Несомненным украшением старой курортной зоны Ессентуков является уникальное здание грязелечебницы. Оно построено в 1915 году по проекту петербургского архитектора Шреттера. В основу проекта зодчий положил опыт греко-римской архитектуры. Это величественное сооружение поражает классической строгостью и красотой. Чтобы зрительно поднять его над горизонтом, перед главным входом был устроен углубленный дворик, где на пьедесталах застыли величественные фигуры бога врачевания Асклепия и его дочери Гигеи, богини чистоты и здоровья. Четыре льва охраняют проходы, по которым идут на процедуры отдыхающие. Под лапами львов – придавленные змеи, символ побежденных болезней. Поражает взор главный фасад грязелечебницы с двумя рядами ионических колонн и изящным фронтоном. На стенах видны барельефные изображения богов из древнегреческой и древнеримской мифологии.
Войдя внутрь здания, отдыхающие попадают в холл, свет в него проникает из окон, расположенных под потолком. Особое восхищение курортной публики вызывает центральный зал отдыха с верхним световым фонарем, украшенный скульптурами богов и фресками. Здание имеет два подземных этажа, где располагаются хозяйственно-технические службы.
Смело можно говорить о том, что в Европе нет сооружений подобного типа, которые могли бы по отделке, планировке, внутреннему убранству и архитектуре соперничать с этим. Первоначально грязелечебница носила имя цесаревича Алексея, а после революции была названа в честь наркома здравоохранения Н.А.Семашко.
ДВОРЕЦ ЭМИРА БУХАРСКОГО
Это чудо архитектуры, расположенное в Курортном парке Железноводска, по праву вызывает восхищение у гостей и жителей Кавказских Минеральных Вод. Высокая башня минарета, узорчатые балконы, затейливая резьба в виде узбекских национальных орнаментов, отделка стен керамическими плитками – все это придает зданию своеобразный восточный колорит.
|
Дворец строился как летняя резиденция эмира бухарского. Он очень любил кавказские курорты и приезжал сюда едва ли не ежегодно. Правителя привлекли уют и тишина Железноводска, неповторимая прелесть этого небольшого курортного городка. Он выкупил один из участков под строительство дачи. Проектировал ее известный архитектор В.Н.Семенов, а возводили дворец мастера каменных дел из Хорезма. Внутри он имел очень сложную планировку с многочисленными лестницами, переходами и комнатами для аудиенций. Специальный мостик соединял дворец с другим зданием, в котором должен был находиться эмирский гарем.
В 1912 году строительство было закончено, однако, владелец этого удивительного сооружения никогда в нем не жил. Во время работ с лесов упал рабочий и погиб, эмир счет это дурным знаком, предвещающим беду. И оказался прав: вскоре бухарское ханство прекратило свое существование.
А железноводский дворец во все времена служил людям. В годы гражданской войны в нем находился лазарет, затем – один из первых санаториев. Сегодня в здании располагается один из корпусов санатория им. Э.Тельмана. Мемориальные доски на стене дворца напоминают о том, что когда-то здесь лечились Клара Цеткин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова.
ПУШКИНСКАЯ ГАЛЕРЕЯ.
На центральной площади железноводского парка на фоне кудрявой зелени склонов Железной горы в 1902 году появилось необычное сооружение из металла и стекла – Пушкинская галерея. В окружении цветочных клумб и розариев она напоминает нам легкий и воздушный сказочный замок.
|
Галерею заказала дирекция Кавказских Минеральных Вод варшавской фирме «Вл.Гостынский и К». Автором проекта, который осуществлял общее руководство работами, стал академик архитектуры Шиллер. Галерея была устроена удобно и практично. В одном ее крыле размещался театральный зал, в другом – гостиная. К прогулочному залу подвели минеральную воду источников № 1 и № 2. Таким образом в Железноводске была решена проблема развлечения курортных больных, галерея стала выполнять роль курзала.
В театральном зале три-четыре раза в неделю устраивались спектакли, выступали певцы и музыканты, гастролировавшие на КМВ. Здесь играли В.Ф. Комиссаржевская и М.Савина, танцевала Айседора Дункан, публика рукоплескала джаз-оркестру Олега Лундстрема, Леониду Утесову, Майе Кристалинской, Махмуду Эсамбаеву и другим выдающимся артистам.
Галерея по праву считается визитной карточкой г. Железноводска. К сожалению, время не пощадило ее. В 90-е годы 20 века конструкции заметно обветшали, здание нуждалось в немедленной реставрации. Трудно шли восстановительные работы, все делалось очень тщательно и кропотливо. Большое содействие в проведении работ оказал известный кинорежиссер С.С.Говорухин. В настоящее время реставрация галереи завершена, здание возродилось в своем первозданном облике.
НАРЗАННАЯ ГАЛЕРЕЯ.
Своеобразной визитной карточкой Кисловодска, города солнца и богатырского напитка, стало здание Нарзанной галереи. Оно протянулось почти на сто метров вдоль Курортного бульвара. Это оригинальное строение из серо-желтого песчаника в готическом стиле было возведено по проекту главного архитектора Кавказских Минеральных Вод Самуила Уптона.
|
Строительство галереи было начато в 1848 году и продолжалось десять лет. Уптону удалось объединить под одной крышей галерею, источник и купальни. Изначально северная часть здания была двухэтажной, наверху размещались номера для приезжих, а внизу – лечебное отделение. Сегодня эту часть галереи занимает центральная городская библиотека с читальным залом.
В 1851 году над источником нарзана был устроен каменный колодец, ограждала его изящная металлическая решетка. Здание галереи перестраивалось несколько раз, его внешний облик незначительно менялся. В конце 19 – начале 20 века над источником появились мраморный барьер и стеклянный колпак, которые в несколько измененном виде сохранились до нашего времени.
Окончательная реконструкция галереи была произведена в 1979 году по проекту архитектора А.Кремера. Стены основного помещения были отделаны мрамором, полы – гранитом. Появился бассейн с фигурой купальщицы. Сегодня это прекрасное просторное здание, в котором отдыхающие могут попробовать подогретую и холодную минеральную воду, тот самый знаменитый кисловодский нарзан, залог здоровья и долголетия.