Понятие, задание и правовое регулирование административного судопроизводства.




Административное судопроизводство - деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел. Задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий путем справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения административных дел.

Правовыми основами деятельности административных судов является Конституция Украины, Кодекс административного судопроизводства Украины (КАСУ). 53. Принципы административного судопроизводства. Верховенство права 1. Суд при решении дела руководствуется принципом верховенства права, согласно которому в частности человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. 2. Суд применяет принцип верховенства права с учетом судебной практики Европейского Суда по правам человека. 3. Обращение в административный суд для защиты прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции Украина гарантируется. 4. Запрещается отказ в рассмотрении и разрешении административного дела по мотивам неполноты, неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, регулирующего спорные отношения. Законность 1. Суд при решении дела руководствуется принципом законности, согласно которому: 1) суд решает дела в соответствии с Конституцией и законов Украины, а также международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины; 2) суд применяет другие нормативно-правовые акты, принятые соответствующим органом на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Равенство всех участников административного процесса перед законом и судом 1. Все участники административного процесса равны перед законом и судом. 2. Не может быть привилегий или ограничений прав участников административного процесса по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам. Состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснения всех обстоятельств по делу 1. Рассмотрение и решение дел в административных судах осуществляются на основе состязательности сторон и свободы в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности. 2. Суд рассматривает административные дела не иначе как исковому заявлению, поданному в соответствии с настоящим Кодексом, и не может выходить за пределы исковых требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят. 3. Каждое лицо, обратившееся за судебной защитой, распоряжается своими требованиями по своему усмотрению, кроме случаев, установленных настоящим Кодексом. Таким правом пользуются и лица, в интересах которых подан административный иск, за исключением тех, которые не имеют административной процессуальной дееспособности. 4. Суд принимает предусмотренные законом меры, необходимые для выяснения всех обстоятельств по делу, в том числе по выявлению и истребования доказательств по собственной инициативе. 5. Суд должен предложить лицам, участвующим в деле, представить доказательства или по собственной инициативе истребовать доказательства, которых, по мнению суда, не хватает. Гласность и открытость административного процесса Каждый имеет право знакомиться в установленном законодательством порядке с судебными решениями в любой рассмотренной в открытом судебном заседании делу, вступившие в законную силу, это право может быть ограничено в соответствии с законом в интересах неразглашения конфиденциальной информации о лице, государственной или иной тайны, охраняемой законом. Рассмотрение дел в административных судах производится открыто. Суд постановлением может объявить судебное заседание или его часть закрытыми с целью неразглашения государственной или иной охраняемой законом, защиты личной и семейной жизни человека, в интересах малолетнего или несовершеннолетнего лица, а также в иных случаях, установленных законом. Обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решений административного суда.

Лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не участвовавшие в деле, если суд решил вопрос об их правах, свободы, интересы или обязанности, обеспечивается право на апелляционное и кассационное обжалование решений административного суда.

54. Публично-правовой спор как предмет административного судопроизводства. Среди правовых споров особое место занимают споры физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении ими властных полномочий. Ведь лицо, вступая в правоотношения с органами власти, находится в подчинении этим органам, которые могут определять права и обязанности личности. Споры такого типа в Кодексе административного судопроизводства Украины (далее - КАС Украины) назван публично-правовыми.Кодекс административного судопроизводства в публично-правовых споров, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства относит: 1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно-правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездействия;2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождения, увольнения с публичной службы;3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в том числе делегированных полномочий;4) споры, возникающие по поводу заключения, выполнения, прекращения, отмены или признания недействительными административных договоров;5) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных Конституцией и законами Украины;6) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ 1. Публично-правовой спор возникает из публично-правовых отношений.Наиболее характерным признаком публично-правовых споров является сфера их возникновения - публично-правовые отношения. Публично-правовые отношения - это предусмотренные нормами публичного права общественные отношения, которые выражаются во взаимных правах и обязанностях их участников в различных сферах жизнедеятельности общества, связанных с реализацией публичной власти. Например, публично-правовыми являются отношения в сфере налогообложения между физическими лицами-предпринимателями и органами государственной налоговой службы. С другой стороны, если та же физическое лицо-предприниматель заключила с органом налоговой службы договор подряда на выполнение ремонтных работ в помещении этого органа, то отношения здесь уже регулируются нормами гражданского права и является частноправовыми.2. Сторонами спора являются субъекты публично-правовых отношенийСторонами публично-правового спора могут выступать:органы публичной администрации;физические и юридические лица.Обязательным субъектом публично-правовых споров является орган публичной администрации или спор возникает между двумя такими органами.В каждом случае возникновения правового спора с участием органов публичной администрации необходимо выяснять, реализовывал указанный орган властные управленческие функции в правоотношениях, предшествовавших возникновению спора. Также следует подчеркнуть, что властные управленческие функции орган публичной администрации должен выполнять именно в тех правоотношениях, в которых возник спор.Властные управленческие функции, выполняемые на основе законодательства, в частности, на выполнение делегированных полномочий - это любые властные полномочия в рамках деятельности государства или местного самоуправления, не относящиеся к законодательным полномочиям или полномочий осуществлять правосудие. Можно выделить следующие группы властных управленческих функций:1) выработка (формирования) политики;2) правовое регулирование;3) предоставление административных услуг;4) надзор и контроль.3. Сфера спора обусловлена реализацией публичного интересаОсновным критерием, определяющим сферу публично-правовых отношений, а следовательно и сферу возникновения публично-правовых споров, является публичный интерес. В общих чертах публичный интерес можно определить как необходимость обеспечить блага, которые имеют важное значение для общества или территориальной общины. В частности, публичный интерес может заключаться в создании лучших условий для физических и юридических лиц с целью реализации их прав и обязанностей. К примеру, запрещая строительство предприятия, негативно влиять на состояние окружающей среды, орган публичной администрации должен создать условия для полноценной реализации конституционного права на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду всем жителям соответствующей административно-территориальной единицы.Таким образом, содержание публичного интереса проявляется в обеспечении прав, свобод и интересов физических и юридических лиц и выполнении обязанностей контроля со стороны публичной администрации за соблюдением этих прав.4. Предметом спора является решение, действия или бездеятельность субъектов публично-правовых отношений, которые нарушают или могут нарушить права, свободы и интересы других субъектов публично-правовых отношенийЧаще публично-правовой спор возникает относительно решений, действий или бездеятельности органов публичной администрации, которыми нарушены права, свободы и интересы физических или юридических лиц.Решение органа публичной администрации могут быть выданы в форме нормативно-правовых актов или актов индивидуального действия. Нормативно-правовые акты - это решение, действие которых распространено на неопределенный круг лиц и предназначенные для неоднократного применения по этому кругу лиц. Правовые акты индивидуального действия - решение, действие которых распространено на конкретных лиц или к конкретной ситуации, и является актом однократного применения норм права.Действия органа публичной администрации рассматривают как его активное поведение, что может иметь влияние на права, свободы, интересы физических или юридических лиц.Бездействие органа публичной администрации - это пассивное поведение, которое может иметь влияние на реализацию прав, свобод и интересов физического или юридического лица. В качестве примеров можно назвать такие виды противоправной бездеятельности органа публичной администрации: непринятие решения по заявлению лица или недопустимо промедление с принятием такого решения, нереагирования на обращение гражданина, неопубликование нормативно-правового акта.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: