III. Работа по теме урока.




МБОУ «Благодарновская СОШ»

Конспект внеклассного мероприятия:

 

«Герои земли Тюльганской»

 

Для учащихся 5 класса

 

Составил: учитель истории и обществознания

Высшей квалификационной категории

МБОУ «Благодарновская СОШ»

Бережная Наталья Алексеевна

Пояснительная записка.

В 2020 году наша страна отмечает знаменательную дату – 75-летие Великой Победы над фашистской Германией. Перед нами стоит важнейшая задача – сохранить память на долгие годы о тех, кто в суровые годы войны проявил высокий патриотизм и несгибаемую волю к победе. Потому, что забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире.

Молодое поколение должно знать о войне и помнить погибших на той войне. Ведь мы хотим вырастить настоящих патриотов. Патриотизм – это, прежде всего, преданность, любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению. Но получаются ли патриоты из людей, не знающих историю своей деревни, края, своего Отечества? Вспоминаются слова, сказанные маршалом Советского Союза К.К. Рокоссовским. Он говорил: «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых». Подвиги героев-земляков должны быть в памяти благодарных потомков, чтобы учащиеся гордились своими земляками, они должны знать, кто защищал Родину и прославил наш край своими подвигами.

Каждый ученик должен знать историю малой родины, знать и помнить о своих земляках, их делах. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».

Предлагаемый материал может быть использован учителями истории, классными руководителями, педагогами дополнительного образования.
Цель: создать условия для сохранения памяти о подвиге наших земляков в Великой Отечественной войне.

Задачи:

· познакомить учащихся с именами и судьбами героев Великой Отечественной войны Тюльганского района;

· развивать интерес учащихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;

· воспитывать чувство патриотизма, глубокого уважения к героям, участникам и ветеранам войны; осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

Ожидаемые результаты:

· формирование стремления равняться в своей жизни на положительные примеры служения Родине, обогащение знаний обучающихся о героическом прошлом своих земляков.

· расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны, малой Родины;

· привлечение внимания учащихся к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

· активное участие школьников во всероссийской акции «Георгиевская лента».

· развитие интеллектуальных и творческих способности учащихся, устной речи, умение работать в коллективе.

· воспитание уважительного отношения к товарищам, ответственности за выполнение задания.

Оборудование:

Ноутбук, экран, проектор, раздаточный материал, фигурки «звезд» из бумаги. Книга Мохунова Г. А. «Герои Оренбуржья», «Книга Памяти».

(Урок проводится в школьном музее, в котором находятся стенды «Они сражались за Родину», «Наше село в годы войны»).

Приложение: презентация.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный метод.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, самостоятельная, индивидуальная.

Образовательные технологии: личностно-ориентированная, ИК-технология, проблемное обучение.

 

Ход мероприятия

 

I. Организационный момент

Добрый день, ребята.

II. Подготовка к восприятию темы .

Учитель: Наш классный час мне хочется начать со следующих строк

Герои родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.


Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

 

Издревле в России, рождались Герои,

Во славу Отчизны на подвиг идя,

Немало имен помнит книга историй,

То гордость России, ее сыновья!

 

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? (героях)

 

Во все времена все народы защищали свою землю. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая.

О героях написано много книг, рассказов, очерков, о некоторых сняты фильмы, им посвящены передачи на телевидении. В городах создаются аллеи героев, специальные стенды в краеведческих музеях.

С 2007 года 9 декабря отмечается праздник день героев Отечества.

В этот день в России вспоминают своих лучших сынов, проявивших доблесть и смелость на благо Отечества.

Тюльганский район - это часть России, который тоже богат своими героями.

 

В 2008 года выпущена книга Мохунова Георгия Александровича «Герои Оренбуржья». В этой книги, впервые в одном издании, собраны имена всех героев, имеющие отношение к Оренбуржью. (Демонстрация книги)

Также в этой книги имеются имена Героев Советского Союза и полного кавалера Ордена Славы Тюльганского района.

 

Проблема: Ребята, а вы можете назвать их имена?

 

Тема классного часа: Герои земли Тюльганской. (Слайд 1)

 

Ребята, какая цель нашего классного часа сегодня?

- Узнать, кого можно назвать героем;

- Выяснить, кто из наших земляков имеет звание «герой»;

- Познакомиться с биографией наших героев.

III. Работа по теме урока.

Ребята, а что означает слово «герой»?

Посмотрите, какие значения этого слова дает Ожегов. Работа со словарем С.И. Ожегова.

(слайд 2)

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

-Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как все люди, которые удостоены звания «героя Отечества» обладали храбростью, доблестью, самоотверженностью и совершали подвиг).

Работа в группах.

-Ребята, составьте портрет героя Отчества по плану: (слайд 3)

- внешность;

- возраст;

- профессия;

- воспитание;

- место рождения;

- качества характера;

Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте?

Вывод:

Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига.

Прием «Кластер»

Ребята, запишите на звёздах 5 качеств характера, которыми должен обладать герой и прикрепите их на доску. (Пока учащиеся работают, звучит музыка из песни «От героев былых времен» (Слайд 4))

Учитель: (указывая на кластер)

- Все эти качества позволяют выстоять в трудные моменты.

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Но истинной проверкой силы и мощи, героизма и мужества нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Просмотр фильма «Священная война». (Слайд 5-10, автоматически после одного щелчка )

Учитель: Путь к Победе был долгий и трудный. Не было ни одного человека, который бы не встал на защиту своего Отечества.

О наших дедах, прадедах и прабабушках мы будем всегда помнить. О тех, кто вставал на защиту своей Родины, своей семьи, своего народа.

В период Великой отечественной войны (1941-1945 года) звания Героя Советского Союза удостоены 11 тысяч 600 воинов, более 3 700 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

Для того чтобы узнать за какие заслуги, вручались эти награды посмотрите в ваши таблицы на парте.

Работа с раздаточным материалом.

- У вас в таблице в первой колонке изображена награда, а во второй ее статут.

Кто из вас знает, что такое СТАТУТ?

("СТАТУТ МЕДАЛИ"- это описание медали, порядок награждения медалью и её ношения). Давайте прочитаем, за какие заслуги вручается каждая награда. (Приложение 1)

Награда Статут
Орден Славы Орден Славы — военный орден СССР, утвержден в 1943 году. Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации — и лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
Меда́ль «Золота́я Звезда́» Меда́ль «Золота́я Звезда́» — государственная награда СССР. Установлена в 1939 году как знак отличия к званию «Герой Советского Союза» Геро́й Сове́тского Сою́за — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.

 

Учитель: В годы Великой Отечественной войны пятеро уроженцев Тюльганского района были удостоены звания Героя Советского Союза:

Бояркин Василий Илларионович, Гирин Михаил Никитович, Мельник Николай Михайлович, Оргин Константин Петрович, Редько Алексей Николаевич. (Слайд 11)

Полным кавалером ордена Славы стал Медведев Александр Никифорович. (Слайд 12)

Ребята, а рассказать о Героях Советского Союза Тюльганского района вы сможете сами, поработав в парах.

У вас на партах лежит полная биография героя, вам с ее помощью нужно кратко рассказать классу о герое. (Приложение 2)

Работа в парах.

Составьте краткий рассказ о герое по плану.

1. Фамилия имя отчество

2. Дата и место рождения.

3. Место службы (где воевал)

4. Совершенный подвиг.

5. Когда и где присвоено звание героя СССР.

 

1 пара: Бояркин Василий Илларионович (слайд 13).

2 пара: Гирин Михаил Никитович (слайд 14).

3 пара: Мельник Николай Михайлович (слайд 15).

4 пара: Оргин Константин Петрович (слайд 16).

5 пара: Редько Алексей Николаевич (слайд 17).

Работа с раздаточным материалом. (Играет музыка из песни «Журавли».)

Учитель: Званию Героя Советского Союза приравнивалось присуждение ордена Славы всех степеней – сначала III, II и I степени. Отличие состояло лишь в том, что орденом Славы награждались только солдаты и младший командный состав.

Работа с раздаточным материалом.

Ребята, прочитайте, за какие заслуги награждают орденом Славы (Приложение 3).(Чтение по цепочке)

Орденом Славы – говорится в статуте ордена - награждаются за то, что:

- ворвавшись первым в расположение противника, личной храбростью содействовать успеху общего дела;

- уничтожил ручными гранатами на поле боя или в тылу противника от одного до трех танков;

- ночью снял сторожевой пост противника или захватил его;

- будучи ранен, после перевязки снова вернулся в строй;

- под огнем противника проделал для наступающего подразделения проход в проволочных заграждениях;

- стремительно врезавшись на своем танке в колонну противника, смял ее и продолжал выполнять боевое задание; летчик истребитель уничтожил в бою от двух до четырех самолетов-истребителей противника или от трех до шести самолетов бомбардировщиков;

- находясь в разведке, добыл ценные сведения о противнике.

Учитель: Наш земляк Медведев Александр Никифорович неоднократно проявлял в боях чудеса храбрости, мужества, отваг и подтверждал свой патриотизм конкретными героическими подвигами.

Послушайте сообщение, которое подготовила Давлетова Динара.

Сообщение учащейся: Медведев Александр Никифорович (слайд 18).

(Приложение 4)

Учитель: Ребята, говоря сегодня о «героях», мы с вами не можем не вспомнить о жителях нашего села, которые в грозный для нашего Отечества час встали на защиту Родины. Это ваши прадеды и прапрадеды.У нас в школьном музее имеется «Книга памяти» в которую занесены имена и биография участников Великой Отечественной войны. (Демонстрация книги)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: