Педагогическая культура как характеристика личностных качеств и специфических умений педагога




 

В системе педагогики понятие «педагогическая культура» соотносится с понятиями «педагогическое мастерство» и «профессионализм». В педагогической литературе мастерство определяется как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов, или как синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя.

А.К. Марковой разработаны критерии профессионализма педагога, которые определяют уровень мастерства педагога.

Объективные критерии: определяют, насколько учитель соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания.

Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

Результативные критерии: достигает ли педагог желаемых сегодня обществом результатов в педагогическом труде. Приоритетными результатами труда педагога являются качественные изменения, сдвиги, «приращения» в психическом (умственном и личностном) развитии учащихся. Педагогу нужно знать показатели развития школьников, уметь диагностировать их наличный и потенциальный уровень, зону ближайшего развития и саморазвития учеников и др.

Процессуальные критерии: использует ли педагог при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы и технологии. Большое значение имеет то, как работал педагог, какие использовал профессиональные знания и умения, личные психологические качества (педагогическое мышление, педагогическуюэмпатию), какова психологическая цена результата в виде затраты сил и времени учащегося и учителя и т.п.

Нормативные критерии: усвоил ли педагог нормы, правила избранной профессии и умеет ли воспроизводить ее высокие эталоны на уровне мастерства. Владение нормами профессиональной деятельности и общения, разработанными в науке и апробированными в практике.

Индивидуально-вариативные критерии: проявляются в стремлении человека индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои потребности, проявить в нем свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Педагогическая индивидуальность, как правило, складывается в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны под углом зрения психического развития школьников.

Критерии наличного уровня: достиг ли педагог достаточно высокого уровня профессионализма. Педагог имеет наличный, актуальный уровень и личностные ресурсы профессионального развития.

Прогностические критерии: имеет ли специалист перспективы работы, зону своего ближайшего развития, готов ли он к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

Критерии творческие: стремится ли педагог выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим личным творческим вкладом. Сочетаемость профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельности творческих поисков важно для педагогического профессионализма.

Критерии социальной активности и конкурентоспособности: умеет ли педагог заинтересовать общество результатами своего труда, вступить в конкурентные отношения на рынке образовательных услуг.

Критерии профессиональной приверженности: умеет ли педагог соблюдать честь и достоинство педагогической профессии. Отсутствие замкнутости, корпоративности, противопоставления учительской профессии другим. [Цит. по: 24, с. 40].

Таким образом, профессионализм, с точки зрения педагогического мастерства, это показатель высо­кой компетентности в психолого-педагогической и в собственно предметной области специалиста. Умение репродуцировать на высоком уровне профессиональные навыки и умения, знание как действовать в сложившейся ситуации, какой метод обучения избрать, какой способ общения или воздействия целесооб­разен в данных условиях и в чем состоит его ограниченность.

Педагогическое мастерство учителя проявляется в качественной педагогической деятельности, в особом усовершенствовании методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффектив­ность учебно-воспитательного процесса.

Безусловно, для выработки педагогического мастерства учитель,как уже отмечалось, должен обладать необходимыми природными способностями, среди которых: хороший голос, слух, внешнее обаяние и т.д.

«Отечественные исследователи на основе рассмотренных поло­жений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из них, определенные Н.Д. Левитовым и Ф.Н. Гоноболиным.Так, Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирую­щаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориенти­ровку; организаторские способности, необходимые как для обес­печения работы самого учителя, так и для создания хорошего уче­нического коллектива» [11, с. 97].

Как видно, из приведенных определений педагогических спо­собностей, они в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через оп­ределенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

«Педагогическое мастерство формируется на основе практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу, но при условии целенаправленной работы над собой.

В связи с этим проблема постоянного совершенствования путем самообразования и самовоспитания приобретает актуальность. Содержание самообразования в конкретный период педагогической деятельности педагог может определить на основе самоанализа своей деятельности. На основе самоанализа составляется программа самообразования, где указывается перечень актуальных вопросов и список рекомендуемой литературы по различным аспектам профессиональной подготовки. Это помогает выбрать тему для самообразовательной работы»[24, с. 45].

«Профессиональное мас­терство тесно взаимодействует с творчеством. Истинное педагогическое творче­ство соответствует объективному, а не субъективному критерию новизны, результатов творческой деятельности. Профессионализм педагога находится в тесной связи с творчеством. Однако данные понятия не синонимичны: профессионально грамотные дей­ствия не являются непременно результатом творчества педагога»[4, с. 142].

Таким образом, понятие «творчество» ассоциируется с созданием новых по замыслу культурных и материальных ценностей, с самостоятель­ной созидательной деятельностью в различных областях произво­дительного труда, науки и культуры. И педагогическое творчество есть процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

К сказанному следует добавить, что обязательным условием педагогической культуры выступает еще и педагогический такт.

«Педагогический такт - соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей» [24, с. 25].

Наличие педагогического такта позволяет учителю строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми. Следуя требованиям педагогического такта, учитель сможет выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общения с учащимися.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведе­ния учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосред­ственностью в общении). Педагогиче­ский такт - профессиональное качество учителя, часть его ма­стерства, оно предполагает доверие к ученику.

Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, мастерство и творчество, конечно же, необходимы, но освещают не все стороны педагогической культуры.

Важным условием педагогической культуры является характеристика личностных качеств педагога, их недооценка отрицательно сказывается на результатах его труда.

В структуре индивидуальных личностных качеств педагога выделяют три группы. Качества первой группы:

- душевную чуткость (гуманность, доброта, сопереживание);

- чувство деликатности (доброжелательность и требовательность);

- чувство юмора (поддержание положительного настроя личности);

- проявление интуиции (способность к прогнозированию ситуации).

Ко второй группе личностных качеств педагога относят:

- рефлексию;

- идентификацию;

- эмпатию;

- децентрацию [12, с. 191].

Рефлексия (удвоенное понимание) - способность видеть себя глазами обучаемого. В процессе диагностики этого качества мы убедились в том, что обучаемые видят в педагоге не только положительное (эрудиция, интеллигентность, культура, такт и т. п.), но выделяют и то, что ему непременно в себе надо пересмотреть (диктаторский тон, умеет дать отпор, расплывчатый, «движение» без отдачи и т. д.).

Идентификация - способность педагога мысленно поставить себя на место обучаемого и на основе осознания его проблем объяснять его поведение. Действительно, многие обучаемые не могут учиться лучше потому, что педагоги не умеют концентрировать (сжимать) учебную информацию для каждого из них. Иными словами, мешает перегрузка. Другие запустили материал. Третьи не верят в поддержку преподавателей: о них сложилось мнение как о негативных.

Эмпатия - способность постигать эмоциональное состояние каждого обучаемого. Ведь его физиологическое состояние проявляется непредсказуемо (вялость, отключение памяти, раздражительность, возбудимость). Влияет и социум (семья, среда, коллектив). Сказывается на поведении обучаемого и структура характера (система отношений в целом). Без учета всего этого заинтересованное общение «педагог – обучаемый» невозможно.

Децентрация - способность педагога отказаться от своих эгоцентрических оценок обучаемого и умение ценить его же глазами. При этом педагог, как правило, проявляет тончайшую чувствительность: готов временно «загрязниться» поведением обучаемого, чтобы затем, достигнув доверия, вместе с ним отмываться.

Основой третьей группы личностных качеств педагога является рефлексивный уровень педагогических способностей. В психологии способностями называют индивидуальные психические свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Педагогические способности определяют так же, как индивидуальные, психические свойства личности, но при этом выделяют в них существенные признаки: особую чувствительность к объекту, средствам, условиям педагогической деятельности и способам овладения ею[12, с. 193].

Итак, становится, очевидно, что когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваи­вает передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи, нахо­дится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успе­хов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, про­двигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.

 

Выводы по 2 главе

 

Культура - это сознательная, целеустремленная творческая активность индивидов и сообщества; стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие - либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям и т.д.[21, с. 145].

Педагогическая культура основывается на общей культуре личности. Она выступает как проецирование в сферу профессиональной деятельности и личности учителя культуры в целом, педагогической культуры общества и представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры является педагогическое мастерство. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Развитие педагогического мастерства включает: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки педагога; владение современными концепциями подготовки специалиста, стремление к творчеству, развитое педагогической мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, предвосхищение, владение педагогической технологией.

Личностные особенности и творчество проявляются в многообразных формах и способах творческой самореализации педагога. Самореализация выступает сферой приложения индивидуально-творческих возможностей личности.

Нередко овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя.

Итак, педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А.К. Маркова, - это всегда поиск и нахождение нового: нестандартных способов решения педагогических задач, новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогической способности личности. В педагогических ценностях личность осуществляет свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Профессиональная компетентность, определяемая по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим: пе­дагогика, методика, социальная и дифференциальная психоло­гия.

Исходя из принципов преобразований и нововведений в системе российского образования, сформировалась общая тенденция применения универсальных знаний, умений и навыков, где полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность содержащую в себе всю совокупность педагогических умений, а в современном российском образовании данный факт получил название «профессиональной компетентности».

Поэтому подготовка будущего педагога реализует методологию, теорию и технологию педагогической деятельности, вкладывает основы гуманистически ориентированного мышления педагога.

Следовательно, переход системы профессионально-педагогического образования на реализацию идеи развития личности, на подготовку специалистов не только к конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, что и обеспечивает профессиональную мобильность.

Педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности. Профессионально-педагогическая культура преподавателя - это универсальная характеристика педагогической реальности, та часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Характеристики личности и деятельности рассматривается в качестве основополагающих критериев педагогической культуры. Она реализуется как динамическая система педагогических ценностей, творческих способов педагогической деятельности и личных достижений учителя в создании образцов педагогической практики с позиций человека культуры.

Развитие компонентов индивидуальной педагогической культуры существенно влияет на профессиональное поведение педагога, придает ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль.Самым действенным фактором и стимулом повышения уровня педагогической культуры является включенность учителя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск и педагогиче­ский такт. В связи с этим необходимо выявлять и повышать уровень педагогической культуры педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон «Об образовании» от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред. 01.12.2007), от 06.01.2007 N 1-ФЗ//Режим доступа:https://www1.ege.edu.ru/legal-documents/72-edulaw.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»/Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13.03.09 № 03–541//Вестник образования России. – 2009. – №9–спец. – С. 6 – 20.

3. Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Р-н-Д, 1989. - 229 с.

4. БордовскаяН.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Изд-во «Питер»,2000. - 304 с.

5. Буйлова Л.Н. Педагог дополнительного образования - личность и профессионал. // Внешкольник.-2002.-№6.- С.28-29.

6. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: Психологический подход. Сибирь. Философия. Образование. - //Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2005. -Вып. 8. - С.26 - 44.

7. Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестник Московского ун-та. - 1998. - Сер.10. - № 4. - С.9-13.

8. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М, 2009. -175 с.

9. Зязюн И.А.Основы педагогического мастерства.-М.:Просвещение,1989. – 45с.

10. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб.для студ. высш. учеб заведений. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 400 с.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб.пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

12. Кузнецов И.Н. Настольная книга практикующего педагога. – М.: РОСБУХ,ГроссМедиа, 2008, - 358 с.

13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990. – 171 с.

14. Ландшеер В. Концепция «минимальной компетентности». -М.:Изд-во Перспективы, 1988. - № 1. - С. 27-28.

15. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.

16. Маркова Л.Н. Преподаватель высшей школы: Индивидуальность, стиль, деятельность. - М., 1998. – 172 с.

17. Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. Большой психологический словарь._ М.:Изд-воПрайм - Еврознак, 2002. – 633с.

18. Новиков А.М., Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Издание 3-е, переработанное. - М.: ЭГВЕС, 2009. - 456 с.

19. Большая российская энциклопедия. В 2 томах // Под ред. В. Г. Панова. – М.,1993. - 1617 с.

20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

21. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. Процесс обучения. - 256 с.

22. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Центр, 1999. - 160с.

23. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Профессиональное обучение: В 2-х книгах. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1- 174 с.

24. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - 3-е изд. - М.: Школа - Пресс, 2000 - 512 с.

25. Словарь русского языка: В 4-х т. - М., 1988.

26. Словарь иностранных слов. - М., 1988. - 345с.

27. Федорова С. Н. Профессиональная культура педагога. //Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 65-70.

28. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

29. Формирование ключевых компетентностей учащихся //Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/549225/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: