31. Современные методы разработки и оптимизации решений (РиОР), области и условия их применения. В процессе разрешения сложных проблем могут применяться различные научные методы из разработки и оптимизации, арсенал которых принято делить на два класса: -методы моделирования; -методы экспертных оценок. Методы моделирования базируются на использовании математических моделей для решения часто встречающихся задач. РиОР – сложная процедура, состот из неск. этапов: -постановка задачи; -определение критерия эффективности операции; -количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию; -построение математич. модели объекта; -количественное решение модели нахождение оптимального решения; -проверка адекватности модели и найденного решения ситуации; -корректировка и обновление модели.
|
8. Методы моделирования в процессе принятия решений, основные виды моделей. Базируются на использовании математических моделей для решения часто встречающихся задач. Модели теории игр. Для оптимизациирешения проблем, возникающих в процессе конкурентной борьбы организации. Аппарат управления может предвидеть характер ответных действий конкурентов (ценовых, рекламных и др.), последствия этих действий для фирмы. Модели теории очередей. Применяются, где могут возникнуть несоответствия, диспропорции между потребностью в видах услуг и возможностями организации оказать необходимый объем услуг в определенный период времени. (в транспортном обслуживании, торговле, банковской сфере). Модели управления запасами. Позволяют сбалансировать возможные потери организации из-за недостатка ресурсов с доп. затратами на увеличение. Модели линейного программирования. Для решения проблемы рацион. использования ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. (рассчитать какое кол-во изделий следует производить для извлечения max прибыли).
12. Методы экспертных оценок, их возможности в процессе принятия решений. Экспертные оценки применяются для решения сложных, уникальных проблем, или когда менеджер не имеет необходимой информации. Мозговая атака применяется для решения новых, малоизученных проблем. Стадии: -формирование экспертной группы; -составление проблемной записки; -генерация идей; -систематизация идей; -разрушение идей; -составление перечня практически применимых идей. Метод комиссий состоит в организации групповых дискуссий экспертов. Не запрещает взаимную критику идей. Метод Дельфи. Мнения экспертов высказываются в письменном виде и анонимно. Письменный опрос повторяется несколько раз, происходит сближение мнений, выявляется наиболее предпочтительный вариант решения. Метод сценариев. Эксперты разрабатывают различные варианты развития ситуации, тем самым прогнозируются различные состояния организации под влиянием различных факторов. Метод суда основан на использовании процедуры судебного заседания. Одна группа – роль «защиты», другая – «обвинения», третья – суд-выносит окончательное решение.
|
14. Содержание и особенности метода Дельфи. Особенности метода Дельфи: -анонимность экспертов, -регулируемая обратная связь; -статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа. Мнения экспертов высказываются в письменном виде и анонимно. При этом письменный опрос повторяется несколько раз. На каждом туре опроса экспертам сообщаются ответы всех экспертов предыдущего тура. В результате таких повторений происходит сближение мнений. На основе такого сближения мнений выявляется наиболее предпочтительный вариант решения проблемы.
21. Прогнозирование развития ситуации с помощью метода разработки сценариев. Сущность метода разработки сценариев: эксперты разрабатывают различные варианты развития ситуации в организации. Эти варианты отличаются между собой учетом влияния различных факторов на характер ситуации. Т.о. прогнозируются различные состояния организации под влиянием таких факторов. Наиболее приемлема та альтернатива решения, при которой состояние организации max соответствует целям. Процесс прогнозирования заканчивается составлением итогового документа, в котором содержатся: а)цели и задачи прогноза; б)краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития; в)подробное описание разработанных сценариев с указанием возможных проблемных ситуаций; г)рекомендации для принятия решений с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.
|
47. Особенности вербально-числовых шкал, шкала Харрингтона. Вербально-числовые шкалы позволяют измерить степень интенсивности какого-либо свойства, имеющего субъективный характер (оценка степени риска при реализации инвестиционного проекта, конкурентоспособности определен. вида продукции). В состав входят содержательное (словесное) описание выделенных градаций и соответствующие им числовые значения. Шкала Харрингтона: содержательное описание градаций (числовое значение): 1.Очень высокая (0,8-1,0); 2.Высокая (0,64-0,8). 3.Средняя (0,37-0,64). 4.Низкая (0,2-0,37). 5.Очень низкая (0,0-0,2). Приведенные числовые значения получены на основе статистического анализа большого массива данных, благодаря чему шкала Харрингтона имеет универсальное применение и может в соответствующих модификациях использоваться для оценки различных показателей качественного характера.
27. Основные типы шкал, используемых при получении экспертной информации. Количественные шкалы: -абсолютная шкала(если требуется определить кол-во чего-либо); -шкала отношений(предполагает возможность производить измерения в различных системах единиц); -шкала интервалов(сохраняется отношение разностей числовых оценок, например, шкала Целься и Фаренгейта – измеряют t0); -шкала разностей (при переходе от одной числовой системы меняется точка отсчета – системы летоисчисления – от Рождества Христова, от сотворения мира и т.д.). Шкалы качественных измерений: -шкала наименований (разбиение на классы оцениваемых альтернатив по определенному классу – разделение изделий по уровням качества); -порядковая шкала (использ. для определения порядка предпочтения альтернатив по важности, срочности); -вербально-числовые шкалы (измеряют степень интенсивности к-л. свойства, имеющего субъективный характер).
10. Сущность метода коллективной генерации идей («мозговой атаки»). Применяется для решения новых, малоизуч. проблем или для поиска нестандартных решений. Стадии: 1 – формируется экспертная группа (10-15 чел.). 2 – составлениепроблемной записки. Ее составляет группа анализа проблем. Записка содержит: а)краткую хар-ку проблемной ситуации; б)анализ опыта решения подобных проблем; в)описание метода мозговой атаки, правил ее организации; г)формулировку проблемы в виде основного вопроса. 3 – генерация идей. Происходит мозговая атака. Запрещается критика предлагаемых альтернатив. (возможность свобод. высказывания). 4 – систематизация идей. Высказанные идеи объединяются в группы однородных по различным признакам. 5 – деструкция идей. Все идеи подвергаются критике. 6 – составляется перечень применимых идей, выбирается оптимальный вариант решения.
35. Качество решения, его составляющие и влияющие на него факторы. Качество УР – степеньего соответствия внутренним требованиям организации, степень его соответствия характеру задач функционирования и развития производств. систем; совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации. Оказывают влияние факторы: -информация; -набор целей управления; -методы разработки решения; -используемая управленческая технология; -выбранные средства разработки УР и форма его подачи. Факторы, определяющие качество: 1. Законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР. 2. Четкая формулировка целей. 3. Объем и ценность располагаемой информации. 4. Время разработки. 5. Орг. структура управления. 6. Формы и методы осуществления управленческой деятельности. 7. Методы и методики разработки и реализации решений. 8. Объективность оценки варианта выбора решения. 9. Состояние управляющей и управляемой системы.
23.Количественные и качественные экспертные оценки (ЭО). Способы их получения. Методы получения качественных ЭО: - непосредственная количественная оценка (эксперт указывает числовое значение показателя – стоимость квартиры); - метод средней точки (эксперт оценивает наиболее предпочтительную и наименее предпочтительную альтернативу, выводит среднюю. Затем выводит оценку альтернативы, которая явл. средним между наименее предпочтительной и средней и т.д. Методы получения качественных ЭО: - экспертная классиф-я (когда нбх определить принадлежность альтернатив к установленным классам – определение категории отеля); - ранжирование альтернатив (упорядочевание сравниваемых альтернатив по степени предпочтительности опред. признака); - метод экспертных кривых (разработка прогнозов на основе анализа динамики изменения показателей, характеризующих объект экспертизы, например, темпов роста ВВП, инфляции).
25. Способы оценки качеств экспертов и формирование экспертных комиссий (ЭК). Эксперт – специалист, оценки и суждения которого ЛПР считает полезным учитывать при принятии решений. Формирование состава ЭК зависит от: -конкретной ситуации принятия решения; -возможностей организаторов экспертизы; -возможностей специалистов принять участие в работе ЭК. Сущ 3 основные группы способов оценки качеств эксперта: - априорные (не используется информация о результатах его участия в предшествовавших экспертизах): метод самооценивания, метод взаимной оценки, анкетный метод; - апостериорные (основаны на информации о результатах его участия в предыдущих экспертизах): метод парных сравнений; - тестовые (методы оценки качеств эксперта, предполагающие проведение специального испытания).
17. Многокритериальный выбор решения. Метод «затраты-прибыль». Многокритериальные решения – решения, основанные на нескольких критериях. Критериями могут быть различные параметры хоз. деятельности организации (уровень цен, объем продаж, производительность труда, качество продукции). Метод «затраты-прибыль», при котором эффективность количественно характеризуется получаемой прибылью на единицу затрат. При этом под прибылью понимается некоторая совокупность критериев, характеризующих то или иное решение (потоки платежей, срок окупаемости, рентабельность, имидж фирмы). Прибыль – составная величина, которая образуется сложением разнородных видов эффектов, значение которых неравноценно. Главные условия практич. применимости: возможность суммировать различные составляющие «прибыли» и нахождение числовых коэффициентов, характеризующих степень вклада каждого из составляющих «прибыль» элементов. Pi/Ci=Ki, где Pi- прибыль, Ci-затраты, Ki-величина прибыли на единицу затрат.
42. Ответственность за решение и его последствия. Виды и меры ответственности руководителя. Ответственность – необходимость отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках; ответственность может быть официальной и личной. Виды О.: *юридическая; *этическая; *административная; *материальная; *социальная; *дисциплинарная; *экологическая и т.д. Юридическая О. – частично или полностью касается тех видов деятельности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав гос. законов и норм (ТК РФ, ГК РФ). Реализуется в виде ареста, заключения под стражу. Этическая О. наступает в случае нарушения рук-ем этических норм, ценностей, правил. Реализуется в виде вынесения общ. порицания, объявление о несоответствии должности. Администр. О. - за совершение Админ. правонарушений, базой явл. КоАП.
45. Юридическая ответственность за результаты принятого решения. Частично или полностью касается тех видов деятельности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав гос. законов и норм гос. регулирования (ТК РФ, ГК и УК РФ). Юридическая ответственность реализуется в форме выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста. 5 видов юридической ответственности:* Материальная (штраф); *Дисциплинарная (предупреждение, выговор, увольнение); * Административная (штраф, ограничение); *Гражданско-правовая (восстановление нарушенного права, компенсация); * Уголовная.22. Административная ответственность руководителя. Особенности механизма иерархического контроля. Наиболее распространенным видом О. руководителей является А.ответственность, средством реализации которого служит механизм иерархического контроля. Ответственность и подотчетность в организации невозможны без авторитета, выраженного в праве руководить. Это право определяется с помощью скалярной цепи – канала отдачи команд, идущих сверху вниз, и обратного канала ответственности и подотчетности, идущего снизу вверх.
А. ответственность в зависимости от вида санкций может быть: *Дисциплинарная – форма воздействия, использующая дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, перевод на низшую должность, увольнение. *Материальная – обязанность сотрудника возместить организации, в которой он работает, имущественный ущерб, причиненный по его вине.
Однако механизм иерархического контроля имеет свои ограничения:*масштаб организации и объем решаемых проблем. Чем больше уровней иерархии, тем больше должно быть доверие к подчиненным. *отождествление руководителя со своим структурным подразделением. Препятствует объективному контролю. *недостатки процессов коммуникации.
26. Моральная ответственность менеджера в процессе принятия решений и способы ее реализации. По сути, все позиции в вопросе о моральной ответственности менеджеров напрямую затрагивают вопрос о связи между этическим поведением и приемлемыми доходами. Неэтичное поведение увеличивает риск предприятий, поскольку результат оказывается непредсказуемым. Моральная ответственность не может быть заменена юридической и профессиональной ответственностью.
В корпорациях люди действуют в рамках сложной организационной структуры, и то, что кажется морально неприемлемым на личностном уровне, может оказаться допустимым на внеличностном уровне. Рост и усложнение социальной структуры приводят к тому, что она становится вне морального контроля. Наличие, например, мощных транснациональных корпораций, которых многие считают единственными субъектами экономической деятельности, показывает ограниченность традиционного утилитаристского понимания ответственности. Это дает основания сегодняшним представителям делового прагматизма освободить менеджеров от персональной моральной ответственности, поскольку они не являются субъектами деятельности. Корпорация и индивид не соизмеримы между собой. Поэтому "польза" корпорации всегда значительно "превышает "пользу" отдельных индивидов. Поэтому и моральную ответственность должны нести не отдельные менеджеры, а корпорация в целом.
Таким образом, мы можем констатировать, что вне зависимости от того, хотят они того или нет, менеджеры (корпорации) должны нести моральную ответственность не только с позиции "пользы", "целерациональности", но и с позиции "блага". В настоящее время менеджеры несут моральную ответственность за поддержание социальной динамики, свойственной демократической форме управления.
Данная работа скачена с сайта https://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 32446