Практическое исследование




 

Природа индивидуальных особенностей человека двояка. Такие индивидуальные особенности, как интересы, склонности характеризуются непостоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие.

Есть и другой тип индивидуальных особенностей. Они довольно устойчивы. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими. К таким особенностям относятся черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях – первый признак того, что в основе его лежат природные свойства нервной системы.

Среди природных индивидуально-типологических свойств наиболее изучены в настоящее время сила-слабость (то есть степень выносливости, работоспособности нервной системы, ее устойчивость к различного рода помехам) и подвижность-инертность (то есть скорость смены и скорость протекания процессов возбуждения и торможения).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы "человек - машина". Профессий, в которых возможно возникновение сложных, опасных для жизни ситуаций, не так уж много (летчики-испытатели, космонавты, шахтеры, авиадиспетчеры, саперы, хирурги, пожарные, спасатели), но цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

Таким образом, при выборе профессии обязательно должно учитываться свойство силы - слабости нервной системы. "Слабым" не рекомендуется выбирать профессии, в которых реально возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Поэтому при проведении профконсультации могут быть внесены ограничения на выбор определенного круга профессий для лиц со слабой нервной системой.

Высокие скоростные показатели выполнения разных видов деятельности обеспечиваются такой особенностью нервной системы, как подвижность и лабильность (высокий темп, быстрая переключаемость с одного вида работы на другой, скорость, хорошее распределение внимания между разными видами деятельности). Противоположными качествами обладают люди с инертными нервными процессами. Для них характерны медлительность, неторопливость, обстоятельность как при выполнении любой деятельности, так и в движениях, речи, выражении чувств.

Психологи, специально изучавшие особенности выполнения разных видов деятельности "подвижными" и "инертными", обнаружили, что для последних существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения двигательных задач. Но ведь и круг профессий, предъявляющих жесткие требования к скоростным характеристикам, невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего поста, выбор наиболее соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля помогают успешно справляться с разными видами деятельности как "подвижным", так и "инертным" людям.

Круг профессий, которые требуют очень высоких скоростей выполнения работы (например, музыкант, жонглер цирка),достаточно узок. В большинстве профессий добиться успеха можно людям с разными показателями скорости протекания психических процессов. Однако для того, чтобы выбираемая работа не была в тягость, надо учитывать особенности нервной системы. Ясно, например, что профессия диспетчера или продавца легче и быстрее будет освоена подвижными людьми, поскольку требует постоянных переключений. "Инертным" лучше выбирать себе такие профессии, которые выполняются по редко меняющимся алгоритмам, не требуют спешки и принятия решений в условиях дефицита времени.

Еще одним свойством нервной системы является уравновешенность, которая зависит от степени соответствия силы возбуждения силе торможения, от их баланса. Чрезмерная возбудимость при слабых процессах торможения нежелательна в тех профессиях, где часто нервное напряжение. Такой человек предрасположен к самым неожиданным срывам, поэтому ему нужна более спокойная работа. И, наоборот, чрезмерная тормозимость плоха там, где нужны быстрый темп, частые перестройки и т.д.

Своевременная оценка целого комплекса индивидуальных особенностей ученика и выдача соответствующих рекомендаций играют важную роль в системе образования. Среди критериев оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности указываются:

- успешность деятельности;

- способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу;

- осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

- удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

- связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе;

Цель нашего исследования было выявление особенностей, закономерности, динамики процесса адаптации восьмиклассников в условиях профильного обучения в двух классах: физико-математическом и гуманитарном.

Гипотеза исследования: предполагалось, что если выбор профиля адекватен способностям и намерениям учащегося, то процесс адаптации будет успешнее.

Специфика адаптации 8-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается (Касаткина,Чистякова и др.,1994).

Профильное обучение - это вид дифференцированного обучения учащихся в старших классах, оно предполагает углубленное изучение учащимися одного или нескольких предметов, специальных курсов, соответствующих выбранному профилю и обеспечивающих допрофессиональную подготовку с целью выбора будущей сферы деятельности (Якиманская,1996).

Исследования подтверждают, что профильное обучение в общеобразовательной школе делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным, во-первых, благодаря углубленному изучению учебных предметов, составляющих ядро интересующей или выбранной профессиональной сферы деятельности; во-вторых, благодаря возможностям Базисного учебного плана для реализации учащимся активной пробы сил.

Осуществляемая профильная дифференциация позволяет избежать, с одной стороны, узкой специализации, с другой, - создает условия для допрофессиональной подготовки и социально-психологической адаптации. Профильное обучение способствует тому, чтобы школьник осознал себя действительно субъектом профессионального выбора (Заруба,1995).

Необходимым этапом в разработке рекомендаций по прогнозированию успешности обучения, профессионального становления и оптимизации функционального состояния является изучение процесса адаптации к определенной деятельности (Чистякова,1995).

В связи с задачей исследования была проведена диагностика среди 50 учащихся двух 8-х классов общеобразовательной школы N 16, среди них: учащиеся двух профильных классов (8-А – физико-математический, 8-Б - гуманитарный).

Социальные и социально-психологические факторы, связанные с адаптацией к профильному обучению, изучались с помощью специально разработанной анкеты. На основе ответов оценивались такие характеристики, как:

- удовлетворенность деятельностью;

- факторы, препятствующие удовлетворенности;

- легко ли учиться;

- связь будущей профессии с профилем обучения;

- самочувствие после уроков;

- трудности при обучении;

- отношение к выбору профиля;

- ожидания от деятельности.

Анкета

Фамилия, имя, отчество __________________________________________

Год рождения ___________________

Дата заполнения _________________

Адрес, телефон

Дополнительная информация (представляющая вас в выгодном свете — например, об увлечениях, связанных с ними навыках и умениях, участии в общественной жизни и пр.)

 

Период жизни (5-10 лет) Значимые события жизни в этот период (появление навыков, умений, склонностей, интересов, сопротивления, преодоления, борьбы и т.п.) Качества характера, появившиеся в результате каждого события Субъективное отношение к качеству (+ или -) Отношение качества к ПВК
         

 

№. пп Потребности Способы их удовлетворения Баллы
  ФП —деньги как перспектива экономической самостоятельности: сон, еда, вода, физическая активность, жилище      
  ФП— здоровье, безопасность, уверенность в завтрашнем дне, гарантии, страхование, социальное обеспечение      
  СП — положение в обществе, принадлежность к группе, эмоциональная привязанность, любовь, поддержка, дружба      
  ЭП — престиж, статус, уважение, нужность людям, значимость для других, самоуважение, уверенность в себе, свобода      
  Самоактуализация — полная реализация личностного потенциала, творчество, желание быть первоклассным специалистом      

 

Оценка требований к будущей работе:

№ п/п Перечень требований Не очень важно Важно Очень важно  
1. Достижения в работе        
2. Признание в работе        
3. Карьерный рост        
4. Безопасность        
5. Ответственность        
6. Изменчивость работы        
7. Возможность личного развития        
8. Продолжительность работы        
9. Зарплата      
10. Товарищеские отношения      
11. Управление работой      
12. Форма организации      
13. Условия работы      
14. Влияние работы на личную жизнь      
15. Гибкость рабочего времени      
16. Рабочие поездки (командировки)      
17. Прочее      

 

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени Вашего желания заниматься этим видом деятельно­сти (0 — вовсе нет, I— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я ХОЧУ (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

  Обслуживать людей. Заниматься лечением. Обучать, воспитывать Защищать права и безопасность Управлять людьми  
  Управлять машинами Ремонтировать оборудование Собирать и налаживать технику Обрабатывать материалы, изготавливать раз­личные предметы и вещи Заниматься строительством  
  Обрабатывать тексты и таблицы Производить расчеты и вычисления Перерабатывать информацию Работать с чертежами, картами и схемами Принимать и передавать сигналы и сообщения  
  Заниматься художественным оформлением Рисовать, фотографировать Создавать произведения искусства Выступать на сцене Вышивать, вязать  
  Ухаживать за животными Заготавливать продукты Работать на открытом воздухе Выращивать овощи и фрукты Иметь дело с природой  
А Работать руками Выполнять решения Воспроизводить имеющиеся образцы Размножать, копировать Получать конкретный практический результат Воплощать идеи в жизнь  
Б Работать головой Принимать решения Создавать новые образцы Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать  

 

ИНСТРУКЦИЯ: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, со­ответствующую степени вашего умения заниматься этим видом деятельности (О — вовсе нет, 1— пожалуй так, 2 — верно, 3 — совершенно верно)

Я МОГУ (способен, умею, обладаю навыками):

  Знакомиться с новыми людьми Быть чутким и доброжелательным Выслушивать людей Разбираться в людях Хорошо говорить и выступать публично  
  Искать и устранять неисправности Использовать приборы, машины, механизмы Разбираться в технических устройствах Ловко обращаться с инструментами Хорошо ориентироваться в пространстве  
  Быть сосредоточенным и усидчивым Хорошо считать в уме Кодировать информацию Оперировать знаками и символами Искать и исправлять ошибки  
  Создавать красивые со вкусом сделанные вещи Разбираться в литературе и искусстве Петь, играть на музыкальных инструментах Сочинять стихи, писать рассказы Рисовать  
  Разбираться в животных или растениях Разводить растения или животных Бороться с болезнями, вредителями Ориентироваться в природных явлениях Работать на земле  
А Быстро выполнять задания Точно следовать инструкциям  
  Работать по заданному алгоритму Выполнять однообразную работу Соблюдать правила и нормативы  
Б Создавать новые инструкции и давать указания Принимать нестандартные решения Легко придумывать новые способы деятельности Брать на себя ответственность Самостоятельно организовывать свою работу  

 

Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5 характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

1) человек—человек,

2)человек—техника,

3) человек—знаковая система,

4) человек—художественный образ,

5)человек—природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:

А) исполнительские

Б)творческие.

Успешность деятельности учащихся оценивалась по успеваемости по общим и профильным предметам, а так же по оценкам экспертов - преподавателей профильных дисциплин. Анализ успеваемости учащихся показал, что в профильных математическом и гуманитарном классах снижение успеваемости достоверно больше, чем в общеобразовательном и биологическом классах. При этом исходная успеваемость (по годовым оценкам за 7-й класс) была выше у учащихся математического и гуманитарного классов. То есть при исходной невысокой успеваемости учащиеся общеобразовательного класса снизили успеваемость значительно меньше, чем учащиеся профильных гуманитарного и математического классов.

Достоверность различий полученных результатов оценивалась по критерию Стьюдента. Подтвердилась гипотеза о различии результатов между профильными (математическим и гуманитарным) и общеобразовательным классом. При анализе общего индекса умственных способностей (по результатам проведенного в 7-м классе обследования по методике ШТУР) было обнаружено, что учащиеся математического и гуманитарного классов имели исходный средний показатель способностей выше, чем учащиеся общеобразовательного класса. Эта гипотеза подтвердилась при изучении результатов анкетного опроса учащихся.

Вопрос профессиональной ориентации школьников не прописан в учебных программах, методических разработках и рекомендациях Министерства образования. Учебные комбинаты с традиционным набором профессий - лишь первый шаг на пути самоопределения личности. Конечно, для кого-то полученные навыки станут основой будущей профессии. Но не решат проблемы профессионального выбора другой части выпускников.

Нерегулируемый рынок труда чреват для города негативными последствиями. Чтобы узнать, насколько способны 8-классники ориентироваться в выборе профессии, нами была разработана анкета для учащихся профильных классов. Отслеживался результат опроса 50 человек. Так, на вопрос о планах после окончания школы восьмиклассники в большинстве своем отвечали, что останутся в городе и продолжат обучение. Что касается профессиональных планов, то для учеников 8-х классов характерно перспективное видение: они знают, куда будут поступать, почему нужна именно эта профессия. Необходимо отметить: город сумел им предоставить неплохую возможность выбора.

И все же половина 8-классников решает продолжить обучение в школе. В то же время анкетный опрос показывает, что почти 30 процентов из пока еще не знают, куда пойдут учиться или работать. Это вызывает озабоченность. Можно предположить, что у школьников недостаточно информации о том, какие специальности можно получить в учебных заведениях города, какие профессии востребованы на рынке труда. Это подтверждают и данные опроса. Так, более половины учеников 8-х классов ответили, что им нужна профориентационная помощь. При этом для них более значима информация о профессиях, чем об учебных заведениях. Все остальное, включая знания о себе, их мало интересует. Такие понятия, как призвание, поиск своего места в жизни, становятся анахронизмом.

Более 60 процентов учащихся 8 классов при выборе будущей специальности полагаются на родителей. И, к сожалению, мало кто из них рассчитывает на помощь педагогов и психологов. Наиболее приоритетны среди школьников те профессии, где больше платят. Список самых популярных из них на протяжении трех лет остается неизменным: юрист, врач, бухгалтер, программист. Неудивительно, что выпускники, ориентированные на получение высшего образования, зачастую не могут определиться в выборе профессии. А поступив в вуз, бросают учебу, переводятся в другие учебные заведения, нанося урон семейному бюджету. Даже получив образование, многие из них не могут найти работу и вынуждены стать клиентами биржи труда.

Чтобы избежать этих негативных последствий, к выбору профессии учащихся надо готовить заранее. В школах необходимо создать систему профессиональной ориентации, чтобы психологи, социальные педагоги и учителя понимали важность этой работы, помогали ребятам познать самих себя и подыскать пути для самореализации. Ведь, в сущности, все проблемы: наркомания, преступность - это та же самореализация, но со знаком "минус".

С этой целью нами был проведен ряд тестов, направленных на выявление профессиональных способностей учащихся.

Для исследования личностных качеств мы использовали тест Кеттелла. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориента­ция на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, пер­вичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки пере­водятся в стандартные (стены). Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.

Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

Интеллектуальный блок: факторы: В - общий уровень интеллекта; М - уровень развития воображения; Q1 - восприимчивость к новому радикализму.

Эмоционально-волевой блок: факторы: С - эмоциональная устойчивость; О - степень тревожности; Q3 - наличие внутренних напряжений; Q4 - уровень развития самоконтроля; G - степень социальной нормированности и организованности.

Коммуникативный блок: факторы: А - открытость, замкнутость; Н - смелость; L - отношение к людям; Е - степень доминирования - подчиненности; Q2 - зависимость от группы; N - динамичность.

До некоторой степени эти факторы соответствуют факторам экстраверсии -интраверсии и нейтротизма по Айзенку, а так же могут быть интерпретированы с точки зрения общей направленности личнос­ти: на задачу, на себя, на других. В связи с этим, данную мето­дику можно применять в сочетании с исследованием темпераментных особенностей личности по Айзенку (57 вопросов) и методикой Сме­кала и Кучера, адаптированной Пейсаховым, на выявление общей нап­равленности личности.

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение "концов" оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности.

Мы попытались выявить данную предполагаемую взаимосвязь с учетом пола, семейного положения испытуемых, возраста.

Возрастной состав испытуемых от 13 до 15 лет. Общее количество составило 50 человек, из них 28 девушек, 12 юношей.

Форма проведения эксперимента - групповая.

Обработка полученных данных по анкете проводилась в два этапа. Первичная обработка протоколов ответов была выполнена вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.

Все испытуемые получили чистые бланки вопросников, представленные в Приложении. Характеристика полученных результатов приведена в табл.2 и 3.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: