В российском образовании дооктябрьского времени, наряду с государственными учебными заведениями, существовали частные школы. С начала 1990-х годов XX в. после долгого перерыва в нашей стране вновь стали создаваться негосударственные образовательные учреждения – детские сады, школы, ВУЗы.
Образовательное учреждение– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».
Под частным учреждениемпонимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»)
Сегодня частная школа – явление очень распространенное. С каждым годом в России появляется все больше школ, которые ведут образовательную деятельность на частной основе.
Из-за необходимости постоянно бороться за свое место под солнцем частным школам приходится вкладывать большие усилия, чтобы выделяться из обилия конкурентов. Поэтому они вводят всевозможные альтернативные образовательные методы. Большинство родителей, столкнувшихся в последние годы с выбором школы для своего ребенка, отмечают, что решающим аргументом в пользу частной школы, для них выступил индивидуальный подход к личности обучающегося. И в самом деле, каждый родитель считает своего ребенка уникальным, требующим особого внимания, поэтому этот фактор становится очень важным.
|
Индивидуальный подход – это не единственное преимущество, которое отличает негосударственные образовательные учреждения от государственных. Частные школы не только имеют возможность лучше обеспечить материально-техническую базу, сопровождающую образовательный процесс, но и более чутко реагируя на происходящие в нашем обществе изменения, которые затрагивают сферу образования, адаптируют учебные программы под требования современного общества, используют новые достижения, как в науке, так и в педагогике.
С 1991 г. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Был принят Устав Российской ассоциации негосударственного образования. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения). По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов:
-привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования;
-для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.
|
Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.
К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения (московская лингвистическая гимназия с углубленным изучением английского и других иностранных языков, в том числе древних; медико-философская школа-лицей при МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).
Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.
|
Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма.
Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.
Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.
Опишите основные компоненты и этапы образовательного процесса
Образовательный процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач.
К компонентам образовательного процесса относятся:
Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;
Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности
Содержательный – содержание чаще всего предъявляет учитель с учётом целей обучения, интересов и склонностей учащихся.
Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).
Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.
Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.