Обитель опальных княгинь




Введение

1.1.Обоснование актуальности темы исследования

«Обитель женских слез» — так называли Горицкий Воскресенский монастырь, ведь на протяжении долгой истории монастыря, практически со времени его основания в 16 веке, Горицы были местом заключения многих знатных узниц. Сюда ссылали попавших в немилость царских жен и родственниц высокопоставленных лиц, насильно подстригая их в монахини. Можно долго перечислять имена сосланных сюда знатных особ. Почему же именно это место стало местом для ссылки стольких представительниц знатных родов и кем они были? Именно на эти вопросы мы попытаемся ответить.

Актуальность и новизна данной работы заключается в отсутствием комплексного исследования о княгинях и знатных дамах, которые были отправлены в ссылку в Горицкий женский монастырь..

Объект исследования –Горицкий женский монастырь в изучаемый нами период, т. е. во время правления в Российском государстве династий Рюриковичей и Романовых.

Предмет исследования – личности тех знатых девушек, которые были отправлены в ссылку в монастырь.

1.2.Цели и задачи
Цель исследования – формирование духовности, патриотических чувств и любви к прошлому и настоящему на основе изучения истории своего края - сбор и систематизация материала о Горицком женском монастыре и его знатных обитательницах.

Задачи:

- собрать материал о Горицком женском монастыре;

-изучить историю пребывания в монастыре представительниц знатных семей;

- пробудить интерес к изучению краеведческого материала;

- развивать навыки исследовательской работы;

-обратить внимание на важность изучения отдельных аспектов истории монастыря и его связь с русскими монархами.
Для достижения цели исследования использованы следующие формы и методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

- установление связей с работниками библиотеки, музеев, уточнения сведений, проверки достоверности фактов.

Основное содержание работы

Немного из истории монастыря

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Горицкий монастырь был основан в 1544 году княгиней Евфросинией Андреевной Старицкой, вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Ивана IV Грозного. Для нового монастыря княгиня выбрала место на высоком берегу реки Шексны, в 7 верстах от процветавшего и любимого ею Кирилло-Белозерского монастыря. Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. В селе Горицы, в 16 веке упоминаемом в письменных источниках под названием Древняя Гора, на момент основания обители было две деревянных церкви: церковь Воскресения Христова и церковь Введения Богородицы во храм. В 1544 году на месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм во имя Воскресения Христова с приделом преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Именно эту дату и принято считать годом основания монастыря. Тогда же была построена новая теплая церковь во имя Божией Матери Одигитрии с трапезной.

Обитель опальных княгинь

В XIV в. на Руси появляется обычай насильного пострижения в монахи как мера наказания политического противника. Несмотря на его явное противоречие с самой идеей монашества — добровольного затворничества, обычай особенно укрепился в XV в. В какой-то степени насильное пострижение было благом для опального: ему сохраняли жизнь и надежду на помилование.

Широко практиковал насильное пострижение Иоанн Грозный, причем не только по отношению к попавшим в опалу боярам и князьям, но и к своим отвергнутым женам. Именитые женщины в то время обычно удалялись от мира в монастыри только после смерти мужа. Иоанн IV изменил обычай.

Свою четвертую жену, Анну Ивановну Колтовскую, он сослал в Горицы, где она приняла имя Дарьи. Позже ее перевели в Тихвинский Введенский монастырь, но всего она провела в монастырях почти 52 года.

Такая же доля выпала и последней его жене, Марии Федоровне Нагой, дочери окольничего Федора Федоровича Нагого. В 1584 г. после смерти Иоанна Мария Федоровна, ее братья воевода Михаил Федорович, а также Андрей Федорович и Григорий Федорович были отправлены на житье в Углич. После трагической гибели царевича Димитрия в 1591 г. и попыток Нагих возложить вину на Бориса Годунова Марию за «небрежение» заставили постричься под именем Марфы в инокини, а ее братьев за самовольную расправу с мнимыми убийцами заточили в тюрьму.Она, правда, сначала была монахиней другого монастыря, Николаевского на Выксе, но именно в Горицах заложила придел (северо-западный) к Воскресенскому храму в память своего погибшего сына. В 1604 г., когда в Москве только начали распространяться слухи о появлении царевича Димитрия, Борис Годунов вызывал ее к себе, но она ничего не смогла прояснить о самозванце и была возвращена в монастырь.

Летом 1605 г. после захвата Москвы самозванец прислал в Горицы к царской вдове «постельничего своего Семена Шапкина, штоб его назвала сыном своим царевичем Дмитрием». Старица Марфа вынуждена была пойти на это унижение. Ее возили на торжественную встречу с самозванцем и она при всем народе признала его своим сыном.Есть, правда, свидетельства того, что она сумела дать понять некоторым дипломатам вынужденность своей лжи.

Еще через год, летом 1606 г. она встречала в Москве мощи своего настоящего сына, когда их переносили из Углича. Видимо, после этого события и был заложен придел царевича Димитрия к храму в Горицах. Сама Марфа, возвращенная из заточения, водворилась в московской кремлевской обители Вознесения.Придел был построен в 1611 г., через год после ее смерти.

Горькая судьба не обошла и основательницу Горицкого монастыря. Сын Ефросиньи Старицкой-Хованской, князь Владимир Андреевич Старицкий, по рождению был равным Иоанну IV: князь Андрей доводился братом великому князю Василию III.

В те времена на Руси наследником престола был обычно старший брат скончавшегося государя. Однако и Василий II Темный, и Иоанн III Васильевич сумели вопреки обычаю передать бразды правления своим сыновьям. Сложное противостояние близких родственников княжеской крови продолжалось и после смерти Василия III Иоанновича. Князя Андрея по приказу матери малолетнего Иоанна IV Елены Васильевны Глинской и боярской думы в 1537 г. умертвили (как годом раньше и его брата Юрия), а к княгине и ее трехлетнему сыну приставили стражу. Повзрослевший Иоанн IV сначала полностью доверял двоюродному брату и тетке. Но в 1553 г. во время тяжелой болезни и безпамятства Иоанна Грозного двадцатилетнего князя Владимира чуть было не избрали царем, и многие бояре ему успели присягнуть. Иоанн IV поправился, а Старицкие были обвинены в заговоре против царя. Их семью разорили.

В 1563 г. Ефросинья «в неправде», то есть насильно стала монахиней Евдокией, «похоте жити на Белоозере в Воскресенском девичьем монастыре, где преж того обет свой положила, и тот монастырь сооружала».

В Горицы ее провожали царские сановники, так как Иоанн IV не мог тогда не считаться с ее родословной. Позже, в октябре 1569 г., по приказу Иоанна Грозного она была убита. Как гласит местная легенда, ее с сенными девушками опричники утопили в Шексне. Есть версия, что царь, ненавидевший свою тетку и считавший ее душою интриг против него, приказал отравить угарным газом прямо на судне при доставке по Шексне в царскую слободу. Поскольку на деревянных барках того времени печей быть не могло, отравить можно было только тлеющими на какой-либо жаровне углями. Так это или не так, неведомо, но вместе с Ефросиньей убили и ее родственницу, невестку Иоанна, инокиню Александру, которая по предположению Н.М. Карамзина была виновна лишь «слезами о жертвах царского гнева». Над могилами Ефросиньи и княгини Юлиании — сестры Александры — в первой половине XIX в. был построен Троицкий собор.

Список именитых русских женщин, судьба которых связана с Горицами, не кончается на Ефросинье. Дочь Бориса Годунова Ксения, красавица (телом «изобильна, молочной белизной облита») и умница, судьба которой могла бы быть счастливейшей, оказалась в 1605 г. во власти Лжедимитрия. Ксения была хорошо воспитана, грамотна (обучена «писанию книжному»), музыкальна и в то же время скромна. Когда московский престол захватил первый Лжедимитрий, а ее мать и брат были убиты, Ксения едва не отравилась или не была отравлена. Ее спасло лишь противоядие. Но жизнь ее стала очень горькой.Самозванец сумел «насладиться красоты ея» и затем сослал в Горицы, где она приняла имя инокини Ольги. Судьба Ксении сильно повлияла на отношение народа к самозванцу и косвенно послужила его падению.

Смутное время, наступившее на Руси после появления первого Лжедимитрия, закончилось избранием на царский трон представителя знатного рода Романовых и разгромом польско-литовских интервентов. Судьба первых Романовых тесно связана с Горицами.

Княгиня Черкасская привозила сюда будущего царя Михаила, когда в 1601 г. бояре Романовы попали в опалу, а родственник Романовых (их зять) Борис Черкасский со своей семьей и с детьми Федора Никитича Романова — шестилетним Михаилом и его сестрой — был сослан в Кириллов. Более того, есть сведения, что Михаил с теткой прожил в Горицах несколько лет. Таким образом, не только рюриковичи, но и династия Романовых испытывала к Кириллову и Горицам определенные чувства благодарности.

В конце смутного времени, 5 декабря 1612 г. Горицкий монастырь подвергся разграблению польско-литовскими оккупантами. Их отряд безуспешно пытался взять штурмом Кирилло-Белозерский монастырь, но овладел лишь женской обителью. В выданной позже жалованной грамоте на имя игуменьи Анфисы с сестрами говорилось, что «Церковь Божия была поругана и обращена безбожными в скотское стоялище».

В некоторых современных изданиях можно встретить упоминание о более чем сорокалетнем пребывании в Горицах княжны Екатерины Долгоруковой. Ее история романтична, и княжна действительно жила здесь, но далеко не столько лет.

Род Долгоруких-Долгоруковых на Руси весьма известен и упоминания о его представителях встречаются в исторических документах довольно часто. Принятое здесь написание фамилии княжны заимствовано из авторитетного энциклопедического словаря издателей Брокгауза и Ефрона.

Екатерина Алексеевна Долгорукова родилась в 1712 г. Отец Екатерины, Алексей Григорьевич, был вторым воспитателем великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I, и имел большое влияние на своего воспитанника даже после его коронации.

Екатерина и ее брат Иван воспитывались в доме деда Григория Федоровича в Варшаве. В Петербурге она страстно влюбилась в родственника австрийского посла Братислава, графа Мелиссимо, который ответил ей взаимной любовью. Но 19 ноября 1729 г. семнадцатилетняя красавица была объявлена невестой четырнадцатилетнего императора Петра II, бывший воспитатель которого не уставал приглашать монарха на охоту в подмосковное имение Горенки. Уже 30 ноября того же года было проведено торжественное обручение с пожалованием Екатерине титула «ее высочества государыни-невесты». Ее перевезли в Головинский дворец, а графа Мелиссимо отправили навсегда за границу.

Петр II вскоре умер от ветряной оспы, Екатерину вернули в дом родителей. Отец ее оказался единственным членом верховного тайного совета, кто голосовал против избрания на царство Анны Иоанновны, и был со всей семьей в апреле 1730 г. сослан в г. Березов.

Один из приятелей ее брата, тобольский таможенный подъячий Тишин в пьяном виде высказал красивой «разрушенной» княжне свои нечистоплотные желания и был избит поручиком Овцыном, которому пожаловалась оскорбленная Екатерина. Тишин написал донос на Долгоруковых, проверявший этот донос капитан Ушаков помимо послаблений в режиме содержания сосланных раскопал уже полузабытую историю составления подложного завещания Петра II. Оно было написано в двух экземплярах в пользу Екатерины, причем один из них поддельной рукой Петра подписал Иван Долгоруков, а второй экземпляр Иван, находясь неотлучно у одра, надеялся подписать у самого Петра. Но тот перед смертью так и не пришел в сознание, поэтому оба списка духовной грамоты были сожжены.

После раскрытия таких страшных для царствующей персоны тайн все Долгоруковы и их родственники снова пострадали. Отец Ивана и Екатерины к этому времени умер, Ивана в 1739 г. колесовали, а Екатерину заточили в Горицах. Согласно авторитетному русскому энциклопедическому словарю, «содержали ее в самом строгом заключении почти два года».

Но заключение оказалось не пожизненным. Новая императрица Елизавета даровала ей свободу и звание фрейлины. В 1745 г. тридцатитрехлетняя Екатерина вышла замуж за генерал-аншефа графа Брюса, но вскоре умерла.

Клементьевы — довольно известный русский дворянский род, упоминаемый в документах XV в. и имевший вотчины в Вологодской, Ярославской, Новгородской и Костромской губерниях. Некоторые Клементьевы были воеводами и прославились воинскими подвигами.

Михаил Иванович Клементьев жил в Вологде и был женат на дворянке Александре Алексеевне Ярославовой. Их старший сын Никтополион Михайлович был видным государственным деятелем — тайным советником, членом совета Министерства финансов и сенатором, а одно время — витебским губернатором. Кроме него в семье росли три дочери — Серафима, Аполлинария и Раиса. В 1814 г.

Михаил Иванович скончался, а через два года искавшая утешения пятидесятилетняя вдова вступила с дочерьми в инокини Горицкого монастыря. Старшей из сестер было тогда 24 года, а младшей — 14 лет.

Мать Агния, инокини Аркадия, Арсения и Асенефа — такие имена получили они в монастыре — принесли в дар все свое немалое состояние, привлекли на строительство своих дворовых мастеровых людей и оставили после себя многие новые постройки.

Аркадия занималась иконописью и отличалась кротостью и безкорыстием, но скончалась, прожив в монастыре всего пять лет. Мать Агния прожила до 75-летнего возраста и была верной помощницей игуменьи. Инокиня Арсения в 1856 г. была произведена в игуменьи и скончалась от простуды в 1863 г. Инокиня Асенефа стала блаженной, отличалась странным поведением, юродствовала, пряталась от других и была похожа на лишившуюся рассудка. Но, по сведениям, собранным и изданным в г. Кириллове в 1914 г. неким иноком Иоанном (Калининым), имела дар предвидения. Жила она очень долго и скончалась в возрасте более 90 лет.

Никтополион Михайлович Клементьев приезжал в Горицы навестить свою мать и сестер и щедро жертвовал обители. Фамилию этой семьи и сейчас носит Клементьевский корпус монастыря.

Какие чувства испытывали петербургские светские дамы, приехав молиться в дальний монастырь, где много десятилетий назад томились их опальные родственницы, можно только догадываться. Но чувства эти были очень сильными, потому что вызвали неожиданные, смелые поступки.

Княжна Параскева Николаевна Хованская родилась в 1778 г. и, возможно, была дочерью князя Николая Николаевича Хованского, генерала от инфантерии, сенатора, члена государственного совета и генерал-губернатора Смоленска, Витебска и Могилева. Высокое положение отца позволило ей стать фрейлиной императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I.

В 1824 г. она приехала в Горицы вместе с княгиней Варварой Николаевной Долгоруковой и настолько была потрясена монастырскими обычаями, что тут же решила стать инокиней. Наставницей инокини Марии стала простая и необразованная старица Епифания, которая учила княжну и монашеской жизни, и различным ремеслам: сапожному и столярному делу, прядению и шитью.Значительные денежные суммы, присылаемые родственниками, княжна целиком отдавала настоятельнице.Скончалась схимонахиня Параскева в 1840 г., прожив в Горицах более 16 лет.


 

Заключение

Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: