1. Акт официального толкования права (интерпретационный акт) – правовой акт, принятый компетентными органами и содержащий разъяснения правовых норм.
2. Акт применения права (правоприменительный акт) – принятый на основе норм права правовой акт, содержащий индивидуальное государственно - властное решение (веление) по конкретному юридическому делу.
3. Акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.
4. Аналогия права – логический метод применения права, при котором юридическое дело решается в соответствии с действующим законодательством, но не нашедшем выражение в конкретной норме права.
5. Аналогия закона – решение конкретной жизненной ситуации на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения
6. Вето – устный или письменный запрет, наложенный управомоченным на то лицом или органом, на реализацию решения, принятого иным органом.
7. Вменяемость – психическое состояние лица, при котором он способен осознавать значение совершаемых им деяний и руководить ими.
8. Гипотеза правовой нормы – часть нормы права, содержащей указания на конкретные жизненные обстоятельства с наличием или отсутствием которых связано ее действие, т.е. на условия, при которых происходит реализация нормы права.
9. Государственная власть - обеспеченная государственно-правовыми институтами и средствами способность подчинять волю отдельных лиц и коллективов (классов) государственной воле
10. Государственное принуждение – внешнее воздействие на поведение человека, основанное на организованной силе государства в целях защиты личных, общественных и государственных интересов.
|
11. Государство - это суверенная, универсальная, политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.
12. Гражданское общество – система самостоятельных общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально-экономических и др.), обеспечивающих условия реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов.
13. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
14. Дееспособность - способность субъекта лично, самостоятельно (своими действиями) осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности.
15. Деликтоспособность - способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения
16. Диспозиция правовой нормы – часть нормы права, в которой содержится само правило поведения, т.е. содержится указание на субъективные права и обязанности.
17. Закон – принятый в особом порядке первичный нормативно – правовой акт представительсного (законодательного) органа государственной власти (или на референдуме), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения
18. Законодательная инициатива – право внесения в законодательные органы законопроекта или предложений по совершенствованию действующих законов, влекущее обязанность этих органов обсудить предложение и принять по нему решение.
|
19. Инкорпорация – форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем объединения его в единые сборники без изменения содержания
20. Кодификация – форма систематизации, представляющая собой упорядочение нормативно-правового материала с изменением его внутреннего содержания путем издания единого, внутренне согласованного нормативно – правового акта.
21. Консолидация – форма систематизации, состоящая в объединении нескольких нормативно-правовых актов, близких по содержанию, в единый сводный акт без изменений их содержания.
22. Конфедерация – временный союз государств, созданный для достижения какой-либо цели.
23. Легальность власти - соответствие власти действующему законодательству.
24. Легитимность власти – добровольное признание и поддержка власти со стороны народа.
25. Льгота правовая – законодательно установленная форма облегчения правового положения отдельных категорий субъектов, выражающаяся в дополнительном предоставлении особых прав и привилегий либо в освобождении от обременяющих обязанностей.
26. Механизм государства – взятые в единстве и взаимодействии система органов государства, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.
27. Национальная правовая система – конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства).
|
28. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведение, установленное или санкционированное государством, являющиеся регулятором общественных отношений путем предоставления субъективных прав и юридических обязанностей их участникам.
29. Нормативно - правовой акт – официальный акт-документ компетентного правотворческого органа или народа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.
30. Нормативно-правовой договор – соглашение между равноправными субъектами, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.
31. Объект правоотношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.
32. Обычай – исторически сложившееся правило поведения общего характера, вошедшее в привычку людей в результате многократного повторения и обеспеченное внутренним убеждением и мерами общественного воздействия.
33. Орган государства – первичное звено организации государственной власти, обладающее государственно-властными полномочиями, компетенцией и структурой, образуемое в порядке, установленном нормативно-правовым актом и в деятельности - которого находят выражение функции государства
34. Отрасль права – совокупность правовых норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.
35. Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.
36. Политическая партия – объединение людей одной идеологической направленности, ставящее своей целью завоевание и осуществление государственной власти и стремящееся обеспечить себе поддержку населения.
37. Политическая система – система государственных и общественных объединений, иных политических институтов, которые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, выполняют определенные политические функции.
38. Политический режим - совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия (или неучастия) населения в управлении государством.
39. Права человека - возможности, которыми наделен человек в силу принадлежности к человеческому роду.
40. Право - система общеобязательных, формально-определенных норм, принципов, установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и обеспеченных принудительной силой государства.
41. Правовая активность - внутренне осознанное, целенаправленное, общественно полезное правомерное поведение, представляющее собой инициативную деятельность субъектов права по использованию субъективных прав, соблюдению и исполнению обязанностей.
42. Правовая культура - состояние правовой жизни общества на определенном этапе развития, которое характеризуется уровнями развития законодательства, правосознания, законности и юридической практики.
43. Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности форм (источников), структуры права и исторического пути его формирования.
44. Правовая система - взятые в единстве правовые явления (право, законодательство, юридическая практика, правосознание и др.), характеризующие правовую жизнь данного общества и государства.
45. Правовое воспитание - система организационных мер воздействия, направленная на формирование и развитие правосознания и правовой культуры, уважения к праву в силу личного убеждения.
46. Правовое государство - организация государственной власти, обеспечивающая права и свободы человека и гражданина и ограничивающая государственную власть с помощью права.
47. Правовое сознание - совокупность идей, взглядов, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.
48. Правомерное поведение - юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством сознательно волевое деяние, соответствующее нормам права и направленное на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей.
49. Правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, причиняющие вред личности, обществу и государству и влекущее юридическую ответственность.
50. Правовое отношение - возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь, участники которой наделены субъективными правами и юридическим обязанностями и обеспеченная государством.
51. Правовое поведение - социально значимое, осознанное поведение субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой правовые последствия.
52. Правовые акты - официальные документы компетентных государственных органов и иных уполномоченных субъектов, направленные на достижение каких-либо правовых последствий.
53. Правомерное поведение - общественно необходимое, желательное или допускаемое поведение субъектов, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.
54. Правопорядок - основанное на требованиях законности состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате реализации правовых норм.
55. Правоспособность - способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности.
56. Правосубъектность - юридическое свойство субъекта права, включающее способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, а так лее способность своими действиями их осуществлять.
57. Правотворчество - государственно-властная деятельность компетентных органов, иных уполномоченных на то субъектов, направленная на установление, изменение или отмену норма права.
58. Принципы права - законодательно закрепленные основополагающие идеи, начала, которые характеризуют содержание права в целом и его составных частей, а также направленность правового регулирования.
59. Пробел в праве - отсутствие в законодательстве правовой нормы, регулирующей общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования.
60. Санкция правовой нормы - часть нормы права, предусматривающая неблагоприятные последствия за неисполнение предписаний, содержащихся в данной норме
61. Система нормативного регулирования - совокупность социальных и технических норм, регулирующих общественные отношения.
62. Система права - объективно-существующее внутреннее строение права, выражающееся в разделении единого права на отдельные части, взаимосвязанные и разграниченные между собой.
63. Систематизация законодательства – деятельности по упорядочению и совершенствованию нормативно правовых актов, приведения их в единую согласованную систему.
64. Состав правонарушения – совокупность зафиксированных в норме права типичных, наиболее важных признаков право нарушения, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.
65. Социальная норма - определяемая условиями жизни людей, являющееся результатом их сознательно-волевой деятельности правило поведения общего характера, регулирующее отношения между людьми.
66. Субъективное право - закрепленная за управомоченным в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения в правоотношении, обеспеченная юридической обязанностью других лиц.
67. Субъекты права - индивиды и их организации, которые на основании правовых норм могут быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, быть участниками правоотношений.
68. Суверенитет - политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами государства.
69. Теория государства и права - система обобщенных специальных знаний о закономерностях возникновения, развития, и функционирования государства и права вообще, их сущности и назначении в обществе.
70. Техническая норма - основанное на познании законов природы правило поведения общего характера, регулирующие отношение человека к природе, технике по поводу их наиболее целесообразного использования.
71. Типология - классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков.
72. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, взаимодействие государства как единого целого с его составными частями.
73. Форма правления - организация высших органов государственной власти, порядок их образования, характер взаимодействия между собой и населением страны.
74. Функции государства — определяемые сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по осуществлению стоящих перед ним задач.
75. Функции права - определяемые сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на общественные отношения.
76. Юридическая наука - система обобщенных специальных знаний о государстве и праве, правовых явлениях в целом, а также тех общественных явлениях, которые непосредственно взаимодействуют с правом.
77. Юридическая обязанность - закреплённая за обязанным лицом мера должного (необходимого) поведения в правоотношении, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица и обеспеченная государством
78. Юридическая ответственность – возлагаемая в установленном законом форме обязанность лица (или организации) претерпевать меры государственного принуждения за совершенное правонарушение в виде лишений личного, имущественного или организационного характера.
79. Юридическая практика – это юридически значимая деятельность, связанная с созданием и реализацией правовых норм, а также обобщением и передачей накопленного в связи с этим социально-правового опыта.
80. Юридический процесс – система юридических процедур, обеспечивающих комплексную реализацию норм материального права для достижения поставленных целей в определенной сфере общественной жизни.
81. Юридическая техника – система приемов и средств, используемых в соответствии с принятыми правилами при создании и оформлении правовых актов в целях обеспечения их совершенства.
82. Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращения правоотношений.