МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БОЛЬШАЯ ПОЛИТИКА




Одним из факторов, препятствующих формированию цивилизо­ванного рынка в России, созданию подлинного класса собственников, является отсутствие эффективной общегосударственной политики развития малого предприниматель­ства. Создан соответствующий Го­сударственный комитет Российской Федерации по поддержке и раз­витию малого предпринимательства, приняты законы, подпи­саны указы, постановления правительства, проводятся съезды, конферен­ции, "круглые столы", готовятся новые... И что дальше?!

На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характе­ризуется такими бурными темпами роста, какие наблюда­лись в начале 90-х го­дов. Если в 1992 г. количество малых предпри­ятий (МП) увеличилось в 2,1 раза, то в 1993 г. темпы роста снизи­лись до 1,5 раза, а в 1994 г. рост составил всего 4%. На конец 1995 г. насчитывалось около 900 тыс. МП, на которых было занято около 9 млн. человек, или 15% (против 14% в 1994 г.) общей численности занятых на предприятиях и в организациях.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого пред­принима­тельства в 1995 г., по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потре­бителей продукции, нестабиль­ность правовых норм и налоговой поли­тики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов. В частности, запасы сырья и материа­лов на конец 1995 г. сократились примерно у 40°о хозяйств. Сложившийся уро­вень зака­зов, обеспеченности сырьем и материалами, энергетическими и фи­нансовыми ресурсами большинство предпринимателей по итогам оп­росов оце­нивали "ниже нормального".

К концу 1995 г. обозначилось резкое падение темпов роста, а затем и сни­жение числа МП, действующих в сфере торговли и по­среднических услуг. По данным проведенных обследований, к концу 1995 г. наметилось замедление тем­пов роста объемов продаж этой категории малых предприятий, сужение ассорти­мента товаров, умень­шение объема поступлений товарных ресурсов. Более 70% мелких торговых фирм не склонны увеличивать численность работающих. В ка­честве основных факторов, препятствующих нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число опрошенных пред­принимателей отмечают высокие налоги, а также недостаток собствен­ных средств (более 60% опрошен­ных) и высокие транспортные рас­ходы (более 35%).

В сложившейся ситуации в связи с накоплением капиталов в торговле, об­щей коммерческой деятельности эти сферы малого пред­принимательства нуж­даются в государственной поддержке.

А. Блинов Система налогообложения

Отечественная налоговая система еще находится в стадии фор­мирования. Гражданский кодекс РФ не определяет и не может опре­делять содержание и формы регулирования малого предприниматель­ства, осуществляемого государ­ством через налоговое законодатель­ство. Между тем следует отметить, что сис­тема налогов, пошлин и все то, что принято называть публично-правовым регу­лированием экономики, может существенно расширить или, наоборот, свести до минимума сферу применения установленных Гражданским кодексом РФ принци­пов свободного предпринимательства.

Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества. Фактиче­ски текущее налоговое законодательство ничем не ограничено сегод­ня в выборе между политикой по­давления либо стимулирования ма­лого предпринимательства. Произвольное использование налогов для таких целей представляется, однако, противоречащим конституцион­ным положениям о развитии конкуренции и свободе экономиче­ской деятельности. В равной мере подобными задачами не должна обосно­вы­ваться аналогичная направленность запретов и ограничений, вво­димых законо­дательством о лицензировании, таможенным законода­тельством, законодатель­ством о земле и других природных ресурсах.

Исходя из интересов развития малого предпринимательства в процессе пе­ресмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, по­шлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняш­ний законодатель­ный произвол.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-пер­вых, не допускается дифференциация налогов с це­лью ограничения или стиму­лирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установле­ние чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогопла­тельщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправ­данный обо­рот товаров, услуг и капиталов.

Вопросы льготного налогообложения субъектов малого предпри­ниматель­ства нашли отражение в принятом Законе РФ "О государ­ственной поддержке малого предпринимательства в РФ" и в Законе "06 упрощенной системе налого­обложения и учета для субъектов малого предпринимательства".

Согласно этим актам, упрощенная система налогообложения и учета вво­дится параллельно с действующими условиями налогообло­жения и регулирова­ния деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Выбор используемой системы налогообложения осуще­ствляется на добровольной основе самими субъектами малого пред­принимательства.

Данный порядок предлагается ввести для субъектов малого пред­приниматель­ства, являющихся юридическими лицами, с численнос-

_____________________________ Малое предпринимательство и большая поли­тика

тью занятых в производственной деятельности до 15 человек, в сфе­рах рознич­ной торговли, бытового обслуживания населения, услуг -до 10 человек. Не до­пускается переход на эту систему предприятий, занятых производством подак­цизной продукции.

Вводимая упрощенная система налогообложения и учета пред­полагает, что вся совокупность установленных законодательством для юридического лица - субъекта малого бизнеса - федеральных, регио­нальных и местных налогов, кон­троль за взиманием которых возло­жен на налоговые органы, а также платежей во внебюджетные фон­ды заменяется единым налогом на доход. Предусматривается сохра­нение для этой категории плательщиков платежей, контроль за взи­манием которых возложен на таможенные органы, обязательных от­числений в социаль­ные внебюджетные фонды, уплаты государствен­ных пошлин и лицензионных сборов за занятие определенными вида­ми деятельности.

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и на­логообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налого­вой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход пред­приятия, ис­числяемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в про­изводстве сырья, материалов, топ­лива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производ­ственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стои­мость, уплачен­ных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы мест­ного само­управления, пытаются устанавливать произвольные нало­ги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет про­исходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали го­сударственную поддержку, к малым предприятиям и регионам, кото­рые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и "раскачива­ю­щихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенчес­кие настроения и не стимулирует легальное расширение производ­ства. Этот механизм не освобо­ждает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все но­вых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновре­менно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновре­менному сочетанию двух жизненных филосо­фий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остают­ся как бы врагами.) Поэтому вопрос об отно­шении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение

 

А. Блинов

А дополнительные частные и государственные инвестиции в ма­лый биз­нес? Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем ин­вестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но отрицатель­ные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов - неизбежны.

Целесообразно законодательно установить для малых предпри­ятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприят­ную среду для функцио­нирования предпринимателей, снизит степень социально-политической неста­бильности в обществе.

Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления малых форм предприниматель­ства будет чрезмерно длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они бу­дут, но есть государственная собствен­ность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет дол­жен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­прият­ным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и све­дение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и регио­нальные фонды мо­гут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через обли­гационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следова­тельно, и привлекательными для частных, особенно иностран­ных, инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доход­ность (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообраз­но создать банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, ко­торая должна стать источником ин­формации об имеющихся возмож­ностях и условиях инвестирования в создание новых предприни­мательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых произ­водственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ре­сурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого предпри­нимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом приватиза­ции. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватиза­ции нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки

_____________________________ Малое предпринимательство и боль­шая политика

малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фон­ды, которые могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и муници­пальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в сис­тему (объедине­ние) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благо­приятных условий для привлечения иностранного капитала к учас­тию в процессе привати­зации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому предприни­мательству, включая предостав­ление права на владение контрольным пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных тер­риториях межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-цен­тров). Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как при формирова­нии финансово-промышленных групп. Необходимо обеспе­чить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В част­ности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

_____________________________ Малое предпринимательство и большая поли­тика Бизнес - власть: механизм взаимодействия

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами уста­новились партнерские отношения, необходима четкая схема их со­трудничества. На наш взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании лоббист­ской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в но­вую эконо­мическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "циви­лизованному" лобби­рованию через благоприятное для него измене­ние нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять свои функции в новых услови­ях, тем характернее для него стремление лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для его предпри­ятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является раз­мер руководимого предприятия. Наиболее активно дей­ствуют крупные предпри­ятия. Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а ты­сячи мелких предприятий либо со­всем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в основ­ном на местном и региональном уровнях. Правда, необ­ходимо отме­тить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством поли­тических действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле, финан­сах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены уси­лия большинства деловых людей "новой волны", что вполне законо­мерно, учитывая особо высокую оборачивае­мость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либера­лизации экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные интересы, совпадающие с интереса­ми крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уров­ней сегодня хорошо описываются известной в биологии моделью "хищ­ник - жертва". Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность прав и обязанностей предпринима­телей и государства, то теперь около 80% предпринимателей не получа­ют никакой помощи ни от центральных, ни от ме­стных органов влас­ти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с тем, что сей­час невозможно решить большинство хозяйственных проблем без взя­ток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обще­стве зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается деклара­тивной. Необходима целостная системная методология развития ма­лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма­лому бизнесу.

А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,

Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат технических наук, зам. директора программы "Малый бизнес" АНХ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: