(Источники: https://www.mukhin.ru/besthome/schooldesign/19.html;
https://www.s-b-s.su/success/articles/image/psikhologiya-cveta/vozdejjstvie-cveta;
https://studopedia.ru/14_86992_nepravilnaya-organizatsiya-trudovogo-protsessa.html;
https://www.starhit.ru/style/zabotimsya-o-zdorove-vklyuchite-tsvet/)
Существуют общие закономерности воздействия цвета на человека. Цвет создает приподнятое или гнетущее настроение, способен вызвать чувство бодрости или усталости, легкости или тяжести. По мнению ученых, влияние цвета на человека настолько велико, что может воздействовать на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже остроту слуха. Судя по результатам современных экспериментов, люди способны воспринимать цвет даже кожей. Если завязать человеку глаза и ввести его в красную комнату, пульс у него участится, в желтой – нормализуется, а в синей – замедлится. Современные ученые считают, что механизм многих болезней обусловлен нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом определенного цвета, необходимого для психической гармонии и нормальной работы органов. Нарушенное равновесие организма можно восстановить, если добавить недостающий цвет (например, нося одежду или питаясь из посуды нужного цвета).
Еще в далекой древности люди знали, что цвет оказывает мощное действие на человека. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение.
Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков и отличается друг от друга. Например, черный и белый цвета. В западной культуре черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный (цвет траура). Белый же цвет ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. А в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.
|
Цветотерапия – это древнейшая наука. В древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом: в сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.
Авиценна (ок. 980-1037) прописывал своим пациентам воздействие определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна занавешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определенного цвета. В Европе научное исследование лечебного эффекта цветового воздействия началось в середине XIX века.
Среда обитания, которую мы для себя создаем, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, поэтому необходимо, чтобы окружающие нас цвета делали наше пребывание дома комфортным.
Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже изменяется. Большинство людей не могут с полной уверенностью ответить на вопрос о любимом цвете. Наши цветовые предпочтения могут многое рассказать о нашем характере и даже событиях нашей жизни. Тяга к определенным оттенкам объясняется подсознательным стремлением к гармонии.
|
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл швейцарский психолог Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода.
Семантика цвета (ниже приведена европейская трактовка)
Желтый – настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Великолепный цвет для профилактики депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью, зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде. Желтый – традиционно считается цветом людей, легких на подъем. Он пробуждает жажду знаний. Стимулирует стремление познавать, изучать, узнавать что-то новое. Побуждает куда-то идти, ехать, отправляться в путешествия. В цветоаналитической психологии предпочтение желтого означает стремление к независимости и к расширению горизонта восприятия. Тибетские ламы благоволили к желтому цвету, считая его цветом радости и покоя. Если у ребенка в дневнике «тройки», выкрасите стены в комнате, где он делает уроки, в желтый цвет. Желтый обладает свойством улучшать память, способствует ясности мысли и помогает сконцентрироваться. Кстати, тетрадки, ручки, карандаши и обложки для учебников тоже могут быть желтого цвета. Кроме того, этот солнечный цвет избавляет от тревоги и навязчивых мыслей. Поэтому болезненно застенчивым будет не лишним пополнить свой гардероб кое-какими желтыми вещами.
|
Оранжевый характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность и утомляет не так сильно, как красный. Оранжевый цвет стимулирует общительность и добродушие, дарит радость восприятия жизни. Однако тем людям, чья нервная система слишком подвижна, стоит уравновешивать этот цвет любым оттенком сине-голубого цвета. Вся оранжевая гамма – отличное лекарство против депрессии. Психологи рекомендуют использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью. Однако, если вы наслаждаетесь своей сегодняшней жизнью, не используйте активно оранжевый цвет. Переизбыток оранжевого цвета может привести к самодовольству и лени.
Красный – пробуждает жизненную физическую силу человека; это цвет страсти и воли. Красный побуждает к действию. Человек, который любит этот цвет, смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный. Чаще всего альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, склонность к уединению, стремление к стабильности в отношениях. Психотерапевты не рекомендуют использовать красный цвет на протяжении долгого времени. Один швейцарский предприниматель, начитавшись гигиенических брошюр, приказал выкрасить стены своего кафе в красный цвет. Хозяин надеялся, что посетители станут есть больше и быстрее, в результате чего увеличится оборот. Но... увеличилось лишь количество скандалов (а порой и драк), которые устраивали возбужденные гости.
Зеленый – относится к холодной гамме, но является самым мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит жизненные процессы организма. Поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, бессоннице. Зеленый цвет снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление. Однако, по мнению некоторых исследователей, зеленый напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за повышение аппетита. Люди, предпочитающие зеленый цвет, настойчивы, последовательны, иногда упрямы в достижении цели. Они очень разборчивы в знакомствах. Когда лондонский «мост самоубийц» Блэкфар перекрасили из черного в зеленый, желающих прыгнуть с него в Темзу стало на треть меньше.
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Понижает давление, температуру. Обладает успокаивающим эффектом. Синий цвет вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение. Если нравится синий цвет, это говорит о стремлении к сотрудничеству и взаимопониманию, ровном, спокойном настроении. Эти люди – хорошие и исполнительные подчиненные.
Белый – цвет открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. На психологическом уровне, потребность в белом – это потребность защититься. Неслучайно платье невесты белого цвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в эмоциональной защите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто профессия такая, что постоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но нельзя принимать ее слишком близко к сердцу. В этом плане белый «защищает». Белый цвет – это синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом, «цветом мечты».
Черный – цвет самопогружения: он помогает сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Наиболее благоприятен черный цвет в сочетании с белым. Эта гамма исключительно уравновешивает человека, помогает ему постоянно держать контроль над своим поведением, правильно оценивать сложившуюся ситуацию.
Розовый обычно ассоциируется с цветом радости. Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. В одной из педиатрических клиник Франции исследовательская группа использовала данные цветоаналитической психологии и рекомендовала ввести розовое белье для маленьких пациентов. После этого резко возросло количество выздоравливающих детей. Розовый обычно говорит о потребности любить и быть добрее. Те, кому он нравится, люди впечатлительные и эмоциональные, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Людям прагматичным и рациональным такой цвет не очень нравится.
Голубой цвет обладает успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Его часто используют для оформления офисных помещений, т.к. он гасит эмоции. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии. Нежно-голубой, цвет небесной сферы, способствует вдохновению, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве. Вместе с тем, злоупотребление голубым цветом может вести к некоторой усталости и даже к угнетенности.
Коричневый ассоциируется у большинства людей с укоренением повседневности. Коричневый цвет и все его оттенки предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги, кто ценит традиции, семью. «Бегство» в коричневый цвет может говорить о некоторой зависимости от общества и нужду в его поддержке. Как показывает практика цветотерапии, коричневые цвета периодически необходимы и лицам, желающим просто «расслабиться». Пожить в простом крестьянском доме, побродить по лесу, порыбачить, поохотиться, т.е. отдохнуть от достаточно навязчивых условностей цивилизации.
Серый цвет – любимый цвет рассудительных, осторожных, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Этот нейтральный цвет выбирают люди с повышенным эмоциональным самоконтролем, те, кто предпочел бы оставаться в тени и не вступить в большое количество контактов.
Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь – фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Однако его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного чувства усталости.
Зарубежные ученые установили взаимосвязь цветового воздействия с группой крови.
Например, для тех, кто имеет первую группу крови, наиболее предпочтительными являются красный, оранжевый и пурпурный тона. Людям со второй группой крови для нормализации жизненных процессов рекомендуются голубой и зеленый тона. Они особенно хорошо воздействуют на тело и умственные способности. У людей с третьей группой крови более широкий выбор. Так, используемые ими красный и оранжевый тона будут стимулировать процессы жизнедеятельности и усиливать умственную активность. Голубой и зеленый тона успокоят нервы, а фиолетовый тон создаст настроение для раздумий и воспоминаний. Людям с четвертой группой крови, сходной по своим энергетическим характеристикам со второй, следует как можно чаще соприкасаться с голубым и зеленым.
Белорусскими учеными было установлено, что окраску стен младших классов следует производить оранжево-желтыми тонами, а старших классов – более холодными, синеватыми.
Отношение к цвету в каждой стране свое. В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый — с процветанием, зеленый — с надеждой, голубой — с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный — символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии — темно-зеленый и коричневый, в Пакистане — изумрудно-зеленый, а в Голландии — оранжевый и голубой. В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность. Выбирая одежду для путешествий, важно помнить, что в некоторых странах определенные цвета имеют свое значение. Например, на Востоке, в отличие от Европы и Америки, черный цвет символизирует не траур, а благополучие и счастье. В Японии и Китае белый является цветом скорби. В Южной Африке красный символизирует траур, а в Японии - ярость и гнев. Желтый цвет в Китае и Индии говорит об удаче и богатстве, а в Бирме является символом горестных событий. В Иране и Саудовской Аравии и вовсе стоит воздержаться от любых ярких цветов в одежде, отдав предпочтение приглушенным тонам.
Кейс-задание №10. Прочитайте материал о преподавательской деятельности Д.И. Менделеева. Что из взглядов Д.И. Менделеева устарело, а что актуально и в наше время?
Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) более 40 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Он преподавал в Петербургском университете, Петербургском технологическом институте, Корпусе инженеров путей сообщения, Военно-инженерном училище, Кадетском корпусе, Военно-инженерной академии и на Высших Бестужевских женских курсах.
По мнению ученого, основу общего образования должны составлять три основных предмета - русский язык, математика и естествознание, так как "их сочетание развивает прекрасно, потому что в языке слышна одна сторона мудрости народной, а в математике - мудрости научной..." (4). Д.И. Менделеев в рапорте на имя директора Ришельевского лицея писал: " Предметы, входящие в состав общего образования, должны обогащать запас знаний в ученике и способствовать к развитию душевных сил. К числу предметов, могущих при обучении принести большое число плодов, принадлежат языкознание и естествознание " (5).
Ученый считал, что главная задача среднего образования состоит в личностном развитии учеников, в росте их сознательного отношения к окружающему, наблюдательности, внимания. В то же время он крайне отрицательно относился к перегрузке учащихся, поясняя, что «...надо же подумать и о выполнимости программы для сил растущих юношей, и о необходимости им иметь часы полной свободы, когда учащийся может заняться тем, что ему самому любо, так как иначе получатся люди без собственной инициативы, какими они получаются из тех монастырских и иных школ, где расписаны все дневные занятия на всякие четверть часа... Регламентация каждого шага убивает развитие... самостоятельности или, при известных характерах и условиях, приводит к уродству» (6).
В своей статье « Экзамены », опубликованной в газете «Россия» в 1899 г., Д.И. Менделеев писал: «...устные, массовые экзамены (т.е. переходные и выпускные) при обучении следует уничтожить, а на вступительные (состязательные) следует смотреть только, как на неизбежную необходимость, определяемую отношением спроса (т.е. желающих поступить) к предложению (т.е. к числу принимаемых)" (7). Устные экзамены «не могут дать, при краткости устного испытания, возможности верного суждения о знаниях ученика никакому экзаменатору, если он не знает хода занятий своих учеников за длинный срок учения или если он не получил через задачи или письменные ответы твердого убеждения в том, что ученик действительно знает то, в чем его экзаменуют...». «...Экзамены, особенно устные, всегда более или менее — лотерея... пора с этим покончить» (8).
Полемизируя со сторонниками экзаменов, которые мотивировали необходимостью проверки учителей, Д. И. Менделеев высказал ряд ценных педагогических соображений. «Проверять учителей, испытывая учеников, можно было бы, если бы проверку вели помимо учителей, и если бы за худые результаты экзаменов можно было винить только учителей, т. е. им ставить свои отметки». «...Проверка учителей, конечно, необходима, но ее прежде всего следует делать при выборе учителей и помимо того напряженного положения, в каком находятся ученики и учителя во время экзаменов» Д.И. Менделеев рекомендовал проверять учителя не на экзаменах, а во время преподавания. Д.И. Менделеев считал, что отменой экзаменов можно добиться сокращения срока обучения и главное обеспечить спокойствие отдыха учеников и учителей.
Очень важными и сейчас остаются мысли, высказанные ученым в 1871 г., о непрерывности и преемственности ступеней образования: "Учебные заведения для первоначального, среднего и высшего образования могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности. Под этим я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения" (9). За сто с лишним лет до этого другой великий отечественный мыслитель М.В. Ломоносов обоснованно полагал: "Университет без гимназии, что пашня без семян".
Д.И. Менделеев исключительную роль в улучшения образования отводил подготовке и личным качествам преподавателей. Придавая большое значение труду учителя, он вместе с тем предъявлял к нему самые высокие требования: "...Истинное дело учителя делается исключительно нервами; надо - так сказать - заразить учеников трудолюбием, сознательным и разумным отношением к частностям жизни... Одними сухими рассуждениями - даже при полной добросовестности - ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, необходима работа нервов..." (10). Предъявляя высокие требования к преподавателям, профессор и сам отвечал им. Многогранность характера великого ученого отражалась и на его методике преподавания.
Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный химик и основатель музея Д. И. Менделеева, академик В.Е. Тищенко вспоминал о лекциях великого ученого: "Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что хотел сказать… Первые фразы почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Иногда им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово, высоким плачущим голосом тянул "э-э-э-как сказать". Потом это "э-э-э..." вдруг сменялось скороговоркой, затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют самый ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод. (12). Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили к тому, что лекции Дмитрия Ивановича посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев отдавался лекции без остатка, и студенты отвечали ему взаимностью. Вот что по этому поводу вспоминает выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Длинные седые волосы, ниспадавшие с головы до самых плеч, и седая борода окаймляли его серьезное и задумчивое лицо с сосредоточенными проникновенными глазами. Я до сих пор не могу забыть того, что тогда произошло. Казалось, здание готово было обрушиться от грома приветствий, возгласов, рукоплесканий; это была гроза, это был ураган. Все кричали, все старались возможно сильней и полней выразить свой восторг, свое восхищение, свой энтузиазм" (13).
Сотрудники, много лет работавшие с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий Иванович очень тщательно готовился к лекциям и требовал такой же тщательности от лаборантов. Слушателям казалось, что на его лекциях все происходит словно по волшебству. Когда с кафедры он сообщал, что соединения того-то с тем-то производит кипение или взрыв, то кипение или взрыв должны были следовать сразу же за его словами. "Водород горит в кислороде", - произносил педагог, оборачивался и видел: водород горит в кислороде. "Но и кислород может гореть в водороде", - говорил профессор, снова оборачивался и видел: кислород горит в водороде. Надо полагать, что такая слаженность и четкость давались лаборантам и служителям дорогой ценой.
Лекции Д.И. Менделеева не были лекциями просто по общей химии. Они изобиловали частыми отступлениями в другие области - в физику, астрономию, биологию, геологию. Он приводил примеры из истории химии, ссылаясь на опыт применения химии в промышленности. Несмотря на эти отступления, на некую "корявость", на отсутствие формального блеска, студенты прекрасно понимали, в чем притягательность менделеевских лекций. Дмитрий Иванович не пичкал их одними сведениями, но прививал им умение наблюдать и думать, умение, которого не может дать ни один учебник, ни одна книга. Сам Менделеев о своих лекциях говорил: "Ко мне в аудиторию ломились не ради красных слов, а ради мыслей".
Заветной мыслью Дмитрия Ивановича было то, чтобы одной из главных забот Российского государства, если оно видит "... свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших специальных учебных заведений..., т.е. к образованию наставников высших надо приложить много усилий и средств страны, если она хочет расцвета своей жизни впереди" (14). Для претворения этой идеи в жизнь Д.И. Менделеев составил проект о Главном училище наставников и подал его в 1905 г. министру народного просвещения графу И.И. Толстому. Детально разработанный проект, в котором указывались не только необходимые факультеты (историко-филологический, физико-математический, технический), не только необходимая сумма для содержания училища (Дмитрий Иванович доказательно выяснил, что «такое училище обойдется стране не дороже, чем проведение 400-500 верст железнодорожного полотна»), но даже географическое место для строительства училища, устройство вентиляции, отопления и в какой цвет должны быть выкрашены стены, так и не был претворен в жизнь. Это в значительной степени объясняется личной неприязнью министра "народного" просвещения И.И. Толстого к именитому ученому.
Дмитрий Иванович считал, что в вузы надо широко привлекать детей из непривилегированных сословий, поскольку "способные юноши очень часто встречаются именно в тех классах общества, которые обладают наименьшим достатком, так как они стоят зачастую ближе к природе и всей действительности, показывающей всю нужду в высшем образовании, чем то бывает у детей состоятельных родителей …" (15). С этой целью необходимо, чтобы в вузах была государственная система обеспечения учащихся стипендиями. «…величина стипендии должна быть соразмерной не только с расходами, но и с успехами стипендиатов, иначе стипендия станет "делом благотворительным", что совершенно противоречит целям высших учебных заведений».
Дмитрий Иванович отрицательно относился к "энциклопедичности", "универсальности" подготовки, которые были положены в основу высшего образования. Он приходит к выводу, что всему научить нельзя - даже в отдельной отрасли знаний. Необходимо разделить, по мнению ученого, предметы преподавания в высших учебных заведениях на основные и дополнительные. Основных предметов должно быть очень немного, и они должны действительно отвечать философско-жизненному направлению образования. Дополнительными предметами, по его оценкам, должны быть предметы чисто описательные, то есть такие, с которыми можно легко познакомиться путем чтения книг и узнать в действительной жизни. Считал, что вузы должны давать своим студентам не только теоретические знания, но и умения прилагать эти знания к решению практических задач. В организации строя учебного процесса вузов он не был сторонником свободного посещения лекций и других занятий, а требовал, чтобы учащиеся посещали все учебные занятия.
Дмитрий Иванович указывал на необходимость широкого развития подготовки к профессорской деятельности молодых научных работников. Он считал существовавшую тогда систему подготовки путем посылки за границу не только не нужной, но и вредной для русской науки. Первое вступление будущих русских ученых в науку должно совершиться именно в своей стране. "Хотя наука и всемирна, - рассуждал он, - хотя она и чужда по существу особенностей по странам, тем не менее в действительности научные направления различаются или, если угодно, научные школы, не только по руководителям, стоящим во главе, но и по странам, как это видно даже в столь конкретных науках, как химия, в которой очень часто, не зная отечества исследователя, можно его угадывать по существу или направлению научного исследования" (16).
Будучи глубоким демократом, Дмитрий Иванович ценил людей не за их чины и звания, а за отношение к своему предмету. По этому поводу интересным является случай, о котором вспоминал выдающийся советский физико-химик, академик В.А. Кистяковский: "... Как-то на экзамене один из студентов заявил свою фамилию - князь В... "На букву "К" я экзаменую завтра" - сказал Дмитрий Иванович, и князь В. попал в глупое положение. Остальные князья, графы, бароны на экзаменах называли себя просто по фамилии" (17).
Экзаменовал же Д.И. Менделеев нервно: быстро посмотрит, что написано на доске, задаст несколько вопросов из разных разделов курса и решительно выведет отметку. Ответы он любил четкие, ясные, быстрые, в которых сразу выделяется главное и опускаются незначительные подробности.
Однажды в университете защищал докторскую диссертацию "перспективный" химик. Диссертация была слабая, и накануне защиты выдающийся химик А.М. Бутлеров предупредил диссертанта: "Пропустить пропустим, но пощиплем". На следующий день Бутлеров щипал докторанта деликатно, стараясь не очень задевать самолюбие. Когда дело дошло до Дмитрия Ивановича, он поднялся и произнес страстную, яркую речь. "Один берет тему какую попало, лишь бы диссертация вышла. Другой задается определенной идеей, начинает с маленькой работы, которая постепенно развивается и в конце концов сама выливается в ученую диссертацию. Или, буду говорить образно, один идет по темному лабиринту ощупью, может быть, на что-нибудь полезное наткнется, а, может быть, лоб разобьет. Другой возьмет хоть маленький фонарик и светит себе в темноте. И по мере того как он идет, его фонарь разгорается, превращается в электрическое солнце, которое ему все кругом освещает, все разъясняет. Так я вас и спрашиваю: где ваш фонарь? Я его не вижу." (18)
Провожая в последний путь Дмитрия Ивановича, замечательные слова произнес его ученик, впоследствии академик Д.П. Коновалов: "... Поднявшись до высоты мирового гения, ты дал нам такие "основы химии", которые всех покорили размахом научного творчества, волшебной красоты научного горизонта. В тумане невидимых атомов ты ярко осветил стройную систему элементов. Все выдающееся, все необычайное в природе неудержимо влекло к себе твой ум. Будь ли это солнечное затмение, полярные ли льды, тайна ли происхождения нефти или, наконец, сам мировой эфир. Стремясь проникнуть в тайны природы, ты не боялся и долгого кропотливого труда. С одинаковым упорством мысли следил ты и за расширением газов и жидкостей, и за медленным качанием весов, и за перемещением центра великого русского государства. Несколько поколений черпало и будет черпать научное вдохновение в твоих творениях. Скольким же ты внушил жажду научной истины, скольких ты заразил своей научной пытливостью! Великий учитель!" (19)
Библиографический список:
1. Д.И. Менделеев. Соч. Т. 13. Л.-М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 56.
2. Д.И. Менделеев. Заветные мысли. Полное издание (впервые после 1905 г.). М., 1995. С. 226.
3. Там же. С. 233.
4. Д.И. Менделеев. Соч. Т. 13. Л.-М.: Изд. АН СССР, 1952. С. 182.
5. Там же. С. 380.
6. Там же. С. 108.
7. Там же. С. 65.
8. Там же. С. 66.
9. Там же. С. 55.
10. Там же. С. 70.
11. Там же. С. 178.
12. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1973. С. 33.
13. Там же. С. 55.
14. Менделеев Д.И. Заветные мысли. Полное издание (впервые после 1905 г.). М., 1995. С. 277.
15. Д.И. Менделеев. Соч. Т. 13. Л.-М.: АН СССР, 1952. С. 56.
16. Там же. С. 198.
17. Д.И. Менделеев в воспоминаниях современников. М.: Атомиздат, 1973, С. 66.
18. Д.И. Менделеев. Соч. Т. 13. Л.-М.: АН СССР, 1952. С. 36.
19. Д.И. Менделеев. Жизнь и труды / Сб. статей. Ред. кол.: С.И. Вольфкович и др. М., 1957. С. 182-183.
Общий объем отчета по кейс-заданию составляет 7 – 9 с формата А4, включая титульный лист, размер шрифта 14 Пт, интервал -1,5, шрифт Times New Roman.
Критериями оценки выполнения кейс-задания являются:
· умение провести разбор ситуации;
· уровень аргументации, способность отстаивать свою точку зрения;
· способность принимать управленческие решения;
· качество оформления отчета.
Максимальный балл, получаемый за выполнение всех практических заданий по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает реферат по сто балльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/не зачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.