и социальная политика государства.




Тема 16. Государственное регулирование рыночной экономики

 

16.1. Необходимость государственного регулирования экономики, его цели, основные направления и инструменты.

 

Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи, стоящие перед обществом. Однако существуют ситуации, когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы и решать многие важные задачи общественного развития, что получило название “фиаско рынка”. В таких ситуациях возможно и необходимо использование механизма государственного регулирования.

В рыночной экономике государство выполняет следующие экономические функции:

- эмиссия денег и обеспечение экономики необходимым их количеством;

- удовлетворение потребностей общества в “общественных” благах и услугах;

- регулирование так называемых внешних эффектов;

- создание правовой базы рыночной экономики;

- защита и активизация конкуренции;

- перераспределение доходов;

- стабилизация экономики и обеспечение экономического роста.

Общественные блага – это блага коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, образование, наука, культура и др.

Под внешними эффектами понимаются издержки или выгоды, получаемые лицами, непосредственно не участвующими в производстве или потреблении некоторых товаров или услуг. Например, внешние эффекты возникают вследствие загрязнения окружающей среды. Отрицательные внешние эффекты приводят к перепроизводству товаров, а положительные – к недопроизводству.

Защита и активизация конкуренции предполагают борьбу с проявлениями монополизма.

В условиях рыночной трансформации государство достаточно активно регулирует экономику путем стимулирования процессов ее обновления, создания предпосылок для развития и нормального функционирования рынка, в том числе за счет создания правовой базы, антимонопольного регулирования, социальной политики и т.д.

В переходной экономике необходим сложный баланс экономической политики, исключающий как возврат к методам тоталитарной экономики, так и практический уход государства с экономической арены в надежде на то, что рынок сам решит все проблемы.

Цели государственного регулирования экономики: 1) устойчивый экономический рост; 2) полная занятость; 3) стабильные цены; 4) бездефицитный госбюджет; 5) равновесие платежного баланса.

Важнейшие направления государственного регулирования экономики.

Государство воздействует на экономику с помощью системы инструментов, или регуляторов. Обычно выделяют три группы регуляторов.

I. Правовые регуляторы. Сюда относятся: определение и защита прав собственности, гарантии соблюдения контрактов, регулирование взаимоотношений между производителями, потребителями, поставщиками ресурсов, а также между наемными работниками и предпринимателями.

II. Административные регуляторы связаны с принуждением, прямым подчинением хозяйствующих субъектов решениям государственных органов. Например, это директивное регулирование цен, зарплаты, условий труда, валютное и антимонопольное регулирование. Эти регуляторы носят подчиненный характер по сравнению с экономическими регуляторами.

III. Экономические регуляторы – основные инструменты регулирования рыночной экономики. Без прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка создается экономическая среда, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле. Экономические регуляторы делятся на меры прямого воздействия на экономику и косвенные регуляторы.

Меры прямого воздействия на экономику:

1) система государственных закупок или заказов;

2) целевое финансирование, например, финансирование региональных или целевых программ.

Косвенные регуляторы – это проведение государством определенной экономической политики: бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и т.д.

Среди косвенных регуляторов особое место принадлежит экономическому программированию (или индикативному планированию). Если в административно-командной экономике носило директивный, то есть обязательный, то в рыночной экономике оно имеет рекомендательный характер, ориентирующий рыночных субъектов на определенные экономические перспективы.

 

15.2. Фискальная политика.

 

Фискальная политика – это политика государства в области налогообложения, бюджета, расходов.

Цели фискальной политики:

– сглаживание колебаний экономического цикла;

– стабилизация темпов экономического роста;

– достижение высокого уровня занятости;

– стабилизация уровня цен;

– достижение активного платежного баланса.

Типы фискальной политики:

1. Дискреционная – сознательное манипулирование налогами и расходами:

– общественные работы;

– изменения в трансфертных платежах;

– манипулирование налоговыми ставками.

Различают дискреционную стимулирующую и сдерживающую налогово-бюджетную политику.

Стимулирующая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Сдерживающая налогово-бюджетная политика имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

2. Автоматическая – изменение в уровне государственных расходов и налогов, которые вводятся автоматически, независимо от принятия решений правительством:

– изменения в налоговых поступлениях;

– пособия по безработице и другие социальные выплаты;

– субсидии фермерам.

Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов. Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличить его положительное сальдо (или уменьшить его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков. Бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) – сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом (безработицей), а бюджетный профицит – бороться с перегревом экономики, с инфляцией.

 

15.3. Социальная политика государства.

 

Социальная политика государства – это действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это определение в узком смысле. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

С точки зрения воспроизводственного процесса, распределение – это разделение ВНП, НД, прибыли на отдельные части, имеющие адресное значение.

Первичное распределение включает заработную плату, косвенные налоги и взносы в фонд социального страхования.

Вторичное распределение включает прямые налоги, социальные выплаты, дивиденды и субсидии.

Характерной чертой рыночной экономики является неравенство в распределении доходов.

В основе его в конечном счете лежат различия в способностях, образовании, профессиональном опыте. Важным фактором неравенства является неравномерное распределение собственности на ценные бумаги (акции, облигации) и недвижимое имущество. Нередко определенную роль играют везение, удача, доступ к ценной информации, риск, личные связи и т.д. Степень неравенства доходов в обществе чаще всего отражается с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини.

Кривая Лоренца показывает, сколько процентов от общих доходов населения страны фактически приходится на долю 20, 40, 60 и 80% населения.

Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры к площади треугольника . Чем он больше, тем больше неравенство.

В большинстве развитых стран правительство активно участвует в распределении доходов. В этих целях применяются прогрессивное налогообложение, трансфертные платежи в пользу наименее обеспеченных слоев населения, программы социального страхования и государственной помощи бедным.

В результате политики перераспределения доходов кривая Лоренца сдвигается в сторону бульшего равенства. Такая политика оправдана в долговременной перспективе, так как дает возможность бедным получить образование и “выбиться в люди”. Характерно, что в развитых странах принадлежность к бедным, богатым и среднему классу не является раз и навсегда заданной.

Вместе с тем слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность производства, поскольку а) растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности, б) а у бедных, получающих все больше социальной помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду. Таким образом, налицо противоречие между эффективностью производства и равенством доходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: