Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:
· Во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;
· Во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Обучать детей рассказывать по памяти можно уже с того момента, как он начал говорить предложениями. Это примерно происходит от 1,5 до 2 лет, что зависит от индивидуального развития ребёнка. Конечно, рассказ ребёнка 1,5 лет не будет похож на рассказ ребёнка 6 лет, но он ведь только учится. Для развития связной речи малыша и его памяти по — чаще спрашивайте его о тех событиях, которые с ним произошли недавно. Куда он ходил, что видел, что делал на прогулке и т.д. Ведь для ребёнка такого возраста весь мир полон впечатлений и открытий. Побуждайте ребёнка разговаривать с Вами, задавая ему элементарные вопросы, на которые он сможет ответить, обобщайте его ответы связными красивыми предложениями, чтобы у ребёнка был речевой образец для подражания. И не забывайте, что наши дети – это наше с вами отражение.
Существует несколько Видов рассказов по памяти:
1. Описание события из личного опыта;
2. Описание события из коллективного опыта;
3. Дидактические игры на описание без наглядного материала.
Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д.
Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:
· Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;
· Чёткость построения предложений;
· Отсутствие лишних деталей;
· Динамичность;
· Ясная концовка;
· Язык повествования должен быть эмоционально приближенным к разговорному.
Методические приёмы обучения ребёнка рассказыванию по памяти: Рассказ-образец; Беседа; Вопросы; Подсказки; Указания; Составление плана; Составление рассказа по частям; Оценка детского рассказа.
Это вид рассказа, который опирается на память и воссоздающее воображение ребёнка.
Одним из самых распространённых и эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по памяти является рассказ-образец, который составляет взрослый, и который подчиняется ряду требований:
1. В основу рассказа-образца должен быть положен какой-либо случай, представляющий интерес для ребёнка (близкий жизненному опыту и желательно похожий на случай, произошедший с ребёнком);
2. Рассказ-образец должен отличатся чёткой последовательностью событий.
3. Язык рассказа-образца должен быть приближен к разговорному, должен быть кратким, образным, без длинных фраз.
Обучение рассказыванию из личного опыта детей 3 – 4 лет.
Младший дошкольный возраст (3 – 4 года) – это первоначальная ступень такого вида рассказывания. Речь детей ещё не совершенна, ситуативна, её трудно понять окружающим. Обучение рассказыванию осуществляется как полуразговор, полубеседа на близкую для ребёнка тему (о животных, о игрушках, как провёл выходной, к кому ездил в гости и т.д.). В разговоре желательно присутствие наглядного материала, т.к. ребёнку в этом возрасте ещё трудно вспомнить некоторую информацию. Разговор продолжается до тех пор, пока у ребёнка присутствует интерес.
Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 4 – 5 лет.
Речь детей среднего дошкольного возраста более развита, они уже грамотно строят предложения и им не обязательно опираться на наглядность. Рассказ с такими детьми начинается с рассказа по вопросам и заканчивается обобщением взрослого или детей. Самостоятельно составленные рассказы отражают индивидуальный или коллективный опыт детей. Можно использовать такое средство обучения рассказыванию как взрослый начинает повествование, а ребёнок заканчивает. Одним из главных приёмов обучения рассказыванию будет рассказ-образец, вопросы и подсказки (напоминания). Не следует ждать от ребёнка того, что он сразу взял и рассказал, что с ним произошло. Рассказы в этом возрасте содержат много пауз и повторений, речь ребёнка ещё не совершенна.
Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 5 – 6 лет.
Требования к рассказу ребёнка этого возраста значительно возрастают. Рассказ должен быть связный, последовательный, понятный окружающим. Взрослый должен направлять свои усилия на развитие памяти и воссоздающего воображения. Образец-рассказ используется в том случае, если ребёнок затрудняется составить собственный рассказ, или как методический приём на занятии по развитию речи после того как были прослушаны рассказы 2 – 3 детей или в конце занятия. В этом возрасте помимо рассказа-образца используется такой методический приём как рассказ по плану или указания взрослого.
Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 6 – 7 лет.
В этом возрасте идёт активная подготовка ребёнка к школе. Речь ребёнка более совершенная и уже близка ко взрослой речи. С ребёнком этого возраста можно организовывать рассказы на морально-этические темы (о друге, о маме, о папе, как помогал маме или бабушке и т.д.). Ведущим методическим приёмом обучения составления рассказу будет составление плана рассказа и рассказывание по этому плану. В детском саду активно используется коллективный рассказ, совместное составление и обсуждение плана, а так же составление коллективного письма какому-нибудь сказочному герою.