Транснациональная компания «Coca-Cola»




The Coca-Cola Company (рус. компания «Кока-кола») — американская пищевая компания, крупнейший мировой производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков. Наиболее известным продуктом компании является напиток Coca-Cola. Входит в список Fortune 500 по итогам 2020 года (88-е место). Штаб-квартира находится в столице штата Джорджия, Атланте.

 

В 1886 году фармацевт Джон Пембертон придумал этот напиток, как лечение зависимости от морфия, представил крупной аптеке Кока Колу: состоящий из воды, сахара, кофеина, экстрактов листьев коки и ореха кола, там напиток продавали по 5 центов за стакан. В 1888 году Пембертон скончался в нищете, а права были выкуплены у его вдовы предпринимателем Эйзой Кэндлером за $2300. Вместе со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате Джорджия "компанию кока-кола" с первоначальным капиталом в 100 тысяч долларов. И если Пембертон был отцом напитка, то Эйза Кендлер стал отцом компании Кока-Кола, зарегистрировав ее 31 января 1893 года. В 1899 году было основано первое предприятие по производству этого напитка на правах франчайзинга. Такая модель, при которой головная компания ограничивалась производством концентратов напитков и их маркетингом, а сторонние компании покупали эти концентраты, разводили их подслащённой газированной водой, бутилировали и продавали, сохранялась большую часть XX века.

 

Название "Кока-Кола", ровно как и уникальный стилизованный шрифт этого товарного знака, придумал Фрэнк Робинсон. Изобретатель напитка, видимо, не подозревал, какое будущее уготовано его детищу - незадолго до своей кончины в 1888 году, он распродал дело различным партнерам.

Хороший продукт и хорошая реклама.

Для развития бизнеса необходимы две вещи - хороший продукт и хорошая реклама. Эйза Кендлер начал первую в истории "Кока-Колы" рекламную кампанию под лозунгом: "Пейте "Кока-Колу"! Прекрасную и освежающую!". Компания Кока-Кола начала свою деятельность с создания отдела реализации. Эйза привлек молодых, энергичных сотрудников торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не ограничивается логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Эйза Кендлер применял и новые для того времени формы рекламной деятельности. Он начал рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции "Кока-Колы", а также разнообразные сувениры с изображением товарного знака "Кока-Кола". Новый безалкогольный прохладительный напиток "Кока-Кола" приобретал все большую популярность. Многие из тех, кто впервые попробовал "Кока-Колу" в магазине или ресторане, брали ее еще и домой. Вскоре, почти каждый считал своим долгом попробовать модный напиток, который с таким энтузиазмом пили все вокруг.

Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак "Кока-Кола", принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход по всему миру. Логотип "Кока-Кола" читатели находили на обложках модных журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама "Кока-Колы" всегда отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и спортсмены. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли "Кока-Коле" невиданный успех.

В 1894 году был открыт первый, за пределами Атланты, завод по изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895 году г-н Кендлер не без удовольствия мог сообщить в ежегодном отчете акционерам, что "отныне "Кока-Колу" пьют в каждом штате на всей территории США".

Появление "Кока-Колы" в бутылках.

До 1894 года "Кока-Кола" продавалась в розлив. Это происходило до тех пор, пока владелец магазина в городе Виксбург Джозеф Биденхарн, размышляя над тем, как лучше доставлять напиток на плантации вдоль реки Миссисипи, не установил в своей лавке оборудование по розливу "Кока-Колы" в бутылки. Так он стал первым производителем напитков The Coca-Cola Company. Но, по-настоящему система производства развернулась пятью годами позже. Два предпринимателя из Чаттануги (Теннеси) Бенджамин Томас и Джозеф Уайтхед получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и продажу напитка "Кока-Кола" практически на всей территории Соединенных Штатов. Эйза Кендлер не видел большой выгоды в том, чтобы продавать напиток в бутылках и уступил "эксклюзив" за символическую плату - всего за один доллар. По новому контракту первый завод по розливу "Кока-Колы" был построен в Чаттануге в 1899 году. Собственно, с этого момента и начинается история всемирной Системы "Кока-Колы", системы боттлинга - производства и сбыта напитков через партнеров - так называемых "франчайзи".

Хронология.

В 1919 году Coca-Cola Company была продана группе инвесторов во главе с Эрнестом Вудраффом за $25 млн. Компания была перерегистрирована и стала публичной: было продано 500 000 акций по цене $40 за шт. Самое крупное в то время IPO в пищевой промышленности.

В 1920 году появился первый боттлер в Европе - во Франции.

В 1923 году Компанию возглавил Роберт, 33-летний сын Ернста Вудраффа, который оставался на посту 60 лет и cтал настоящей живой легендой Компании. Новый президент компании Кока-Кола сделал основной акцент на качестве напитка. В период своего президентства Роберт Вудрафф создает корпорацию "Кока-Кола Экспорт Корпорейшен", занимающуюся развитием бизнеса компании "Кока-Кола" по всему миру. В том же году были утверждены единые стандарты производства и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания напитка до расстановки бутылок на полках магазинов.

В марте 1923, "Coca-Cola" изобрела картонную упаковку на шесть бутылок.

В 1927 году, The Coca-Cola Co. впервые начала рекламную деятельность на радио. Летом 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков "Кока-Кола" на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени "Кока-Кола" и спорт стали нераздельными понятиями. "Кока-Кола" постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею, Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных соревнований.

В 1929 году Компания осуществила удачный проект: впервые был использованный металлический "кулер" /cooler/ - холодильник без верхней крышки, дающий возможность продавать охлажденный напиток в любую жару.

В 1931 году состоялась очередное знаменательное событие в истории "Кока-Колы". Компания заказала американскому художнику Хаддону Сундблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. До этого Санта-Клаус одевался как придется, в одежду разнообразнейший цветов и оттенков, что выглядело не очень весело. Художник долго думал какое лицо нарисовать Санте и... сделал свой автопортрет. Вот так, уже много лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хаддон.

В 1939 году PepsiCo начала продавать напиток в бутылках большей емкости по ценам продукции конкурента. Вся реклама Pepsi была построена на сравнении цен и размеров бутылок. Продажи Pepsi стали стремительно расти. Тогда-то Coca-Cola и решила серьезно взяться за конкурента. Был предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова "кола" в названии напитка. Длительное и скандальное судебное разбирательство завершилось мировым соглашением. Это положило начало настоящей "холодной войны" компаний.

Перед Второй Мировой войной "Кока-Кола" продавалась уже в 44 странах. Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберт Вудраффа своей "армии" - "я хочу чтобы каждый человек в военной форме мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря на то, сколько это будет стоить Компании". Более 5 миллионов бутылок Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.

В 1960 году Компания начала разливать свои напитки в жестяные банки, ранее предназначенные только для армии. А с 1977 в пластиковые бутылки PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.

В 1986 году The Coca-Cola Company непосредственно контролировала 11 % производства напитков под своими брендами и решила увеличить эту долю, купив несколько бутилирующих компаний, в частности JTL и Beatrice, но, из-за нехватки собственных средств, вынуждена была сформировать отдельную компанию, названную Coca-Cola Enterprises (англ.)русск., пустив 51 % её акций в свободное обращение.

В 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство в Москве. По объемам продаж в России она сначала проигрывала PepsiCo в соотношении 1:10 (Pepsi появилась в СССР почти на 20 лет раньше благодаря выбору Хрущева). За семь последующих лет компания инвестировала в развитие своего российского бизнеса более 750 млн долларов, построив в два раза больше предприятий, чем PepsiCo. В 1998 году объемы продаж напитков Coca-Cola в три раза превысили те же показатели главного конкурента Компании.

В 1990 году объём продаж впервые пересёк отметку в $10 млрд. В 1999 году The Coca-Cola Company приобрела права на реализацию продуктов под торговыми марками Schweppes, Canada Dry[en], Dr Pepper и Crush[en] в 157 странах, исключая США, Канаду и Мексику, а также часть Европы. В 2002 году на рынки был представлен напиток Vanilla Coke.

В 2010 году Coca-Cola Enterprises перешла в полную собственность The Coca-Cola Company. После завершения выкупа акций была основана новая компания Coca-Cola Enterprises, в которую были выделены подразделения старой в западной Европе. В ноябре 2015 года эта компания объединилась с Coca-Cola Iberian Partners SA и Coca-Cola Erfrischungsgetränke AG в компанию Coca-Cola European Partners (англ.)русск..

