Расколеререзали дороги в центр страны уничтожили запасы продовольствия.аде - поляки




В середине XVII века в России началось духовное брожение, приведшее в конечном итоге к расколу русской православной церкви, последствия которого сказываются и сегодня. Это брожение началось с попыток осмыслить катастрофу, которую страна пережила в Смутное время, и ее причины. Почему тот подъем, который испытала Русь в правлении Ивана III и Василий III, обернулся темным веком Ивана Грозного и Смутой? Причины падения и возвышения царств занимали в то время едва ли не каждого мыслящего человека. А пережитые несчастья многим казались наказанием за отступление от веры отцов и заставляли держаться за нее еще крепче.

Во время Смуты Россия пережила острейшее столкновение с западным миром. Впервые часть ее территории надолго оказалась под властью католической Польши и протестантской Швеции. Протестанты и католики вступили в то время в смертельную схватку. В Европе горели костры, сжигавшие еретиков, и она стремительно приближалась к Тридцатилетней войне. Отзвуки этой борьбы доносились и до России… Запорожские казаки, шведские, немецкие и английские специалисты и наемники, польские шляхтичи в годы Смутного времени побывали в самых захолустных уголках России. Хотя официально проповедь иной веры была запрещена, многие русские тесно общались с иностранцами, перенимали их обычаи, читали их книги. Из Новгорода, более 10 лет пробывшего под властью Швеции, распространялись протестантские веяния.

После Смутного времени, начиная с 1620-х годов, когда в Речи Посполитой начались открытые гонения на православие, мощный поток идей и людей устремился на Русь и от туда. Западнорусские священники поднаторели в богословских спорах. Они по опыту знали, что без хорошего образования противостоять иезуитам в спорах по вопросам веры совершенно невозможно. Из Киева давно раздавались призывы открывать в Москве школы, переводить и печатать книги. В Москве, остро чувствовавшей недостаток просвещения, откликались созданием учебных заведений и все более широким интересом к греческой и латинской образованности. Многим казалось, что и церковь. На ряду со всей страной, нуждается в исправлении и новом устройстве. Фактически работа эта началась еще в 1649 году, когда из Киева приехали переводчики Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, чтобы перевести на славянский язык греческие латинские книги.

Среди сторонников перемен был и царь Алексей Михайлович, вокруг которого в 1650 году собрался кружок «ревнителей благочестия». Подлинным вдохновителем его стал царский духовник Стефан Вонифатьев. В кружок входили боярин Борис Морозов, архимандрит Новоспасского монастыря Никон, боярин Федор Ртищев и его сестра Анна. По началу речь шла лишь о том, чтобы исправить ошибки в текстах богослужебных книг, повысить образованность и нравственность духовенства и исправить церковные обряды по греческому образцу.

Последнее встретило наибольшие возражения, в особенности в среде священников, которых Вонифатьев пригласил в Москву из провинции. Они соглашались с тем, что духовенство нуждается в добром примере и наставлении, но не допускали даже мысли о том, что книги или обряды могут быть неправильными. Особенно их возмущали ссылки на авторитет греков и киевских ученых, поскольку те жили не в православных странах и были подвержены «латинской прелести». Одним из этих провинциальных священников был и протопоп Аввакум.

В 1652 году скончался патриарх Иосиф. Патриарший престол предложили занять Никону, который был тогда митрополитом Новгородским. Никон согласился, но выставил свои условия: епископы и царь должны во всем ему повиноваться. Никон искренне придерживался мнения, что священство выше царства, и считал, что Россия должна стать теократической монархией. Согласие было получено, Собор избрал Никона патриархом, и том немедленно приступил к реформам. Первым делом он постановил креститься только тремя перстами и разрешил для богослужения иконы только греческого письма. Одновременно началось широкомасштабное исправление богослужебных книг. Исправления носили явный западнорусский уклон: как раз в это время в Москве решили пойти навстречу Богдану Хмельницкому и стремились понравиться украинскому духовенству, которое подчинялось тогда не московскому, а константинопольскому патриарху. Уже в 1653 году появился исправленный вариант Псалтыри. Сделано это было вопреки мнению Собора и вызвало множество протестов. Никон спешил, возможно, надеясь поставить всех перед свершившимся фактом. Он не считал нужным убеждать недовольных. Оружием его было принуждение. Реформа была проведена, книги исправлены, но русское общество раскололось.

В мае 1654 года церковный собор единогласно поддержал все нововведения. Аргументов в их пользу было маловато, но в 1655 году иеромонох Арсений Суханов привез с Востока более пяти тысяч греческих книг – шаг, имевший огромное значение для всей русской культуры. В мае 1655 года не принявшие реформу Никона были отлучены от церкви. Борьба со старообрядцами велась не на жизнь, а на смерть.

Война с Польшей

Первые столкновения русской и польской армий произошли в начале июня 1654 года под Дорогобужем. Менее чем через месяц сам государь уже стоял под Смоленском и чуть ли не через день получал известия о сдаче подвластных полякам городов. Держался лишь Смоленск, его гарнизон сдался только 23 сентября. К осени русские войска добились значительных успехов, но тут пришли тревожные новости из столицы – там свирепствовала моровая язва, которую посчитали карой за церковные нововведения. Самого Никона в Москве не было, по указу царя он уехал из города. Москвичи восприняли это как предательство. Никона обвиняли в том, что он бросил православных умирать без покаяния и причастия. Волнения не разгорелись лишь потому, что власти всеми силами поддерживали жесткий карантин. И все же к концу октября, кода эпидемия отступила, во многих городах вымерло больше половина жителей.

Русские войска продолжали продвигаться в глубь Белоруссии, но уже безуспешно. Казаки Хмельницкого показали себя не самыми лучшими союзниками, предпочитая действовать по своему усмотрению и в своих интересах. Их медлительность позволила полякам организовать сопротивление и перетянуть на свою сторону некоторых русских воевод польского происхождения. Тогда же на стороне Польши выступил крымский хан. В начале 1655 года объединенная польско-татарское войско отбросило русские полки под командованием боярина Шереметева и казаков Хмельницкого. Позже России снова стала сопутствовать удача: в июле 1655 года русские войска успешно наступали в Литве, овладев Вильно (Вильнюсом) и Ковно (Каунасом), и к сентябрю под их контролем была практически вся Литва и Белоруссия. Начались переговоры. Алексей Михайлович уже называл себя «всея Великая и Малыя и Белыя России самодержцем, литовским, волынским и подольским», а патриарх Никон советовал ему добиваться Кракова и Варшавы.

Однако бедственным положением Польши воспользовался шведский король Карл X Густав. Он напал на нее и захватил Варшаву и Краков прежде, чем до них добрлся русский царь. Великая Польша признала Карла X королем, после чего он устремился в Литву. Литовские протестанты, в том числе гетман Радзивилл, с радостью приняли его сторону. Русские дипломаты пытались предотвратить неизбежное столкновение, но тщетно: литовские города стали сдаваться шведам. Самым не приятным для России открытием стали известия о том. Что шведский король вступил в переписку с Хмельницким.

Перед лицом куда более грозного противника Россия поспешила заключить перемирие с Польшей. Алексей Михайлович получал польский трон после смерти нынешнего короля Яна Казимира, но Россия должна была отказаться от захваченных территорий в Литве и на Украине. К этому времени уже вовсю шла война со Швецией, начавшаяся в мае 1656 года. Успешное ее начало вдохновило Никона – он благословил донских казаков идти морем на Стокгольм. Русские войска легко захватили ливонские города – крепости Динабург и Дерпт и приступили к осаде Риги.

Война порядком истощила русскую казну, и правительство предприняло небывалую доселе меру – начало чеканить медные деньги, установив их курс наравне с серебряными. По началу это принесло должный эффект – казна пополнилась, но с каждым годом цена падала все ниже. Последствия сказались через несколько лет, когда Россия внезапно оказалась на грани поражения.

Немало этому поспособствовала и смерь Богдана Хмельницкого. Его преемник гетман Иван Выговский переметнулся к Польше и 16 сентября 1658 года подписал секретный договор, предполагавший, что Украина примет статус Великого княжества Русского и войдет в состав в Речи Посполитой на тех же условиях, что и Литва. Другой важнейшей уступкой со стороны поляков было обещание отменить Брестскую унию. Надо сказать, что незадолго до смерти Хмельницкий и сам склонялся к тому, чтобы «отступить от царской руки».

За два года войны со Швецией русские войска так и не смогли взять Ригу. Польша, военные действия против которой были приостановлены, собралась с силами и нарушила перемирие. Вести войну на два фронта Россия не могла. Предстоял выбор – выход к Балтике или Украина. Первое было необходимо с практической точки зрения, второе более соответствовало глубинным чаяниям русской души. В присоединении Украины видели лишь первый шаг к возвращению исконных славянских земель, к объединению всех православных народов под властью православного царя. Это не были только умозрительные построения – идея носилась в воздухе, и как только стало известно о переходе Украины под власть Москвы, подобные просьбы донеслись из Греции и с Балкан. Наконец, отказа от Украины царю не простили бы собственные подданные – ведь «принять гетмана Богдана Хмельницкого совсем войском запорожским, со всеми городами и землями под высокую государеву руку» приговорил Земский собор. России ничего не оставалось делать, как ввести войска на территорию «отсоединившейся» Украины…

Война затянулась. Выяснилось, что без поддержки казаков воеводам приходиться трудно. К тому же 1659 году к полькам и казакам присоединились татары. Совместными силами союзники разбили русские войска под Конотопом. На следующий год тяжелые поражения русские понесли в Белоруссии. К этому времени украинское казачество окончательно раскололось на сторонников Москвы и сторонников Польши. Украина была фактически потеряна. В России назревал острый финансовый кризис. В этих условиях 1661 году Россия пошла на переговоры. Они продолжались очень долго, и лишь 30 января 1667 года в деревне Андрусово под Смоленском было заключено перемирие до июня 1680 года. Россия получила Смоленск и все земли к востоку от Днепра. На правобережье Днепра к России отошел только Киев.

Бунтари

Никон

В 1657 году, когда казалось, что патриарх Никон одержал окончательную победу, архимандрит Соловецкого монастыря собрал так называемый «черный» собор, который принял решение держаться старых книг и обрядов. Влиятельнейший Соловецкий монастырь сделался центром сопротивления церковной реформе. Почти тогда же противники Никона нашли более тонкий способ подорвать положение всесильного патриарха: они обвинили его не в новшествах, но в обычных злоупотребления, попрекая корыстолюбием и заносчивостью. Алексей Михайлович, который был зрелым мужчиной, а не юношей, увлеченным религиозными исканиями, уже и сам тяготился желанием Никона играть первую роль в государстве. 10 июля 1658 года царь повелел, чтобы Никон впредь не назывался «великим государем». Тот счел себя оскорбленным, объявил, что отказывается быть патриархом и удалился из Москвы. Однако патриарший сан он так и не сложил. Возможно, надеялся, что его призовут обратно. Но царь начал подыскивать ему замену. Из ссылки был даже возвращен в Москву непримиримый противник Никона и церковной реформы протопоп Аввакум. В 1660 году Алексей Михайлович созвал церковный собор, чтобы решить вопрос о патриархе, но иерархи так и не пришли к согласию. Церковь осталась без управления.

Пока царь выяснял отношения с патриархом, медные деньги, выпущенные в обращение несколькими годами раньше, стремительно теряли свою цену. Причин тому было несколько. Многие влиятельные лица, приближенные к Монетному двору, чеканили деньги из своей меди. Появились фальшивые монеты. Окончательно доверие к деньгам было подорвано, когда на Украине казаки отказались от жалования, выдаваемого медными деньгами. В июле 1662 года в Москве вспыхнул стихийный бунт. Он был подавлен со всей жестокостью – по некоторым сведениям, погибло около семи тясяч человек. Бунт подавили, однако уже на следующий год правительство отменило медные деньги и постаралось изъять их из обращения.

Затишье было недолгим. В 1663 году начался мятеж в Западной Сибири – былое Сибирское ханство попыталось восстановить свою государственность. Но самую большую силу народные восстания обрели после 1666 года, когда в Москве состоялся большой церковный собор. Никона обвинили в том, что он самовольно, без царского повеления, отрекся от патриаршества, и приговорили к заточению в Ферапонтовом монастыре. Однако Никон мог торжествовать – собор принял все его нововведения. Противников реформы прокляли и объявили еретиками, передав на суд светских властей. В соответствии с Соборным уложением 1649 года, вероотступников должны были карать самым жестоким образом – за хулу на Господа Бога полагался костер.

Степан Разин

С этого момента чуть ли не все мятежи и бунты в стране приобрели религиозный оттенок. И если походы донского атамана Василия Уса под Тулу и Воронеж в 1666 году были всего лишь обычными казачьими рейдами, то в движении Степана Разина старообрядцев было уже предостаточно.

Разин начинал как удачливый разбойник. Его казачий отряд грабил проходящие по Волги суда. В 1668 году атаман с двухтысячным отрядом добрался до Каспийского моря и грабил побережье от Дербента до Баку. Далее он устремился к персидским берегам, уничтожил вместе с жителями два персидских города, а весной 1669 года начал разорять туркменское побережье. Персы оказали сопротивление, и разинцы вернулись к родным берегам. В Астрахани и на Дону их встречали с восторгом. Казаки делились награбленным, обещали золотые горы. Но на Каспий идти было теперь бесполезно, и зимой 1670 года Разин обратил свой взор на российские города. Весной его отряды захватили главные крепости в Нижнем Поволжье – Царицын и Астрахань. Это было не так уж сложно, поскольку стрельцы перешли на сторону казаков. В Астрахани сопротивление оказали лишь воевода, дворяне, приказные да наемники. Когда город был захвачен, казнили более 500 человек. К июлю разинцы действовали на огромной территории, вплоть до Саранска и Пензы. В октябре правительственные войска смогли остановить продвижение Разина под Симбирском. Атаман был ранен и ушел в низовья Волги. Без Разина правительство легко разделалось с разрозненными крестьянскими отрядами (хотя кое-где они продержались до 1675 года уже как обычные банды разбойников). В апреле 1671 года верхушка донского казачества сочла за лучшее захватить буйного атамана и выдать его властям. Астрахань, в которой укрепился атаман Василий Ус, царские войска взяли только в ноябре 1671 года. Казнены были десятки тысяч человек.

Восстание Разина не было единственным. Не меньшую опасность для правительства представляло восстание в Соловецком монастыре – так называемое «Соловецкое сидение». Оно началось в январе 1668 года и продолжалось в течение 8 лет. Вместе с монахами монастырь защищали беглые крестьяне, стрельцы, солдаты. Восставшие не искали выгоды. Они на смерть стояли за старую веру, не поддаваясь ни каким уговорам. Правительство решило взять монахов измором, и стрельцы осадили монастырь. Но это ничего не изменило. Стрельцы несли службу не слишком ревностно, и ряды осажденных все время пополнялись их сторонниками. Подвозили в монастырь и припасы. К началу 1670-х годов Соловки стали настоящим символом сопротивления. Именно туда устремились уцелевшие участники движения Разина. Позиция монахов тоже потерпела изменения – она стала более радикальной. В 1673 году они приняли решение больше не молиться за государя. Правительство расценило это как вызов, и в январе 1676 года монастырь взяли штурмом. «Сидельцы» яростно сопротивлялись и были почти все перебиты.

 

Заключение

После тридцати лет правления Михаила Россия вышла из разрухи. Сельское хозяйство удалось привести в относительный порядок, осваивались новые плодородные земли на юге, во многих местах строились заводы, развивалась торговля. С соседями был мир, русские проникли далеко в Сибирь и вышли к Тихому океану. Государь правил, советуясь с боярами и с выборными «от всея земли». Обошлось даже без массового голода и эпидемий. И все же народ роптал.

Несмотря на неудачи правления, Алексей Михайлович оставил страну на подъеме. Всякий раз его правительству удавалось отвести государство от опасной черты. Россия получила новое и всеобъемлющее законодательство – некоторые статьи Соборного уложения применялись до начала XIX века. Территория страны расширилась вплоть до Тихого океана, и в начале 1675 года первое русское посольство отправилось в Китай. Впервые за долгие годы Россия добилась успеха на западных рубежах. Победы над Польшей не кажутся великими, но после того унижения, которое испытала Россия в Смутное время, они производили огромное впечатление на современников. Наконец, в состав России вернулся Киев – символ древнерусской государственности. Вместе с тем, к концу правления Алексея Михайловича русское общество было расколото – и не было никакой надежды на примирение.

 

 

Список использованной литературы

1.«Ис­то­рия Рос­сии с древ­но­сти до на­ших дней» под ре­дак­ци­ей М.Н.Зуе­ва, Мо­ск­ва, 1998.

2. К.Валишевский. "Первые Романовы", Москва, 1993.

3. Н.М.Карамзин. "История государства Российского", Москва,

1993.

4. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.В.Наумов, Т.А.Сивохина. "Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов", Моск­ва, 1988.

5. В.П.Дмитренко. «История России XX век», Москва,1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: