Юридико-лингвистическая коррупциогенность
П. 11 Ч.2 Ст. 14 Полиция имеет право задерживать лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства.
Коррупциогенный фактор: формулировка «признаки выраженного психического расстройства» может трактоваться неоднозначно и двояко. Фактически сотрудник полиции, не являющийся специалистом в области клинической психиатрии, должен определить имеет ли лицо, находящиеся перед ним психические отклонения (заболевания).
Ч. 6 Ст. 23 Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Коррупциогенный фактор: Термин «значительное скопление» является неустоявшимся. Учитывая то, что указанной нормой регулируется применение огнестрельного оружия категория с оценочным характером «значительный» с неопределенным содержанием недопустима в тексте нормы.
Принятие НПА органа исполнительной власти «сверх компетенции»
Заполнение законодательных пробелов при помощи НПА органа исполнительной власти
Б. Коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов
Наличие пробела в регулировании
Ч. 2 Ст. 1 Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Коррупциогенный фактор: Не закреплен временной промежуток, в который сотрудник должен прибыть на помощь. Это позволяет ему действовать по своему усмотрению.
Ч. 8 Ст. 14 О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.
Коррупциогенный фактор: В данной норме отсутствует определение конкретного срока, в течение которого полиция должна уведомить законных представителей несовершеннолетних. Понятие "незамедлительно" недостаточно.
Отсутствие административных процедур
П. 13 Ч. 1 Ст. 13.. доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте)
Коррупциогенный фактор: Отсутствие критерии и случаи невозможности решить вопрос на месте, отсутствие порядка "решения вопроса о задержании" в помещении органа полиции, статус гражданина при таком доставлении, гарантии его прав, время удержания его в помещении органа полиции.
П. 34 Ст. 13 «...привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы)»
Коррупциогенный фактор: Фраза «в установленном порядке» является отсылочной. Порядок привлечения специалистов государственных и муниципальных органов, организаций для консультаций сотрудниками полиции не установлен. Нормативный правовой акт, регламентирующий данный вопрос отсутствует.
Отсутствие конкурсных (аукционных) процедур
Отсутствие запретов и ограничений для государственных (муниципальных) служащих в конкретной области деятельности
Отсутствие ответственности государственного (муниципального) служащего за правонарушения
Ч.3 Ст. 6 Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
Коррупциогенный фактор: В пункте указанной статьи разъясняется то, что сотруднику запрещено делать, но нигде в законе не указано какая ответственность наступит в случае не исполнения пункта.
Отсутствие контроля, в том числе общественного, за государственными (муниципальными) органами и государственными (муниципальными) служащими
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Коррупциогенный фактор: Контроль присутствует, но отсутствует регламентация процедур и порядка проведения такого контроля, полномочий контролирующих органов и лиц
Нарушение режима прозрачности информации (отсутствие информации)
В. Типичные коррупциогенные факторы системного характера
Ложные цели и приоритеты
Нормативные коллизии