Вокальный кружок «Улыбка»
Старшая группа Ср – Пт (10.11)
Тема: «Основные жесты хормейстера: внимание, дыхание, начало пения, конец пения»
- Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами новая тема «Основные жесты хормейстера: внимание, дыхание, начало пения, конец пения».
Начнем мы урок с распевания, прослушивания и исполнения песни П. Дубравина «Добрый день».
Распевание
а) упражнение №1 пение на одном звуке, используя слоги «ма-мэ-ми-мо-му»: следить за ровностью звука и цепным дыханием; звуковедение легато, темп умеренный, тесситура средняя, атака звука мягкая, динамика mf; упражнение способствует яркости ощущений в головном регистре; эмоциональный настрой: исполнять спокойно, величаво,
б) упражнение №2 пение трех соседних звуков, используются слоги «лё» и «ли», а также вибрация губ: следить за легкостью и полетностью голоса, за единообразной манерой исполнения гласных, расширять диапазон учащихся до E- dur второй октавы; использовать навык пения звуковедения staccato, активно подавая дыхание;
в) упражнение №3 для раскрепощения певческого аппарата используется слог «да», упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах, дыхание активное и экономный выдох;
г) упражнение №4 скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит», «Проворонила ворона вороненка», а также чередуя слоги «ма-мэ-ми-мо, ба-бэ-би-бо, да-дэ-ди-до-ду»; эмоциональный настрой: игриво, задорно; динамика mp, пение на одном дыхании.
д) упражнение №5 пение тонического трезвучия, используя слоги «ли-лё-ля» и звуковедение staccato; округлое звучание и четкое произношение гласных и согласных, активная смена дыхания между фразами.
А сейчас прослушайте и попытайтесь исполнить песню П. Дубравина «Добрый день».
Яков Дубравин Добрый День скачать песню бесплатно в mp3 качестве и слушать онлайн (z2.fm)
- Какое чувство возникло у вас при исполнении песни? (Радости, доброты)
- Конечно. Когда человек вас приветствует словами «доброе утро, добрый день; здравствуйте». Он желает вам здоровья, счастья, добра, удачи.
Послушайте песню: «Полечка про Олечку» муз. Д. Кабалевского
Д. Кабалевский "Полечка про Олечку" Валерия Гладкова - YouTube
- Давайте попытаемся разделить на части это произведение.
Дирижер сделал бы это вот так:
По руке дирижера дыхание (без дыхания спеть невозможно).
Начало пения (начало должно звучать активно, интересно).
Конец пения и самое главное то, что вы не должны напомнить (ВНИМАНИЕ!)
- А сейчас мы споем Вокализ №5. Поем на слог «а» (рот не закрывается) верхние ноты на дыхании на хорошей опоре.
Ф. Абт. Вокализ #15. Караоке. - YouTube
- Ребята, обратите внимание, что в этом упражнении слоги разделены иначе, чтобы яснее вы могли представить себе, как произносить слова при пении. Нужно выдерживать голосом полную длительность одной или нескольких нот, нужно научиться соединять гласный звук с последующим словом.
Д/з попробовать спеть Вокализ №15 с показанием основных жестов хормейстера.
- На этом все. Досвидания!
Вокальный кружок «Улыбка»
Старшая группа Ср – Пт (12.11)
Тема: «Концентрический метод обучения»
- Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Концентрический метод обучения».
Начнём урок, как обычно, с проведения музыкальной разминки.
1 упражнение
Вдох через нос. Закрепить мышцы живота. Звук «М» направить в резонаторы лица. Гортань не должна подниматься за звуком.
2 упражнение
3 упражнение
4 упражнение
- Основоположником Концентрического метода, как и русской вокальной школы, считается замечательный композитор и вокальный педагог М. И. Глинка.
Глинка объяснял основную идею концентрического метода следующим образом: "Надобно сперва усовершенствовать натуральные ноты (то есть без всякого усилия берущихся), ибо, усовершенствовав их, мало-помалу, потом можно обогатить и довести до возможного совершенства и остальные звуки".
Педагогический метод Глинки отличался от большинства западноевропейских школ, где была принята совершенно иная система, которую называют линеарной, или инструментальной. При таком методе обучения занятия начинались с нижних тонов голоса певца. В работе с первого же урока использовались почти все имеющиеся тоны диапазона.
Глинка обращался с голосом предельно осторожно и рекомендовал ежедневные занятия только на центральной части диапазона. Его концентрический метод развития голоса стали называть методом Глинки. Под этим названием он и сейчас входит в современную вокальную педагогику.
Глинка придавал своему методу большое значение, о чём свидетельствуют его высказывания ("по моей методе" и др.). Свой метод он противопоставлял распространённым в его время установкам старой итальянской школы. В рекомендации - не делать crescendo, он добавляет: " как тому учат старинные учителя ".
Цель, которую преследует метод Глинки, - научить ученика управлять голосом. От природы все голоса "несовершенны". Поэтому в практических занятиях прежде всего необходимо устранить недостатки формирования звуков. Глинка отмечает "два сорта" вокальных звуков, что соответствует головному и грудному регистрам, но главное внимание он обращает на "натуральные" тоны центра.
В основу упражнений Глинки положено широкое распевное интонирование. Связное, кантиленное пение преобладает в вокальных произведениях Глинки, именно оно занимает главное место и в его методической системе.
Д/з спеть Вокализ №15 спокойно, связанно, без выделения каждой ноты.
Ф. Абт. Вокализ #15. Караоке. - YouTube