24 сентября 2018 года The Coca-Cola Company приобрела французский бренд освежающих напитков с фруктовым нектаром, родниковой воды и содовой Tropico[fr]. Данный шаг был обусловлен тем, что французский бренд демонстрировал устойчивый рост на рынке фруктовых напитков (рост на 4,9 % в период 2014—2017 год).

 

Деятельность

Основная продукция компании — безалкогольные напитки. Компания продаёт концентраты, сиропы и напитки более чем в 200 странах. Основной регион деятельности The Coca-Cola Company — США, на него в 2015 году пришлось $20 млрд из $44 млрд выручки. В других странах Coca-Cola в основном представлена региональными бутилирующими компаниями, действующими на правах франчайзинга и покупающими у The Coca-Cola Company концентраты. В 2015 году продажи концентратов и сиропов под маркой «Coca-Cola» (и её вариаций) составили примерно 37 % в общем объёме выручки.

Основными бутилирующими компаниями являются:

· Coca-Cola European Partners (англ.)русск. — действует в 13 странах западной Европы, в первую очередь в Испании, Германии, Великобритании и Франции, штаб-квартира в Лондоне; крупнейшая бутилирующая компания в системе Coca-Cola по размеру выручки, ей принадлежит 50 заводов;

· Coca-Cola HBC — действует в Европе (кроме западной Европы), России и Нигерии; The Coca-Cola Company принадлежит 23 % акций;

· Coca-Cola Amatil (англ.)русск. — Австралия, Новая Зеландия и прилегающие островные государства; The Coca-Cola Company принадлежит 29 % акций;

· Coca-Cola FEMSA (англ.)русск. — Мексика; The Coca-Cola Company принадлежит 29 % акций;

· Arca Continental (англ.)русск. — Мексика;

· Coca-Cola Bottlers Philippines, Inc. (англ.)русск. — Филиппины;

· Coca-Cola Beverages Africa (англ.)русск. — южная и восточная Африка, штаб-квартира в Порт-Элизабет, ЮАР

· Coca-Cola Korea (англ.)русск. — Южная Корея;

· Coca-Cola Icecek (англ.)русск. — Турция, юго-западная Азия;

· Swire Group — Гонконг, Китай, Тайвань; штаб-квартира в Гонконге;

· Kirin Company (англ.)русск. — Япония

· Embotelladora Andina S.A. (исп.)русск. — Чили, юг Южной Америки.

 

Деятельность компании распределена по регионам (выручка бутилирующих компаний не включается):

· Евразия и Африка — выручка 2,5 млрд;

· Европа — выручка 5 млрд;

· Латинская Америка — выручка 4 млрд;

· Северная Америка — выручка 22 млрд;

· Азиатско-Тихоокеанский регион — выручка 5 млрд;

· Инвестиции в бутилирующие компании — выручка 6,7 млрд.

 

День сегодняшний.

На данный момент существует около 200 видов напитков, которые производит компания Кока-Кола. Но трем из них принадлежит 80% от всего мирового объема продаж - это Кока-Кола, Фанта и Спрайт. В мире выпускается около 70 сортов Фанты с разнообразнейший вкусами (апельсиновым, лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни, арбуза и так далее). Кока-Колы существует 8 видов. Компания Кока-Кола старается удовлетворить вкусы всех потребителей - она выпускает и высококалорийные напитки, обогащенные минеральными веществами - Аквариус, 100+. А еще компания Кока-Кола выпускает 12 видов натуральных соков, которые называются Minute Maid. Совместно с компанией Nestle выпускаются холодный чай - Nestea и холодный кофе Nescafe. Летом 1999 года Кока-Кола преобрела все права торговую марку Schweppes, принадлежащую ране компании Cadbury.

На сегодняшний день товарный знак "Кока-Кола" является наиболее известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола - известнейшей компанией на Земле. Торговую марку Кока-Колы знают 98 % всего населения земного шара."Кока-Кола" продается почти в 200 странах мира. Каждый день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции Компании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: