Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток»




Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот»

Для Достоевского характерен вечный спор с самим собой, поиски ответов на вопросы, над которыми до сих пор бьется человек. Он видел главную опасность в бездуховности, об этом предупреждал в романе «Идиот».

Роман создавался в Швейцарии и в Италии в 1867—1868 гг. тоскующим по родине писателем.

Две редакции:

1-я — князь-бунтарь.

2-я — «тихие» черти.

Почему Достоевский меняет характер главного героя? — Его главная цель — «изобразить вполне прекрасного человека». В герое два начала: Дон Кихот и Иисус Христос.

Черты Дон Кихота:

Смешной, невпопад действующий рыцарь.

Пытается защитить обиженных и пробудить в душах людей свет. Черты Иисуса Христа: Внешность, поведение (не от мира сего).

Черты характера (отсутствие корысти и эгоизма, безответность). Страдание, страдальческое — высший повод для уважения. Лишен плотского начала. Произносит проповеди.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Какое чувство вызывает князь Мышкин? (Он не должен быть смешон, в нем много автобиографического: болен эпилепсией, испытал чувство человека перед казнью, несветскость).

2. Зачем автор придает его облику черты Дон Кихота? (Сколько добра ни сей, добро превращается во зло в этом мире).

3. Зачем в облике черты Иисуса Христа? («Я есмь Пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна). — Князь Мышкин нравственно и духовно совершенен).

4. Как происходит столкновение князя Мышкина с миром? (Князь Мышкин: тихий голос; внешность; подкупающая откровенность; умение видеть хорошее в людях; стремление помочь; сострадание; желание стать «братом». Внешний мир: мир денег и бездуховности. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» — Нагорная проповедь. Евангелие от Матфея).

5. Возможно ли «сотворить и научить» в этом мире? (Мир безумен, бездуховен — невозможность милосердия — князь немыслим вне милосердия — сумасшествие).

6. Так что же князь — жертва этого мира? (Нет, это суть его натуры — человеколюбие).

7. Как понять фразы из романа, сказанные о князе Мышкине: «В первый раз человека увидала» — Настасья Филипповна; «Я с человеком прощусь» — Ипполит?

Вывод. Главные проблемы романа — это:

Борьба добра со злом: в жизни, во внутренней природе человека.

Сила внутренняя и внешняя, путь на крест возможен только при самом сильном развитии личности.

Эгоизм и самопожертвование.

Жизненное призвание человека.

Страдание и протест.

В романе изображены «все глубины души человеческой».

Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток»

1. Доктор психологических наук, профессор В. В. Семёнов в одном из своих выступлений изложил концепцию человека, которую он реконструировал, анализируя произведения Ф. Достоевского. Ознакомьтесь с концепцией. Согласитесь или поспорьте с известным психологом, рассматривая отдельно каждый тезис исследователя. Аргументируйте своё мнение, опираясь на текст романа «Подросток» и рассматривая всех героев романа.

Анализ произведений Ф. Достоевского... позволяет реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своём творчестве. Можно выделить следующие аспекты понимания человека Достоевским:

• человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен;

• человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный). Причём разум — это не только благо, но нередко и зло.... Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный, любящий, добрый, по сути глубоко православный человек;

• человек — вполне общественное, коллективное существо, а «одиночество порождает чудовищ».... положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны...;

• человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды;

• счастье человека «не в комфорте», а в христианской любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему.... Люди, не способные на это, — гибнут, так как не выносят даже самих себя.

2. Отвечая на вопрос: что может дать этот роман современному юноше, Ю. Ф. Карякин, наряду с другими тезисами, озвучил и такой:

Но что ещё? Судьба подростка как раз из «случайного семейства», подростка, вступающего в жизнь, стремящегося быть независимым и попадающего в зависимость на каждом шагу, мечтающего помочь людям, а вместо этого приносящего им (вольно и невольно) беду, мечтающего о подвиге и становящегося соучастником преступления, одержимого тоской по идеалу и падающего в грязь, переполненного предчувствиями чистой красивой любви и встречающегося с любовью безобразной, продажной? Конечно, конечно! И можно быть уверенным: если этот роман будет читать современный подросток, наделённый воображением, он поразится: это же всё и про меня! Пусть у меня другое имя, другие встречи, друзья, поступки, пусть живу я совершенно в другое время, но этот странный Аркадий — брат мой, да это ведь почти я! И если читатель поймёт роман так, это уже будет великим делом, это и станет слиянием труда гения с трудом его, читателя.

• Про вас ли этот роман? Согласитесь или поспорьте с литературоведом.

3. Рассмотрите фотоколлаж. Проведите конкурс на лучшую подпись к нему.

 

Дома

Прочитайте ещё один фрагмент из выступления В. В. Семёнова. Вошло ли творчество Достоевского в вашу душу?

Ещё в старших классах школы творчество Достоевского вошло в мою душу и, как оказалось, навсегда. В 17 лет я написал стихотворение, состоящее из одних названий его произведений, которое отражало тогдашнее моё настроение:

О, Бедные люди!

О, Белые ночи!

А я здесь Подросток

и Идиот.

Гнетут меня Бесы —

моё Наказанье!

Но в чём Преступленье —

не знаю — моё!

• Спросите у родителей, друзей семьи, как они относятся к творчеству Ф. Достоевского, какие произведения писателя читали, какие фильмы, снятые по его произведениям, смотрели? Можете, по желанию, разработать небольшую анкету из 5—6 вопросов, провести анкетирование знакомых вам взрослых, проанализировать анкеты и с результатами анализа выступить в классе.

• Напишите эссе на одну из тем: «Подросток — это я», «Я и Достоевский» или ответьте на вопрос своего современника: «“Подросток” Достоевского — норм?» (Информацию об изданиях книги см. в электронной хрестоматии.)

• Письменно ответьте на вопрос: как вы думаете, почему на страницах учебника, посвящённых роману «Подросток», так много фотографий разных изданий этой книги?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: