Первый (подготовительный) этап




1. Ознакомление с условиями жизни ребенка, выявление круга интересов и возможностей, установление контакта и определение программы предстоящей работы. Создание мотивации к занятиям, а затем потребности в коммуникации.

2. Организация щадящего звукового и речевого режима ребенка. Беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и собственной речи.

3. Уточнение состояния восприятия, понимания, а затем – целенаправленная работа по их развитию, расширению и углублению.

4. Развитие направленного внимания, работоспособности, работа над рядом, последовательностью, элементами количества, цветом и другими элементарными представлениями.

5. Пробужение интереса к звукам окружающей среды, затем к речевым звукам; вызывание потребности, желания и возможности подражать им; обучение умению дифференцировать неречевые и речевые звуки.

На первом этапе обучения основной задачей является развитие слухового внимания и слухового восприятия. Для этого подбираются дидактические игры и упражнения, в которых ребенок определяет направление звука, находит предмет по звуку, выполняет задания по воспроизведению ритма или звука.

Последовательность:

1. Неречевые звуки: от более интенсивных звуков к менее интенсивным, а затем к тонким акустическим дифференцировкам. Вначале работа ведется преимущественно на зрительном анализаторе, речевое комментирование заданий исключается.

2. Речевые звуки: от “сильных” речевых звуков (а, р, у...), которые связываются с предметом или явлением, к слогам, которые также должны быть связаны с конкретными предметами и действиями, далее – словам и фразам.

Слова должны быть далекими, не похожими ни по смыслу, ни по структуре, ни по звучанию. Каждое его слово при его восприятии получает двигательные, зрительные или тактильное подкрепление. Широко используются зрительный, зеркальный контроль, чтение с лица. Слова произносятся с неизменной интонацией. Идет наполнение пассивного словаря и, по возможности, развитие собственной речи. Приемы наполнения пассивного словаря:

- показ предмета, картинки;

- выполнение движений по инструкции.

Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Полезны упражнения, направленные на выработку возможно большего числа условных связей, преимущественно двигательных: возьми бумагу, разрежь бумагу, приклей на бумагу кружок, накрой бумажкой карандаши. Эти упражнения помогут усвоить и грамматические стандарты родного языка.

Для предотвращения усталости необходимо строго дозировать акустическую нагрузку, менять виды деятельности, но в тоже время несколько раз возвращаться на занятии к одним и тем же упражнениям.

Таким образом, на начальных этапах работы и при тяжелых случаях эффект достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, или объединяя их в маленькие группы.

Работа с детьми с сенсорной алалией в разных случаях по-разному эффективна. Дозировка занятия различная, в зависимости от состояния ребенка от 3-5 до 20-30 мин. 2-3 раза в день, в условиях специализированного стационара, специальной группы ДДУ. При амбулаторной работе ребенок занимается 2-3 раза в неделю по 20-30 мин. при ежедневной закрепительной домашней работе.

В этот период необходимо работать над развитием звукопроизношения, особо уделяется внимание уточнению (а затем и дифференцировке) уклада отдельных звуков, точности выполнения движений и плавности переключений.

Второй этап предусматривает продолжение работы, начатой на первом этапе, а также решает задачу формирования понимания фразовой речи.

Третий этап ставит свой задачей работу над контекстной речью. Вводится работа по составлению рассказа по картинке, по серии картинок, осуществляется работа с деформированным текстом, требуются самостоятельные ответы на вопросы.

На всех этапах работы (разумеется, по-разному) активно используются зрительные и двигательные опоры и ведется словарная работа.

Динамика развития речи у детей с алалией замедленная, поэтому важным является создание благоприятной речевой среды, которая способствует активному речевому общению. Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз достаточно неопределенный, зависит от ряда факторов. Имеет значение тяжесть и характер сенсорного нарушения, степень снижения слуха и выраженность нарушения высшего анализа и синтеза слухового анализатора, способность к подражанию звукам речи, а также особенности интеллекта, личностный и характерологический аспект, условия коррекции, развития и воспитания.

Раннее выявление таких детей, создание для них благоприятных условий, проведение систематических логопедических занятий будет способствовать формированию у них полноценной самостоятельной речи и дельнейшему обучению их в специальной общеобразовательной школе для детей с ТНР.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: