живого знания. (При этом Билл вытащил руку из кармана



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: