Использование художественной литературы вне занятий.
При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:
1. выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой;
2. воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умения чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса, всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
При решении первой задачи необходимо внимательно следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена. Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Осуществление второй задачи связано с решением проблем, стоящих перед воспитателем, – воспитания вежливости, доброты, формирования навыков правильного поведения.
Чтение сопровождается беседами. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др.
Со ст. дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности.
|
Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок.
Продемонстрируйте фрагмент НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Тема: «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.
Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
- Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов,различать гласные и согласные;
- Упражнять в делении слов на слоги;
- Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;
- Упражнять в определении места звука в словах, в определении
- количества слогов в слове;
- Закрепить умение читать слова;
- Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
- Закрепить знания о многозначных словах.
- Закрепить умение подбирать родственные слова.
- Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
Развивающие:
- Развивать связную речь;
- Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
- Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
- Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
- Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
|
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;
Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;
Игровые: дидактическая игра «Что из чего сделано?»,
Материал (оборудование):
Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.
Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.
Организация детей на НОД:
1. Дети стоят на ковре полукругом;
2. Дети сидят на стульях;
3. Дети сидят за столами;
4. Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;
5. Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.
Индивидуальная работа: способствовать активному участию на НОД следующих детей: Софья М., Мария М., Вера Г., Влада Х.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, сегодня у нас необычный день и необычное занятие.
(Дети заходят в группу и садятся на стулья, поставленные полукругом.)
- На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).
Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.
|
Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».
- Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?
- Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, итак приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.
-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)
- Давайте назовем гласные звуки.
- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)
- Давайте назовем согласные звуки.
- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
Задание.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).
(Слова: ж ук, с ок, л ев, в аза, о блако, м аска, з ебра, х леб, а пельсин и т.д.)
Задание.
Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)
Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).
Например: АОИ К У, БТЛ А К, МВ А ГШ, УЫИ Ж Ю и т.д.
Задание.
«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)
- Р ак, р ыба, тиг р, р адуга. (Звук «р»)
- З аяц, з уб, з онт, арбу з. (звук «з»)
- Ж ираф, бакла ж ан, ё ж, по ж ар. (звук «ж»)
- Ф онарь, ф лаг, свето ф ор, шар ф. (звук «ф»)
4 задание. (Физминутка)
Дидактическая игра «Что из чего сделано?» (игра в кругу, с мячом)
(воспитатель кидает мяч ребенку и называет предмет и из чего он сделан, а ребенок в ответ говорит прилагательное)
Стул из дерева – деревянный,
Шапка из меха – меховая.
Компот из вишни – вишневый,
Суп из капусты – капустный,
Мяч из резины – резиновый,
Стакан из стекла – стеклянный,
Конструктор из пластмассы – пластмассовый,
Самолетик из бумаги – бумажный,
Задание.
Настольная игра «Найди слог, получится слово»
(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)
Ар-буз зеб-ра мас-ка
Ба-нан руч-ка ёл-ка
Ли-са са-хар зи-ма
Ва-за ры-ба зу-бы
(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).
Задание.
- А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание: нужно следовать алгоритму. 3 шага вперед, 2 шага вправо, поворот направо, выстроится в линию, кругом, 4 шага вперед…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.
- Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают), что же там? Это ключик от нашего сундучка.
- Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.
- Давайте скажем ему спасибо!(на экране пират).
Итог НОД:
- Скажите, пожалуйста, где вы побывали?
- Чем вы там занимались?
- Трудно ли было вам получить ключик?
- Какие трудности были у вас на пути?
- Как вы оцениваете свои старания?
- Справились ли вы с заданиями?
На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?
Что вам больше всех понравилось?