Сергей Григорьевич Островой
(1911-2005)—русский советский поэт.
Родился 24 августа (6 сентября) 1911 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в семье служащего. В 1929 году, после окончания девяти классов, переехал в Томск, где устроился работать репортёром газеты «Красное знамя».
В 1931 году приехал в Москву, где работал в журнале «30 дней» и газете «Гудок».
Стихи начал регулярно публиковать в 1934 году (газеты «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Красная звезда»). Уже в 1935 году вышел сборник стихов-песен Острового, а в 1937 — «Стихи». В июле 1941 года Островой добровольцем ушёл на фронт, прошёл войну рядовым.
Наибольшую славу приобрёл как поэт-песенник.
На его стихи написаны такие песни, как:
· «В путь-дорожку дальнюю»
· «Есть на Волге город»
· «Жди солдата»
· «Зима (Потолок ледяной…)»
· «Песня остаётся с человеком»
· «Солдатка» и др.
Вплоть до последних лет публиковал новые стихи в различных изданиях, в том числе в «Литературной газете».
Председатель Федерации тенниса РСФСР (1969—1988).
С. Г. Островой умер 3 декабря 2005 года.
Борис Андреевич Мокроусов
(1909-1968)- советский композитор, лауреат Сталинской премии второй степени(1948), заслуженный деятель искусств Чувашской АССР(1962).
Борис Андреевич Мокроусов родился 27.02. 1909 года в Канавине, недалеко от Нижнего Новгорода в семье железнодорожного рабочего.
Играть научился в школьной самодеятельности, освоив балалайку, мандолину, гитару, а в 13 лет самостоятельно по слуху и фортепиано. Сочинять мелодии начал еще школьником.
Учился в Нижегородском музыкальном техникуме (1925-1929), а затем поступил на композиторский факультет МГК имени П. И. Чайковского, который окончил в 1936 году.
В консерватории Борис Мокроусов занимался у видных советских композиторов-педагогов, теоретиков, музыкально -общественных деятелей: А. Александрова, В. Белого, Г.Литинского, Н. Мясковского.
В студенческие годы им были написаны:
· Симфоническая сюита(1931)
· «Пионерская сюита»(1932)
· Симфоническая поэма(1934)
· Концерт для тромбона с оркестром(1935)
· Струнный квартет(1934)
· Соната для фортепиано(1933).
Тогда же он начинает работу над балетом «Блоха», который остался незавершенным. Фрагменты балета в клавире, а также «Антифашистскую симфонию » для хора и большого симфонического оркестра молодой композитор представляет в качестве дипломной работы.
В 1938 году появляется первая редакция оперы «Чапай».
Мокроусовым написана музыка к ряду радио-постановок; особую популярность завоевала постановка «Поддубенские частушки» по рассказу С. Антонова.(1951)
Сошли с экрана и стали широко популярными песни Б. Мокроусова к кинофильмам «Свадьба с приданным», «Неуловимые мстители».
Но главным любимым жанром становится песня. Большую часть творческих сил он отдает ей. В этом жанре он достигает наивысших художественных результатов.
Песни:
· «Вологда»
· «Вьется вдаль тропа лесная»
· «Заветный камень»
· «Когда поет далекий друг»
· «Костры горят далекие»
· «Милый мой живет в Казани»
· «Море шумит»
· «Одинокая гармонь»
· «Осенние листья»
· «Песенка фронтовых шоферов»
· «Песня защитников Москвы»
· «Сормовская лирическая».
Б. А. Мокроусов умер 27 марта 1968 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Строение произведения – куплетное. Состоит из 3-х куплетов.
Форма - простая двухчастная с вступлением и кодой.
Вступление -2 такта.
1 часть - период из двух предложений (7т +7т = 14 тактов)- 6 фраз. Сольный запев.
2 часть – период из двух предложений (8т+13т=21 тактов)-6 фраз.
Кода - 4 такта.
Тональный план
1 часть
Основная тональность- Es-dur.
И уже в 10м такте происходит отклонение в c-moll, а затем в f-moll и возвращается в Es-dur.
2 часть начинается в g-moll (мелодический)
Имеются отклонения в B-Dur
D7 к c-moll, но композитор использует прерванный каданс в VI ступень As-dur.
Аккорды не сложные. Одноголосие, двухголосие, местами трёхголосие.
Присутствуют обращения трезвучий главных ступеней Т,Т,
Т,S, S, S, D, D, D. Так же используются обращения D7 в неполном виде.
Склад письма гомофонно-гармонический.
В этом произведении темп средний – Умеренно.
Характер - Величественно. Метроном = 60-69. На протяжении всего произведения темп не меняется.
Ритм несложный, одноообразный.
Характерный ритм: ровные четверти, пунктирный ритм.
Размер простой - 3\4. На протяжении всего произведения не меняется.
Выразительным средством является динамика:
Вступление
1 часть
2 предложение 2 части является кульминацией во всем произведении. Это можно увидеть в динамике:
«Песня о Волге» написана для 3х-голосного женского хора с сопровождением.
Диапазон хоровых партий.
1 S
2 S
A
Тесситура средняя, удобная в исполнении.
Исполнительские трудности:
-Интонационные
-Скачки в партиях
-Цепное дыхание в длинной фразе
-Ритмические
· Соблюдение пауз
· пунктирный ритм
-Мелодический минор
-Отклонения в др. тональность
Динамические задачи:
Выполнять cres. и dim. внутри предложения, привести к кульминации.