Предложение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления




Наименование отходов Предлагаемые варианты ликвидации
Текущая горная порода от проходческих и добычных работ 1.Использование текущих горных пород в качестве материала для технической рекультивации зон обрушения горного массива 2. Заполнение и выравнивание всех искусственных полостей, чтобы достичь итоговых желательных контуров поверхности для восстановления первоначального или нового дренажа в почве
Технологический мусор Использование для стабилизации и восстановления зон обрушения горного массива на рудниках РГОК  
Отработанные ГСМ Передача РМК на сжигание
Металлолом Передача на утилизацию специализированным организациям

5.7 Системы управления водными ресурсами

 

На Долинном руднике действует организованная система рудничного водоотлива с очисткой шахтных вод методом известкования и добавления флокулянтов. Вся шахтная вода перекачивается на поверхность и подается на очистные сооружения шахтных вод Риддер-Сокольного рудника. Шахтная вода после очистки сбрасывается в ручей Зухорд.

Шахтная вода включает в себя естественный водоприток и техническую воду, используемую на производственные нужды при проведении горнопроходческих работ.

5.7.1 Оценка вариантов системы управления водными ресурсам

 

Варианты рекультивации при проведении окончательной ликвидации для систем управления водными ресурсами представлены, но не ограничены, следующим:

- очистка некачественной воды в объектах хранения для последующего сброса при достижении установленных законодательством требований;

- изменение уровня или контура берегов, плотин, дренажных водоотводов, не требуемых для долгосрочного использования;

- использование пассивных систем очистки в качестве предпочтительного метода очистки загрязненных вод при ликвидации, если их эффективность доказана;

- подготовка к реализации запасных планов для активной очистки, если пассивная очистка не даст необходимого соответствия качества воды;

- осушение, демонтаж и удаление резервуаров и трубопроводов с объекта, или заполнение и покрытие их безопасными материалами, если они будут оставаться на объекте.

5.7.2 Предложение мероприятий по ликвидации очистных сооружений шахтных вод

 

Данным планом ликвидации рассматривается вариант затопления горных выработок.

Технические условия затопления подземных горных выработок (мокрая ликвидация) будут включать следующие этапы:

-прекращение горно-проходческих работ;

-прекращение буровых работ;

-завершение процесса добычи руды из выемочных единиц;

-погашение пустот закладочными работами;

- разборка, демонтаж подземных металлических сооружений и используемого передвижного и самоходного оборудования и выдача их на поверхность;

- остановка, демонтаж и выдача на поверхность насосного оборудования (в краткие сроки);

-остановка работы главной вентиляторной установки (ГВУ);

- установка железобетонных перемычек на устьях горных выработок

Предполагается, что после полного затопления подземных выработок рудника уровень подземных вод примет свое естественное состояние, которое наблюдалось до начала вскрытия и отработки месторождения.

На заключительном этапе отработки месторождения, при разработке Плана необходимо выполнить гидрогеологическую и гидродинамическую оценку горных выработок рудника и расчёт сроков затопления, а также предусмотреть необходимые меры по предотвращению или минимизации объёмов выхода воды на поверхность.

5.7.3 Пассивная очистка стоков в период ликвидации

 

На этапе ликвидации объектов проведения добычных работ наиболее значимыми является снижение рисков влияния на водную среду от выполняемой деятельности, а также от объектов предусмотренных для использования в пост- ликвидационный период. Поэтому, учитывая факторы возможного остаточного влияния процессов, происходящих при выполнении намечаемых рекультивационных мероприятий (удаление остатков отходов от проводимой деятельности, выполаживание поверхности с использованием инертных материалов), предполагается образование в теплый период поверхностных стоков с территории промплощадки с повышенным содержанием в воде загрязняющих веществ, присущих для полиметаллических руд рассматриваемого региона.

С целью снижения рисков воздействия на поверхностные стоки района планом ликвидации предусматривается создание пассивной системы очистки воды, которая включает использование существующих систем сбора стоков (бетонные канавы) и планируемой сорбционной очистке сточных вод с применением природных сорбционных материалов.

5.8 Использование земель после завершения ликвидации:

 

После выполнения работ по демонтажу зданий и сооружений, а также демонтажу инженерных сетей и устройства перекрытий горных выработок, необходимо выполнить техническую рекультивацию промышленной площадки. Выполнить выполаживание рельефа и подготовку поверхности промышленной площадки после демонтажа зданий и сооружений для естественного самозарастания местной растительностью.

При выполнении рекомендованных мероприятий по ликвидации обеспечивается:

- восстановление естественной экосистемы до максимального сходства с экосистемой, существовавшей до проведения операций по недропользованию;

- возможность восстановления использования земель, осуществлявшегося до проведения операций по недропользованию,

Ближе к завершению недропользования при очередном пересмотре плана ликвидации варианты землепользования должны быть указаны конкретно также с участием заинтересованных сторон. При рассмотрении возможности различных видов землепользования после завершения ликвидации необходимо рассматривать альтернативные варианты эффективного использования земель в отличие от использования, осуществлявшегося до проведения операций по недропользованию.

6 Консервация объектов недропользования

 

В период консервации участка недр временно приостанавливаются горные операции с целью их возобновления в ближайшем будущем.

На этапе выполнения первичного плана ликвидации оценить необходимость консервации участков добычи или использования пространства недр затруднительно.

При составлении плана ликвидации первом пересмотре допускается отсутствие детального описания работ, требуемых для проведения мероприятий по консервации.

В течение последующих пересмотров плана ликвидации представляется логическая последовательность и временные рамки работ в случае возникновения необходимости консервации участков добычи.

7 Прогрессивная ликвидация

 

Прогрессивная ликвидация, проводимой в целях ликвидации последствий недропользования и рекультивации земель или вывода из эксплуатации сооружений и производственных объектов, которые не будут использоваться в процессе осуществления операций по недропользованию, до начала окончательной ликвидации.

На этапе выполнения первичного плана ликвидации оценить необходимость выполнения прогрессивной ликвидации определить затруднительно.

В течение последующих пересмотров плана ликвидации представляется логическая последовательность и временные рамки работ в случае возникновения необходимости прогрессивной ликвидации

8 График реализации мероприятий по ликвидации

 

При составлении плана ликвидации первом пересмотре допускается отсутствие детального описания работ и временных рамок, требуемых для проведения мероприятий по ликвидации. В настоящем разделе приведены предполагаемые данные о начале и завершении каждого мероприятия по ликвидации. График мероприятий охватывает мероприятия по ликвидационному мониторингу и представлению отчетности.


График выполнения мероприятий по ликвидации

 

№п/п Наименование мероприятий/ месяц 1год 2год
                                               
1. Горные работы
1.1 Извлечение из отработанной шахты оборудования и сооружений, пригодных к использованию                                                
  Перекрытие стволов шахт на поверхности с помощью железобетонных плит                                                
1.3 Устройство водоотводной канавы                                                
1.4 Визуальная проверка рекультивированных выработок на предмет физического износа или оседания 1 раз в год;                                                
1.5 Проверка на поверхностное проявление подземных обвалов 1 раз в год;                                                
1.6 Тест качества воды в подземном руднике и проведение мониторинга качества и объема воды из контрольных точек сброса, чтобы гарантировать прогнозированное качество воды 1 раз в год;                                                
1.7 Исследование местности вокруг подземных горных выработок в целях установления пригодности использования земли в будущем 1 раз в год;                                                
1.8 Проверка соответствия пассивной системы очистки воды требованиям технического обслуживания 1 раз в год.                                                
1.9 Мониторинг взаимодействия диких животных с барьерами для определения эффективности                                                
2. Здания, сооружения и оборудование
2.1 Перенос мобильных сооружений на другие объекты ТОО "Казцинк"                                                
2.2 Перемещение оборудование на другие объекты недропользования ТОО "Казцинк"                                                
2.3 Снос и разбор зданий и сооружений                                                
  Инфраструктура
3.1 Очистка загрязненных углеводородами участков инфраструктуры с утилизацией загрязненного грунта                                                
3.2 Ограничение доступа на объект                                                
3.3 Демонтаж кабелей, а также линий электропередач                                                
4. Транспортные пути
4.1 Очистка загрязненных частей транспортных путей                                                
4.2 Визуальная инспекция маршрутов на предмет наличия факторов, влияющих на качество вод                                                
4.3 Мониторинг движения животных                                                
4.4 Мониторинг растительности                                                
5. Отходы производства и потребления
5.1 Передача накопленных в период эксплуатации объекта отходов специализированным организациям для их утилизации или переработки.                                                
5.2 Вывоз строительного мусора                                                
5.3 Проверка отсутствия накопленных отходов на площадке месторождения.                                                
6. Техническая рекультивация
6.1 Выполаживание поверхностей после разбора зданий и сооружений                                                
6.2 Рекультивация поверхностей ПРС                                                
6.3 Инспекция участка на предмет признаков остаточного загрязнения                                                
6.4 Мониторинг растительности                                                

9 Обеспечение исполнения обязательства по ликвидации

Раздел выполнен в соответствии с Методикой расчета приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых. Приложение 2 к инструкции МИИР № 386 от 24 мая 2018 года. В настоящем разделе приведен:

- расчет приблизительной стоимости мероприятий по окончательной ликвидации, включая мероприятия по ликвидационному мониторингу и техническому обслуживанию, с разбивкой стоимости по каждому объекту участка недр в формате сводной таблицы;

- оценка способов представляемых обеспечений и покрываемых ими сумм.

9.1. Расчёт стоимости работ по ликвидации

 

Расчет приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых (далее - Методика) выполнен в соответствии с пунктом 4 статьи 217 Кодекса Республики Казахстан от 27 декабря 2017 года «О недрах и недропользовании» (далее - Кодекс) с учётом факторов влияющие на определение размера обеспечения, необходимого для ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых.

В настоящем плане выполнен расчёт стоимости работ, включая мероприятия по ликвидационному мониторингу и техническому обслуживанию, с разбивкой стоимости по каждому объекту участка недр.

Стоимость обеспечения представляет собой оценку как прямых, так и косвенных затрат на ликвидацию последствий операций по недропользованию.

Прямые затраты на ликвидацию основаны на данных о работах по ликвидации и рекультивации, изложенных в плане ликвидации.

Косвенными затратами являются расходы и затраты, не включенные в прямые затраты.

Сумма обеспечения должна покрывать общую расчетную стоимость работ по ликвидации последствий произведенных операций по добыче и операций, планируемых на предстоящие три года с даты последнего положительного заключения комплексной государственной экспертизы плана ликвидации.

Во избежание недооценки стоимости ликвидации произведён расчет максимальных затрат на рекультивацию во время добычных работ. Оценка стоимости выполнена на основе предполагаемых работ по рекультивации, указанных в плане ликвидации.

Сводный расчет стоимости работ по ликвидации последствий произведенных операций по добыче, планируемых на предстоящие три года представлен в таблице 9.1

Таблица 9.1.

№ п/п Основные затраты Стоимость, тенге $ США (Курс 1: 375) Источник получения данных
Прямые затраты по ликвидации объектов недропользования в т.ч. 708 390 140 1 889 040  
  Капитальные затраты на ликвидацию объектов недропользования 452 650 951 1 207 069  
  Демонтажные работы в подземных выработках Долино-Обручёвского рудника 292 540 052 780 107 19.0019-СР(Д) глава 1 объекты подземные
  Демонтаж поверхностных зданий и сооружений 91 285 419 243 428 19.0019-СР(Д) глава 2 объекты поверхности
  Демонтаж и вывоз оборудования и материалов     учтено в локальных сметах по объектам
  Ликвидация объектов инфраструктуры (наружные сети и коммуникации) 773 543 2 063 19.0019.02.000-ЭС.СМ (СД), 19.0019.02.008.3-ЭН.СМ
  Сооружение водонипроницаемых перемычек на 3-х порталах наклонных стволов 4 259 296 11 358 19.0019.16.003-АС.СМ(Д)
  Сооружение перекрытий 3-х шурфов 17 087 844 45 568 смета аналог 19-0735-ПР,19-0736-ПР с к-том 0,4, 3шт
  Рекультивация промплощадки 31 704 797 84 546 19.0019.02.000-ГТ.СМ(Д)
  Пассивная очистка ливневых и сточных вод промышленной площадки 15 000 000 40 000 По аналогу
  Затраты промежуточной эксплуатации и техническому обслуживанию рудника и ликвидационный мониторинг 255 739 189 681 971  
  Расходы рудника в период выполнения ликвидационных работ (4 месяца) 248 239 189 661 971 Операционные затраты (Рабочая программа)
  Ликвидационный мониторинг (сбор и анализ проб воды 1 раз в год 2 года) 3 750 000 10 000 По аналогу, требует уточнения при подготовке окончательного плана ликвидации
  Ликвидация отходов производства 3 750 000 10 000
Косвенные затраты по ликвидации объектов недропользования в т.ч. 223 851 284 596 937  
  Проектирование (от 2% до 10% от общих прямых затрат) 46 753 749 124 677 6,6% прямых затрат
  Мобилизация и демобилизация (до 10% от общих прямых затрат) 70 839 014 188 904 10% прямых затрат
  Затраты подрядчика     Работы выполняются силами недропользователя
  Администрирование     Работы выполняются силами недропользователя
  Непредвиденные расходы (от 10 до 20 % от размера прямых затрат) 106 258 521 283 356 10% прямых затрат
Всего стоимость обеспечения, тенге: 932 241 424 2 485 977  

 

Стоимость обеспечения подлежит корректировке не позднее трех лет со дня получения последнего положительного заключения комплексной экспертизы плана ликвидации, разработанного в соответствии с Инструкцией, либо в случае внесения изменений в план горных работ в соответствии с пунктом 5 статьи 216 настоящего Кодекса.

9.1.1 Расчёт прямых затрат

 

Расчет прямых затрат произведен в соответствии с Государственными нормативами по определению стоимости проектных работ и инженерных изысканий для строительства в Республике Казахстан:

- РДС РК 8.02-03-2002. Сборник цен на изыскательские работы для капитального строительства. Комитет по делам строительства Министерства индустрии и торговли РК. Астана, 2003 г.

- Временные проектно-сметные нормы (ВПСН) на гидрогеологические работы. Работы, связанные с изучением режима и баланса подземных вод. Комитет геологии и охраны недр Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК. Кокшетау, 2002 г.

Приблизительная расчётная стоимость мероприятий по ликвидации выполнена в формате сметного расчёта. Сметный расчёт составлен в текущих ценах 2019 года по ценообразующим ТОО "Казцинк" 2019 года Методика Р-(50-28)-01 версия 3.

Расчет капитальных затрат по ликвидации и рекультивации произведен в программе АВС-4, редакция 2019.2 согласно Нормативным документам по определению сметной стоимости строительства в Республике Казахстан. Программа АВС-4, редакция 2019.2 включает сборники элементных сметных норм Республики Казахстан (ЭСН РК 2015), сборники сметных цен в текущем уровне, укрупненные сметные нормативы (УСН, МАФ) которые регулярно дополняются и обновляются. Сметный расчёт приведён в Приложении 2.

 

Основные затраты на выполнение работ по ликвидации объектов Шубинского рудника.

 

Таблица 9.1.1

Основные затраты Стоимость, тенге $ США (Курс 1: 375) Источник получения данных
Капитальные затраты на ликвидацию объектов недропользования 452 650 951 1 207 069  
Демонтажные работы в подземных выработках Долино-Обручёвского рудника 292 540 052 780 107 19.0019-СР(Д) глава 1 объекты подземные
Демонтаж поверхностных зданий и сооружений 91 285 419 243 428 19.0019-СР(Д) глава 2 объекты поверхности
Демонтаж и вывоз оборудования и материалов     учтено в локальных сметах по объектам
Ликвидация объектов инфраструктуры (наружные сети и коммуникации) 773 543 2 063 19.0019.02.000-ЭС.СМ (СД), 19.0019.02.008.3-ЭН.СМ
Сооружение водонипроницаемых перемычек на 3-х порталах наклонных стволов 4 259 296 11 358 19.0019.16.003-АС.СМ(Д)
Сооружение перекрытий 3-х шурфов 17 087 844 45 568 смета аналог 19-0735-ПР 19-0736-ПР с к-том 0,4, 3шт
Рекультивация промплощадки 31 704 797 84 546 19.0019.02.000-ГТ.СМ(Д)
Пассивная очистка ливневых и сточных вод промышленной площадки 15 000 000 40 000 По аналогу

 

Настоящим планом выполнена первоначальная оценка затрат и учтены требования по промежуточной эксплуатации и техническому обслуживанию рудника в период проведения ликвидационных работ.

По мере разработки проекта эксплуатации рудника первоначальная оценка должна быть скорректированы на основе фактических данных о затратах, полученных во время добычных работ.

При расчёте прямых затрат выполнена идентификация и оценка необходимых работ по промежуточной эксплуатации техническому обслуживанию главной водоотливной установки и главной вентиляторной установки.

 

Расходы рудника в период выполнения ликвидационных работ

Таблица 9.1.2

Наименование Годовой расход электроэнергии, кВт. Кол-во дней 365 Расход электроэнергии, кВт. 4 месяца Стоимость без НДС, тенге Стоимость без НДС, $  
 
  Водоотлив     97 432 869 18 542  
1.1 Электроэнергия     94 117 440 9 818  
  Численостьобслуживающего персонала - 4 чел.          
1.2 Заработная плата с отчислениями электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования с правом откачки воды     3 315 429 8 724  
  Проветривание горных выработк     150 806 320 24 563  
2.1 Электроэнергия     150 806 320 24 563  

 

9.1.2 Расчёт косвенных затрат

 

Расчет косвенных затрат произведен как процент от общих прямых затрат на основании «Инструкции по составлению плана ликвидации и Методики расчета приблизительной стоимости ликвидации последствий операций по добыче твердых полезных ископаемых» от 24 мая 2018 года № 386.

Косвенными расходами являются такие сборы и затраты сверх прямых затрат на ликвидацию и рекультивацию, которые встречаются во время любого проекта ликвидации и рекультивации. Такие затраты могут быть связаны с планированием, проектированием, заключением контрактов, администрированием или фактическим выполнением ликвидационных работ.


 

 

Таблица 9.2.1

Косвенные затраты по ликвидации объектов недропользования в т.ч. 211 064 325 562 838  
Проектирование (от 2% до 10% от общих прямых затрат) 46 753 749 124 677 6,6% прямых затрат
Мобилизация и демобилизация (до 10% от общих прямых затрат) 70 839 014 188 904 10% прямых затрат
Затраты подрядчика     Работы выполняются силами недропользователя
Администрирование(от 2% до 10% от общих прямых затрат) 22 632 548 60 353 5% прямых затрат
Непредвиденные расходы (от 10 до 20 % от размера прямых затрат) 70 839 014 188 904 10% прямых затрат

 

Проектирование

В случае банкротства или отказа недропользователя требуется дополнительная характеристика объекта для разработки технических спецификаций и чертежей, необходимых для заключения контракта. Эта работа часто включает в себя следующие задачи:

- подготовка карт и планов, показывающих объем требуемой ликвидации и рекультивации, и сбор подробной информации об объемах.

- обзор запасов плодородного слоя почвы и отходов для определения количества имеющегося материала.

- отбор проб и анализ пустой и вмещающей породы, хвостов, кучного материала, поверхностных и грунтовых вод и т. д.

- отбор проб и анализ почв и отвального грунта для определения необходимости специальной обработки

- оценка структур и зданий для определения требований к сносу и удалению.

- оценка объектов ливневой воды и технологических растворов или водозаборов для определения необходимости обработки, очистки или других улучшений.

оценка ранее выделенных районов для определения того, были ли достигнуты критерии.

Стоимость проектирования обычно составляет от 2% до 10% от общих прямых затрат. В плане прията 6,6 % в соответствии с рекомендациями по оценке стоимости строительства ТОО «Казцинк».

 

Мобилизация и демобилизация

Мобилизация и демобилизация являются косвенными расходами на перемещение персонала, оборудования, предметов снабжения и непредвиденных обстоятельств на место рекультивации и обратно.

Затраты на мобилизацию и демобилизацию могут составлять до 10 процентов от общих прямых затрат. Расходы на мобилизацию и демобилизацию оценены применительно к конкретным объектам, учитывая вышеуказанные затраты по каждому пункту и принята на уровне 10%.

 

Затраты подрядчика

Прибыль и накладные расходы подрядчика не предусматриваются, так как ТОО «Казцинк» планирует работы выполнять самостоятельно.

 

 

Администрирование

Затраты на администрирование включают в себя расходы компетентного органа, связанные с проведением работ по ликвидации последствий операций по недропользованию в случае если недропользователь не осуществил ликвидацию самостоятельно.

Расходы недропользователя по администрированию работ по ликвидации, выполняемой самим недропользователем, не включаются в состав затрат на администрирование.

ТОО «Казцинк» планирует работы выполнять собственными силами, затраты на администрирование в расчёт не включены.

 

Непредвиденные расходы

Непредвиденные расходы включены в оценку затрат на ликвидацию, однако они не включают в себя форс-мажорных обстоятельства. Непредвиденные являются расходами, предназначенными для корректировки тех или иных недостатков в расчете иных показателей, которые невозможно заблаговременно просчитать достоверно. Непредвиденные расходы включаются в себя расходы, связанные с возможным изменением объема и видов работ, требуемых для проведения ликвидации, а также изменения сметной стоимости тех или иных видов работ.

В зависимости от сложности и объема строительства и объема доступных данных об участке, размер непредвиденных расходов обычно составляет от 10 до 20 процентов от размера прямых затрат. В расчёт принято 15 %.

9.2 Способ представляемых обеспечений и покрываемых ими сумм

Ликвидация проводится за счет недропользователя или лица, непосредственно являвшегося недропользователем до прекращения соответствующей лицензии или контракта на недропользование.

Недропользователь обязан предоставить обеспечение исполнения своих обязательств по ликвидации. Предоставление такого обеспечения не освобождает от исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования. Обеспечение исполнения обязательства по ликвидации последствий недропользования осуществляется в пользу Республики Казахстан.

Если сумма соответствующего обеспечения окажется недостаточной для покрытия расходов по соответствующему проекту ликвидации, государство вправе получить недостающую сумму из имущества лица, которое было обязано осуществить ликвидацию последствий недропользования.

Исполнение недропользователем обязательства по ликвидации может обеспечиваться гарантией, залогом банковского вклада и (или) страхованием.

10 Ликвидационный мониторинг

 

Целью ликвидационного мониторинга ликвидации последствий недропользования является обеспечение выполнения задач ликвидации.

Планом предусматривается мероприятия по выполнению ликвидационного мониторинга ликвидации последствий недропользования: Рекомендации по проведению ликвидационного мониторинга приведены в таблице10.1

 


 

Рекомендации по проведению ликвидационного мониторинга

Таблица 10.1

Объекты ликвидации Мероприятия по проведению ликвидационного мониторинга
Горные выработки


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: