Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
(11 класс, обществознание)
Тип урока: комбинированный урок с компьютерной поддержкой
Уровень класса: базовый
Цели урока.
Образовательные:
- Дать характеристику понятия «политическая элита»
- Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функции
- Охарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерства
Развивающие:
- Продолжить отработку заданий 25 (определение понятия) и 28 (составление сложного плана) согласно кодификатору заданий ЕГЭ по обществознанию 2017 г.
- Продолжить отрабатывание умений анализа и синтеза учебного материала
- Продолжить проверку сформированности исследовательских умений самостоятельно отбирать материал по заданной теме и решать поставленную учебную задачу
Воспитательные:
- Выявить оценочные суждения учащихся о личностных качествах политического лидера
- Дать оценку действий известных политических лидеров с точки зрения морали и права
Средства урока:
1) кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2017 г.
2) Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень». М., Просвещение, 2015. (параграф 16).
3) Презентация «Владимир Владимирович Путин»
Требования к уровню подготовки учащихся: знать понятия политики и власти, уметь характеризовать особенности политического поведения.
План урока:
- Понятие «Политическая элита»
- Функции и виды политических элит
- Политическое лидерство
- Политические лидеры современности
Преемственные связи:
Межпредметные: с историей – характеристика известных политических лидеров (например, Наполеона Бонапарта, Адольфа, Гитлера); с литературой – общественная позиция Н.В. Гоголя.
Внутрикурсовые: с темами «Политика» и «Политическое сознание» - основные черты политического поведения и восприятия политики.
Ведущие приемы работы: фронтальный опрос, дискуссия, объяснение, постановка проблемных заданий, сообщения учащихся.
Планируемые результаты:
Знания: политическая элита, политическое лидерство, функции политической элиты, типы лидерства.
Умения: составление сложного плана по типу задания 28, анализ и оценка действий политических лидеров.
Особенности урока. Данный урок является ключевым в рассмотрении темы «Политическая элита», заявленной в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию. 2017 г. Кроме того, он предполагает активную самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся по подбору материала к заявленной теме.
Ход урока.
I. Организационный этап: приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос:
1) дать определение понятия «политика».
2) привести возможные характеристики политического поведения
3) выявить отличия политического поведения от политической активности
4) привести примеры возможных форм политического поведения
III. Изучение нового материала
- Понятие «Политическая элита»
Изучение данного пункта плана целесообразно начать с обсуждения высказывания Н.В. Гоголя: «Какое правительство более лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой». Учащиеся должны прийти к выводу о значимости политики в формировании личностных качеств человека.
В начале изучения новой темы необходимо определить ее место в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию, обозначив задания части А, направленные на проверку знаний характерных особенностей политических элит и лидерства.
Выступление учащегося: один из сильных учеников рассказывает об основных чертах политической элиты.
Задание на опережение: во время изучения первого пункта плана один из учащихся составляет сложный план по теме «Политическая элита» согласно критериям задания 28.
После оценки сообщения о чертах политической элиты учащиеся совместно с учителем работают с текстом учебника с целью выделения роли правящей элиты в обществе.
Учитель организует дискуссию по следующим вопросам: в чем заключался состав политической элиты до революции 1917 г.? после нее? В современной России? В чем причины произошедших изменений? Почему состав и роль элиты изменчивы?
- Функции и виды политических элит
Учитель объясняет особенности состава современных политических элит.
Учащиеся комментируют выступление ученика, подготовившего сложный план по рассматриваемой теме.
Возможный вариант сложного плана:
1) Понятие «Политическая элита»
2) Виды элит, влияющих на принятие политических решений:
- политическая
- экономическая
- военная
3) Закрытая и открытая форма отбора в политическую элиту
4) Причины активной роли политической элиты в политической жизни
5) Вывод
- Политическое лидерство
Учащиеся комментируют выступление учащегося о понятии политического лидерства, видах лидерства и качествах политического лидера.
В качестве закрепления учитель организует совместную работу с учебником, выявляя личностные качества политического лидера.
- Политические лидеры современности
Учитель объясняет учащимся задание на следующий урок: составить характеристику политического лидера современности по плану предложенному плану.
1) Краткая биография литера:
- дата, место рождения
- семья
- учеба в школе, образование
2) Начало трудовой деятельности
3) Личные качества
4) Начало политической деятельности
5) Оценка действий
В качестве образца один из учеников предлагает свою презентацию о В.В.Путине, составленную по предложенному плану
Домашнее задание: параграф 25, задания на стр. 271, эссе.