Metro узнало у представителей известных исследовательских центров, какие изменения они видят в сегодняшних детях




Чем отличаются современные дети от тех, которые были маленькими 30 лет назад: мнение учителей

ЮЛИЯ ДОЛГОВА

Опрос Metro ко Дню защиты детей

Современные дети отличаются от детей, которые были маленькими 30 лет назад. Фото Getty

Metro решило узнать, чем отличаются современные дети от тех, которые были маленькими 10, 20 и даже 30 лет назад. Об этом мы поговорили с опытными педагогами и социологами.

 

Перестают дружить

Старшее поколение воспитывалось среди детей во дворе, у них были классики, скакалки, как-то общались все вместе. А сейчас дети не умеют общаться, что плохо влияет на их психологическое развитие. Их трудно организовать на совместную игру. Они любят поодиночке играть. Во время занятия, например, когда нужно мозаику собрать, ребёнок говорит: «Я сам». Дружить не умеют.

Алла Цедейко

педагог по театральной деятельности в детском саду, опыт работы больше 40 лет

 

Если сравнивать сегодняшних детей с теми, которые были 20 лет назад, могу сказать, что они стали более прагматичными. С 5–6-го класса знают, чего хотят и что им нужно для этого сделать. Понимают, кем хотят стать в будущем. Также в современных детях больше уверенности. Когда они начинают заниматься музыкой или ходить на танцы, начинают всем говорить: «Я стану звездой!».

Алла Цедейко. Алла Цедейко.предоставлены педагогами, "Metro"Фото:

Становятся прагматичнее

Ольга Зайцева

руководитель психологического центра, педагогический стаж 25 лет

 

В наше время те дети, которые дома меньше проводят за компьютерами, постоянно во что-то играют, что-то рисуют, воображают. А остальные не знают, чем заняться без компьютера. Они начинают слоняться и мешать другим. Раньше, если ребёнок садился в песочницу, в которой не было игрушек, он находил камушки и палки и придумывал для них роли. Сейчас без кукол и машинок дети играть не умеют. Нет воображения.

Екатерина Байдакова

воспитатель дошкольного отделения школы, опыт 23 года

 

С одной стороны, для детей сейчас важно получить престижное образование. А с другой – по сравнению с выпускниками, которые были 20 лет назад, стало меньше самостоятельности в мышлении, чаще прибегают к помощи Интернета. Знают правильный ответ на вопрос, но нет желания самостоятельно подумать и сформулировать. Сразу обращаются к Интернету, к готовым ответам. Даже далеко не глупые дети. Снижается уровень культуры

Татьяна Такеева

учительница истории и обществознания, опыт работы 20 лет

 

У современного ребёнка не развиты или слабо развиты коммуникативные навыки. Бывает так, что он решает всё с помощью крика, рук. Причём, когда ты начинаешь объяснять, что он не совсем прав, ребёнок не понимает и не слышит учителя. Такие дети не готовы принять школьные правила, принять то, что кроме тебя есть и другие. Я считаю, что все эти изменения связаны с низким культурным уровнем родителей.

Екатерина

учительница начальных классов, педагогический стаж 25 лет

Становятся раскрепощённее. Современные дети сильно отличаются от тех, с которыми я работала 30 лет назад. Они более свободны в своих суждениях, более раскрепощённые, могут говорить с учителем практически на любые темы. Раньше они были более зажатые, стеснительные. А сейчас дети говорят открыто, порой даже не дистанцируются и высказываются на темы секса или вредных привычек.

Оксана Богданова

учительница алгебры и геометрии,

опыт работы 30 лет

 

Metro узнало у представителей известных исследовательских центров, какие изменения они видят в сегодняшних детях

«Сегодня доминирует мнение, что учиться в школе надо тому, что пригодится в жизни. Например, изучать в школе азы финансовой грамотности, а не постигать духовные ценности».

Степан Львов, директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

«Современное поколение, в отличие от того, которое было 10 лет назад, лучше знает иностранный язык. Поэтому на рынке труда у них больше возможностей, чем у предыдущего поколения».

Денис Волков, заместитель директора "Левада-центра"

«Основная тенденция чётко проглядывается. Это снижение потребления табака, алкоголя и наркотиков из-за мер, принятых государством. Сейчас чаще курят электронные сигареты и кальяны».

Елена Скворцова, главный научный сотрудник «ЦНИИОИЗ» Минздрава России

«Если раньше довольно много времени подростки проводили на улице, то сейчас – за компьютером. Для здоровья это хуже, но мы видим, что уровень смертности активно падает».

Дарья Халтурина, научный сотрудник "ЦНИИОИЗ" Минздрава России


Автор: Чагина С. Л. Какие у нас современные дети и какие мы? // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 543-546. — URL https://moluch.ru/archive/139/39039/ (дата обращения: 19.03.2020).

 Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии Давид Фельдштейн пришёл к такому выводу, что наши современные дети— несчастные, вялые и необщительные. Давид Фельдштейн последние десятилетия проводил личные наблюдения и изучения за поведением детей, как дошкольного, так и школьного возраста, которые позволили ему составить список отличительных особенностей современных детей.

По его мнению, за последние 5–10 лет дети совершенно изменились.

Во-первых, у малышей дошкольного возраста сильно снизилось так называемое когнитивное познание мира. Если говорить простым, не научным термином, то дети стали менее любознательными и любопытными. Они реже играют в сюжетно — ролевые игры — а это означает то, что малыши не понимают мотиваций и потребностей различных героев. Девочки потеряли интерес к куклам, мальчики всё чаще просят у родителей дорогих роботов и управляемых машин, но что с ними делать, не понимают. Фантазии малыша хватает на то, чтобы вытащить батарейку или раскурочить её на детали… У детей дошкольного возраста, основной формой взаимодействия с окружающим миром и его познанием является игра. Только в процессе игры малыш общается с окружающим его миром, манипулирует с предметами, наблюдает, сравнивает, набирается личного опыта, совершенствуется, взрослеет. Но чтобы эти процессы проходили целенаправленно и планомерно, главным инициатором и ознакомителем, является его близкое окружение. Информацию ребёнок должен получать, прежде всего, от взрослых, его родителей.

Во — вторых, современные мальчики и девочки не умеют играть в дворовые игры, такие как классики, казаки — разбойники, городки, дочки — матери и многое другое. Наблюдается тенденция пустых детских площадок, где еще каких-нибудь 10–15 лет назад можно было наблюдать, как дети разных возрастов весело проводили время вместе. Старшие заботились о младших, а младшие набирались опыта от старших.

В — третьих, у старших дошкольников наблюдается неразвитость тонкой моторики рук и отсутствие графических навыков. Большая часть первоклашек не умеют писать ручкой и карандашом, да и не хотят это делать. Уж кажется, нам педагогам, но как ребенок 7–8 лет и не может самостоятельно себя обслужить? Завязать шнурки на шапочке или ботинках, застегнуть пуговицы на рубахе или молнию на куртке? Многим даже безразлично во что он одет и как выглядит? Воспитатели детских садов констатируют факты, что родители перестали следить за личной гигиеной ребенка — не подстригают ногти, не следят за стрижкой, редко меняют нижнее белье, вещи не глаженные и грязные. А главное — нарушают и не соблюдают режим дня ребенка, приводят в детский сад, когда вздумается и не торопятся его забрать, чтобы как можно больше провести с ним время, поговорить.

В — четвертых, четверть всех детей абсолютно беспомощны в отношениях, как со сверстниками, так и с взрослыми. Они совершенно неспособны разрешить даже простейшие конфликты, которые в основном заканчиваются истерикой и агрессией.

В — пятых, по мнению ученого, современные школьники плохо говорят, не умеют выражать свои мысли и абсолютно не хотят учиться. Интерес к совместной беседе приходит к малышу через общение с взрослым после прочитанной книжке, просматриванию иллюстраций к ней, обсуждению поступков героев и т. д. Кто сейчас из современных мам поет колыбельные, читает потешки, чистоговорки и скороговорки? Это большая редкость. Большую часть времени дома, дети проводят у телевизора и компьютера, главное общение наших современных детей. Получая огромный поток информации из экранов телевизора, планшета, компьютера, телефона, ребенку трудно понять, что хорошо, а что плохо, как правильно надо поступить, отреагировать на ту или иную ситуацию? Вот порой и кажется нашим детям, где они в данный момент находятся, в реальном мире или в виртуальном?

В — шестых, физически дети и подростки сильно сдали: все чаще подвержены респираторным и вирусным инфекциям, врачи диагностируют, что у них отсутствует прирост мышечной силы. По мнению ученого, главной причиной является высокий уровень развития информационных технологий. Не только подростки, но и мы взрослые разучились общаться вживую. И, несмотря на то, что большая часть современных людей с утра и до вечера, общаются в социальных сетях, подавляющее большинство страдает от одиночества. Все чаще современные дети ощущают эмоциональные проблемы, испытывают постоянное чувство незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении. Всеобщая компьютеризация уже вызвало изменения в детских головах: молодежь все меньше интересуется окружающими людьми и совершенно не хотят познавать новое.

Анализируя выводы профессора Фельдштейна, можно прийти к неутешительным выводам: современный ребенок растет хилым неучем, одиноким и несчастным, совершенно неприспособленным к проблемам и трудностям взрослой жизни.


"Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества"

Давид Фельдштейн

(советский, российский педагог и психолог,

специалист в области возрастной и педагогической психологии,

психологии развития, психологии личности;

профессор, академик и вице-президент

Российской академии образования).

14 отличительных особенностей современного Детства:

1. В минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное (cognitiо — «познание») развитие детей дошкольного возраста.

2. Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

4. Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.

5. Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.

6. Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

7. Как показывают полученные за 15 лет, данные (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).

8. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.

9. Активизация на подростковом этапе онтогенеза (процесс развития организма) процесса общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.

10. Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. (Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15–летних вышла на 2-е место).

11. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

12. У детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

13. Наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

14. В популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.


 

Современный ребенок: какой он? Материалы всероссийского научнопедагогического форума / сост.: С. В. Портье, Л. Ю. Манекина, С. В. Мачинская, Т. В. Абрамова, Л. В. Корнилова. – Челябинск: МБУ ДПО УМЦ, 2018. – 196 с.

Главная причина изменения личности, согласно специалистам в области психологии жизненного развития, – возраст и сопряжённые с ним изменения социального, социально-психологического, психологического и физиологического статуса личности.

Особенностями происходящих в мире изменений называют: неустойчивость, размытость нравственных ориентиров, маркетинг, этику рынка. Произошли значимые сдвиги в межличностных отношениях (в том числе в семье): отчуждение родителей от мира детства, недостаточный уровень родительской компетентности (проявляющийся, в частности, в том, что, по утверждению Института социологии Российской академии наук (далее – РАН), более 60 % родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором; каждый десятый дошкольник тратит на просмотр телевизора все свое свободное время); разрушение дворового братства и, зачастую, формализация школьного/классного микросоциума.

Изменилась информационная среда: резко увеличился объем информации, поменялся ее состав, появился настоящий хаос в информационных потоках. Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) расширяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на всю структуру его деятельности как в оффлайне, так и в онлайне. ИКТ становятся важнейшей координатой социальной ситуации развития современного ребенка, а Интернет – средой обитания, которая выступает источником развития, фактором социализации, способствующим порождению новых форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и смыслов.

Изменились механизмы формирования личности: большее значение имеют репутация, идентичность, социальные роли, накопление социального опыта, эмпатия, инфантилизм, эгоцентризм, СДВГ, статусность, эмоциональный и социальный интеллект, индивидуальные и личностные особенности и т. п. Появились новые формы взаимоотношений: флуд или спам, груминг, секстинг, троллинг, хейтерство, флейминг, виртуальная дружба и любовь, киберсуицид, флешмоб, краудфандинг и др.

Произошли изменения в принятых в культурных практиках (способах действия): в коммуникации, в творчестве, в обучении, в игре, в покупках и продажах, в оценке других и т.д. Влияние сетевых контекстов привело к появлению новых феноменов: социальные сети, незнакомый друг, хаштаг, интернет-мемы и медиа-вирусы, эффект Google, Facebook-депрессия, синдром фантомного звука, интернет-зависимость, блогосфера, онлайн-риски, селфизм, многозадачность, защитные фильтры.

Ученые обращают наше внимание на эволюционное саморазвитие современного человека: выявлены морфологические изменения, так называемые «секулярные тренды» (астенизация, деселерация, тенденция к леворукости, ювенилизация, грацилизация, андрогония). Зафиксирована тенденция к прогрессивному снижению темпов продольного роста, к нарастанию астенизации телосложения, к отставанию в приросте мышечной силы. Отмечается более позднее прохождение через два ростовых скачка или два кризисных периода развития: первый скачок (предростовой спурт) за 20–30 лет отодвинулся со старшего дошкольного возраста на возраст семи-восьми лет; второй скачок (пубертатный спурт) «переместился» с пятого–шестого на восьмой–девятый класс для девочек и девятый – десятый для мальчиков.

У детей подросткового возраста в связи с нейроэндокринными сдвигами полового созревания происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности; повышенная активность подкорковых структур в связи с протекающим гормональным процессом приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Таким образом, образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости.

Многочисленные исследования показывают наличие в современной детской популяции значительной группы детей с различными проявлениями дизонтогенеза. Согласно статистике, распространенность основных форм психических заболеваний детей каждые 10 лет возрастает на 10–15 %. При этом причиной 70 % инвалидности с детства являются нервно-психические заболевания, а приблизительно у 20 % детей фиксируются минимальные мозговые дисфункции. Резко возрастает категория детей, «пограничная между нормой и патологией» по нейропсихологическим показателям, с проявлением психологических проблем на уровне собственно клинических форм нарушений, пограничных состояний, субнормативных вариантов развития. В этом значительном количестве детей с ограниченными возможностями здоровья общее психическое недоразвитие (олигофрения) отмечается у 22,5 %, а у 26,5 % – дисгармоническое развитие (психопатии).

Секулярные тренды сопровождаются целым комплексом благоприятных психологических признаков: больше креативные способности детей, меньшая степень экстравертированности, большая самодостаточность, независимость мышления. Нынешнее поколение значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими новыми возможностями. Причем речь идет обо всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристиках (с. 27–28).

Изменились высшие психические функции: память, восприятие, внимание, мышление, речь. Так, распространенными проблемами в младшем школьном возрасте называют: неспособность ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, ухудшение возможности избирательного внимания, повышение рассеянности, трудности восприятия слышимой информации, трудности чтения и понимания слов, теста в целом, снижение возможности избирательной оценки значимости информации, уменьшение объема рабочей памяти, отсутствие интересов, потерю желания и способности чем-то занять. Подобные проявления связывают с симптома комплексом «экранной зависимости», а также с несоответствием механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости. У ретардированных детей больше креативные способности, независимость мышления, в целом существенно выше интеллект: по имеющимся данным, от 50 до 55 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше.

Вместе с тем, опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие в ущерб социальному, в том числе личностному развитию, а его не востребованность приводит не только к задержке общего интеллектуального развития, но к интеллектуальной депривации или умственному голоду – состоянию, которое, в свою очередь, ведет к склонности к делинквентному поведению, наркомании, увлечению компьютерными играми и другими зависимостями.

Изучая личность современных школьников, исследователи отмечают ряд негативных тенденций: рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, ощущение брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя; рост количества детей, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Следствием этого является повышенная ранимость, склонность к острому реагированию на предполагаемую обиду, фиксации преимущественно на негативных событиях, накапливают отрицательный опыт.

Вместе с тем, современные подростки обладают новыми характеристиками в социальном развитии: они устремлены на свой особый поиск смысла жизни, возрастает их критичность по отношению к взрослым, а выраженное стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального «Я» согласуется с их социальными устремлениями. Представители поколения «Y» ориентированы на интеллектуальные (1 место), волевые (2 место) и соматические (3 место) ценностные ориентации, а вот эмоциональные и нравственные ценности (чуткость, терпимость, умение сопереживать) обесценились. Сфера общения у современных детей также имеет особенности.

Большинство исследователей обращают внимание на проблемы социальной компетентности у 25 % детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

Исследователи отмечают агрессивный характер более 30 % самостоятельных решений младших школьников. Вместе с тем, увеличивается группа детей – лидеров, проявляющих способность влиять на других людей. Итак, психологический облик современного ребенка существенно изменился.

Важно понять, как изменилось Детство в своих системных характеристиках, установить особенности его возрастных этапов и межвозрастных переходов. До этого времени школа будет организована без психологических оснований. Во всяком случае, не сможет решать задачу установления приоритетов в развитии ребенка на разных этапах его онтогенеза, что предполагается компетентностным подходом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: