Как правильно просить прощения?




Если после того, как все простили, у вас возникло желание попросить прощение у человека, то учтите, что делать это тоже надо правильно.

Предположим, кто-то искренно скажет: «Прости, я с подругами сплетничала о тебе» или, что еще хуже: «Прости, я всю жизнь любила другого и жила с тобой ради детей», то такими откровениями и «покаяниями» добьется обратного результата.

Во-первых, необходимо различать грехи тайные и явные. Явные – это те грехи, которыми вы огорчили либо обидели человека. Или вместо того, чтобы извиниться за претензии, которые слышали в свой адрес, начинали оправдываться. А тайные – это грехи юности или блудные грехи, о которых супруг, например, ничего не знал и никогда бы не узнал. Так же грехи против человека в помыслах и, если можно так сказать, заочные грехи, такие как осуждение за глаза и тому подобные.

В тайных грехах, чтобы не огорчить или не шокировать ближнего своим признанием, нужно каяться пред Богом. А вот за то, чем вы явно обидели человека, или за то, в чем он вас справедливо упрекал, нужно попросить прощение у него самого, а не у Бога. Иногда мы обижаем человека, но из-за гордости или стыда не просим у него прощения, идем с этим на исповедь, а человек остается обиженным.

Во-вторых, стоит подумать, насколько уместно «здесь и сейчас» просить прощение. Порой мы выбираем для этого совсем неподходящий момент и попадаем, что называется, под горячую руку.

В-третьих, если мы хотим, чтобы нас по-настоящему простили, надо вдумчиво подбирать слова. Такие варианты, как: «Ну, прости, если я тебя обидела», «Я не специально» или «Извини, но ты сам меня спровоцировал», должного результата не дадут.

Однажды молодая женщина попросила прощения у своего мужа, сказав: «Прости, что я не была тебе идеальной женой». Ее удивило, что он разозлился в ответ на такое заявление. А удивляться нечему: фраза прозвучала, скорее, как упрек, а не раскаяние. Получается, что жена упрекает мужа в каких-то завышенных ожиданиях по отношению к ней.

Все мы не идеальные, но нам и в голову не придет обращаться к Богу с таким «покаянием». Поэтому важно, прежде чем у кого-то просить прощения, сначала самим простить, чтобы не перепутать цели: вместо примирения еще больше обострить отношения.

Прося прощение, нужно предельно честно сказать: «Прости мне мою неблагодарность, невнимательность, злоречие, истерики…» и т. д.

В-четвертых, не стоит ожидать от человека в ответ ни объятий, ни упреков. Такое ожидание может сбить вас с толку. Если вы ожидаете ответного покаяния и бурного примирения, то будете сильно разочарованы, если этого не произойдет. А если, напротив, опасаться грубой реакции, то можно вообще не решиться на этот шаг – дескать, что толку.

Главное в этом деле не торопиться, все обдумать и помолиться, чтобы Господь расположил сердце человека к примирению, а вам дал мудрости, как и что сказать.

Многие сильно огорчаются, если в ответ на просьбу о прощении их просто игнорируют или начинают упрекать. Не огорчайтесь. Надо просить прощение, не боясь ответной реакции, а остальное Бог управит и вознаградит вас за смирение. Довольно часто люди, которые из-за своей гордыни высокомерно реагируют на просьбу о прощении, потом чувствуют угрызение совести и укоряют себя за это.

В случае затяжного конфликта стоит помолиться перед образом Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельная), почитать тропарь этой иконе. Еще лучше, спросить благословение на чтение акафиста Пресвятой Богородице «Умягчение злых сердец», но в любом случае – без молитвы никак.

Тому, кто не обижается

Хочется обратиться к тем из читателей, кто неоднократно слышал в свою сторону упреки или обвинения за жесткость характера, за причиненные кому-то обиды, одним словом, к обидчикам. Как правило, эти люди редко обижаются, но часто обижают. Они склонны к самооправданию, и, вместо того чтобы в ответ на претензию попросить прощение и признать свою вину, они тут же обвиняют того, кого и так обидели: «Сам виноват». Такое отношение говорит о том, что этот человек чрезмерно требователен к другим, но не к себе. Он не утруждает себя в подборе слов и интонации в общении с людьми, его не волнует, кого и как он мог огорчить своим резким суждением или тоном. Однако по отношению к себе такой человек не терпит фамильярности. Проблема в том, что и жизнь у таких людей непростая, так как та мера отношения к другим, которую они отмеряют своим поведением и принципами, отмеряется и им в жизни. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

Греческий богослов и экзегет Евфимий Зигабен так сказал об этом: «И какою мерою строгости ты измеряешь его (брата) поведение, – такою же измерится и твое поведение. Эти слова обозначают, что и с тебя Бог взыщет с такою же строгостью, с какою ты взыскиваешь с брата» [27].

Задумываясь об этом, понимаешь, что не стоит строго спрашивать с других, не стоит скупиться на милости, чтобы и самому быть помилованным. И если обидел кого, то лучше переступить через свою гордыню, попросить прощения, примириться. И помнить, что сказано в Евангелии: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).

В толковании на это место из Писания преподобного Исидора Пелусиота сказано:

«Примирение нас друг с другом всего важнее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не дозволяя им возникнуть и возникшие исторгая с корнем. "Ты взыскуешь, – говорит Он, – человеколюбия; а обиженный ищет отмщения. Ты называешь Меня милосердым, а он – праведным; ты просишь снисхождения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо вопиющего, и не будешь лишен Моего благоволения. Примирись с обиженным, и тогда умоляй о Моем примирении с тобою. Не продаю за дар справедливо требуемого другим отмщения; не унижаю неподкупного судилища; не оказываю благоволения обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но крайне высокий и великий даю тебе дар – отлагаю исследование дела, не произношу немедленно решительного приговора; даю тебе время удовлетворить обиженного"» [28].

Заключение

Закончить наш разговор о прощении обид мне бы хотелось притчей в стихах, которая в иносказательной форме подобно библейским притчам, поясняет суть всего вышесказанного.

 

Странник

Шел странник с тяжелой сумо́й на спине,
неся скорпионов и змей в той суме́.
Он шел днем и ночью, влача́ тяжкий груз,
желая, как узник спасенья от уз.
Но страшная ноша срослась со спиной,
скрепилась обидой и липкой виной.
Не знал бедный странник, что делать ему,
Не мог одним махом он сбросить суму́…
Вдруг встретил он мудрого старца в пути,
помочь попросил его, выход найти:

– Отец, подскажи, помоги мне понять,
как тяжесть скорей со спины моей снять?!
Уж нет больше сил, утомился в пути,
а бремя такое мешает идти!

И старец ответил ему: – Ты постой,
совет дам нетрудный, да труд непростой:
ты сбросить не сможешь всю сразу суму́,
но гадов исторгнешь лишь по одному.

– Терпеть не могу скорпионов и змей!
Они же ужалят, их трогать не смей!
Не проще ль всю ношу сорвать с моих плеч,
чтоб не было больно, все разом отсечь?

– Без боли, сынок, не очистить души.
Ты боль поскорей избежать не спеши.
Давай разберемся мы с ношей твоей,
рассмотрим с тобой скорпионов и змей.
Ведь твой скорпион – нераскаянный грех,
а змейка – обида и злоба на всех.

– Давно я у Бога прощенья просил
и, кажется, всех, кто обидел, – простил.
Так в чем же загвоздка? Невесело мне:
обида с виной у меня на спине!

– Послушай, сынок, дело в спешке твоей:
ты просто прощаешь не зло, а людей,
а зло тяжким грузом несешь за спиной,
борясь то с обидой, то с горькой виной.
А заповедь Божия всем нам велит
грехи прощать людям, и нам Бог простит.
Здесь речь не идет о прощении людей,
запомни, не путай людей среди змей.
Прощая проступок, его называй,
а всех обижающих благословляй!

– Я понял! Поклон тебе, отче, земной
за то, что открыл мне закон основной!
Имея же уши, – не слышал его,
терзая других и себя самого.
Теперь без смущения вскрою суму́
и каждую змейку я в руку возьму,
чтоб душу очистить от зла и обид,
прощать научусь, как Писанье велит.
И взялся наш странник за праведный труд,
прощая предательство, злобу и блуд.
Родителям, бросившим в детстве его,
простил этот грех для себя самого,
ведь с каждой прощенной обидой своей
он видел, как вдруг избавлялся от змей.
Он плакал от боли, но радость близка,
он чувствовал, знал это наверняка!
Он все всем простил, не забыл ничего,
за всех помолился, не зная того,
что все скорпионы исчезли, как дым:
он их уничтожил прощеньем своим!
И, крылья расправив, вспорхнула сума́
и вверх, к небесам, полетела сама,
неся благодарность и радостный смех,
и много молитв за прощенных за всех!

 

Только так, ценою наших, порой невероятно больших усилий в прощении обид мы становимся истинными христианами. Только в этом случае освободится от уз и воскреснет наша душа и примет в себя светлую пасхальную радость, звучащую в песнопениях Пасхи: «И ненавидящим нас простим вся воскресением! И тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»


* * *

Благодарю Господа Бога за Его милость и вразумление. За помощь, которую Он являет мне через Своих служителей, учителей, через моего мужа, иерея Александра Триандофилова – духовного наставника и руководителя в этом труде, через Священное Писание и учения святых отцов. Благодарю Бога за все жизненные ситуации и трудности, пройденные с Его помощью, в которых был обретен практический опыт прощения.

Очень признательна всем тем, кто подвиг меня к написанию этой книжки и помог в ее редактировании и издании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: