Глоссарий по теории государства и права




 

 

1. Акт официального толкования права (интерпретационный акт) – правовой акт, принятый компетентными органами и содержащий разъяснения правовых норм.

2. Акт применения права (правоприменительный акт) – принятый на основе норм права правовой акт, содержащий индивидуальное государственно - властное решение (веление) по конкретному юридическому делу.

3. Акты реализации прав и обязанностей – фактическое поведение субъектов, выражающееся в использовании субъективных прав, исполнении юридических обязанностей и соблюдении юридических запретов.

4. Аналогия права – логический метод применения права, при котором юридическое дело решается в соответствии с действующим законодательством, но не нашедшем выражение в конкретной норме права.

5. Аналогия закона – решение конкретной жизненной ситуации на основе норм, регулирующих сходные общественные отношения

6. Вето – устный или письменный запрет, наложенный управомоченным на то лицом или органом, на реализацию решения, принятого иным органом.

7. Вменяемость – психическое состояние лица, при котором он способен осознавать значение совершаемых им деяний и руководить ими.

8. Гипотеза правовой нормы – часть нормы права, содержащей указания на конкретные жизненные обстоятельства с наличием или отсутствием которых связано ее действие, т.е. на условия, при которых происходит реализация нормы права.

9. Государственная власть - обеспеченная государственно-правовыми институтами и средствами способность подчинять волю отдельных лиц и коллективов (классов) государственной воле

10. Государственное принуждение – внешнее воздействие на поведение человека, основанное на организованной силе государства в целях защиты личных, общественных и государственных интересов.

11. Государство - это суверенная, универсальная, политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

12. Гражданское общество – система самостоятельных общественных институтов и отношений (нравственных, семейных, религиозных, национальных, социально-экономических и др.), обеспечивающих условия реализации интересов и потребностей индивидов и коллективов.

13. Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

14. Дееспособность - способность субъекта лично, самостоятельно (своими действиями) осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности.

15. Деликтоспособность - способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения

16. Диспозиция правовой нормы – часть нормы права, в которой содержится само правило поведения, т.е. содержится указание на субъективные права и обязанности.

17. Закон – принятый в особом порядке первичный нормативно – правовой акт представительсного (законодательного) органа государственной власти (или на референдуме), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения

18. Законодательная инициатива – право внесения в законодательные органы законопроекта или предложений по совершенствованию действующих законов, влекущее обязанность этих органов обсудить предложение и принять по нему решение.

19. Инкорпорация – форма систематизации, представляющая собой внешнюю обработку нормативного материала путем объединения его в единые сборники без изменения содержания

20. Кодификация – форма систематизации, представляющая собой упорядочение нормативно-правового материала с изменением его внутреннего содержания путем издания единого, внутренне согласованного нормативно – правового акта.

21. Консолидация – форма систематизации, состоящая в объединении нескольких нормативно-правовых актов, близких по содержанию, в единый сводный акт без изменений их содержания.

22. Конфедерация – временный союз государств, созданный для достижения какой-либо цели.

23. Легальность власти - соответствие власти действующему законодательству.

24. Легитимность власти – добровольное признание и поддержка власти со стороны народа.

25. Льгота правовая – законодательно установленная форма облегчения правового положения отдельных категорий субъек­тов, выражающаяся в дополнительном предоставлении особых прав и привилегий либо в освобождении от обременяющих обя­занностей.

26. Механизм государства – взятые в единстве и взаимодей­ствии система органов государства, учреждений и материаль­ных средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

27. Национальная правовая система – конкретно-историчес­кая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной стра­ны (государства).

28. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведение, установленное или санкционированное го­сударством, являющиеся регулятором общественных отноше­ний путем предоставления субъективных прав и юридичес­ких обязанностей их участникам.

29. Нормативно - правовой акт – официальный акт-документ компетентного правотворческого органа или народа, направ­ленный на установление, изменение или отмену норм права.

30. Нормативно-правовой договор – соглашение между равно­правными субъектами, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.

31. Объект правоотношения - то, на что направлены субъек­тивные права и юридические обязанности.

32. Обычай – исторически сложившееся правило поведения об­щего характера, вошедшее в привычку людей в результате мно­гократного повторения и обеспеченное внутренним убеждени­ем и мерами общественного воздействия.

33. Орган государства – первичное звено организации государ­ственной власти, обладающее государственно-властными пол­номочиями, компетенцией и структурой, образуемое в порядке, установленном нормативно-правовым актом и в деятельности - которого находят выражение функции государства

34. Отрасль права – совокупность правовых норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом.

35. Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.

36. Политическая партия – объединение людей одной идеоло­гической направленности, ставящее своей целью завоевание и осуществление государственной власти и стремящееся обеспе­чить себе поддержку населения.

37. Политическая система – система государственных и обще­ственных объединений, иных политических институтов, кото­рые на основе определенных норм и принципов участвуют в политической жизни общества, выполняют определенные по­литические функции.

38. Политический режим - совокупность приемов и способов осуществления государственной власти, показывающих степень участия (или неучастия) населения в управлении государством.

39. Права человека - возможности, которыми наделен человек в силу принадлежности к человеческому роду.

40. Право - система общеобязательных, формально-определен­ных норм, принципов, установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором обще­ственных отношений и обеспеченных принудительной силой государства.

41. Правовая активность - внутренне осознанное, целенаправ­ленное, общественно полезное правомерное поведение, представ­ляющее собой инициативную деятельность субъектов права по использованию субъективных прав, соблюдению и исполнению обязанностей.

42. Правовая культура - состояние правовой жизни общества на определенном этапе развития, которое характеризуется уров­нями развития законодательства, правосознания, законности и юридической практики.

43. Правовая семья - совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности форм (источников), структуры права и исторического пути его формирования.

44. Правовая система - взятые в единстве правовые явления (право, законодательство, юридическая практика, правосозна­ние и др.), характеризующие правовую жизнь данного обще­ства и государства.

45. Правовое воспитание - система организационных мер воз­действия, направленная на формирование и развитие правосоз­нания и правовой культуры, уважения к праву в силу личного убеждения.

46. Правовое государство - организация государственной вла­сти, обеспечивающая права и свободы человека и гражданина и ограничивающая государственную власть с помощью права.

47. Правовое сознание - совокупность идей, взглядов, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

48. Правомерное поведение - юридически значимое, допускаемое или одобряемое государством сознательно волевое деяние, соответствующее нормам права и направленное на реализацию субъективных прав и юридических обязанностей.

49. Правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, причиняющие вред личности, обществу и государству и влекущее юридическую ответственность.

50. Правовое отношение - возникающая на основе норм права индивидуализированная общественная связь, участники кото­рой наделены субъективными правами и юридическим обя­занностями и обеспеченная государством.

51. Правовое поведение - социально значимое, осознанное по­ведение субъектов, урегулированное нормами права и влеку­щее за собой правовые последствия.

52. Правовые акты - официальные документы компетентных государственных органов и иных уполномоченных субъектов, направленные на достижение каких-либо правовых послед­ствий.

53. Правомерное поведение - общественно необходимое, жела­тельное или допускаемое поведение субъектов, соответствую­щее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

54. Правопорядок - основанное на требованиях законности со­стояние упорядоченности общественных отношений, склады­вающееся в результате реализации правовых норм.

55. Правоспособность - способность субъекта иметь субъек­тивные права и нести юридические обязанности.

56. Правосубъектность - юридическое свойство субъекта пра­ва, включающее способность иметь субъективные права и не­сти юридические обязанности, а так лее способность своими дей­ствиями их осуществлять.

57. Правотворчество - государственно-властная деятельность компетентных органов, иных уполномоченных на то субъектов, направленная на установление, изменение или отмену норма права.

58. Принципы права - законодательно закрепленные осново­полагающие идеи, начала, которые характеризуют содержание права в целом и его составных частей, а также направленность правового регулирования.

59. Пробел в праве - отсутствие в законодательстве правовой нормы, регулирующей общественные отношения, находящие­ся в сфере правового регулирования.

60. Санкция правовой нормы - часть нормы права, предусмат­ривающая неблагоприятные последствия за неисполнение пред­писаний, содержащихся в данной норме

61. Система нормативного регулирования - совокупность со­циальных и технических норм, регулирующих общественные отношения.

62. Система права - объективно-существующее внутреннее стро­ение права, выражающееся в разделении единого права на от­дельные части, взаимосвязанные и разграниченные между со­бой.

63. Систематизация законодательства – деятельности по упорядочению и совершенствованию нормативно правовых актов, приведения их в единую согласованную систему.

64. Состав правонарушения – совокупность зафиксированных в норме права типичных, наиболее важных признаков право нарушения, необходимых и достаточных для привлечения пра­вонарушителя к юридической ответственности.

65. Социальная норма - определяемая условиями жизни лю­дей, являющееся результатом их сознательно-волевой деятель­ности правило поведения общего характера, регулирующее от­ношения между людьми.

66. Субъективное право - закрепленная за управомоченным в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведе­ния в правоотношении, обеспеченная юридической обязаннос­тью других лиц.

67. Субъекты права - индивиды и их организации, которые на основании правовых норм могут быть носителями субъектив­ных прав и юридических обязанностей, быть участниками пра­воотношений.

68. Суверенитет - политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и не­зависимость от всякой иной власти за пределами государства.

69. Теория государства и права - система обобщенных специ­альных знаний о закономерностях возникновения, развития, и функционирования государства и права вообще, их сущности и назначении в обществе.

70. Техническая норма - основанное на познании законов при­роды правило поведения общего характера, регулирующие от­ношение человека к природе, технике по поводу их наиболее целесообразного использования.

71. Типология - классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства ос­новных, существенных признаков.

72. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти, взаимодействие государ­ства как единого целого с его составными частями.

73. Форма правления - организация высших органов государ­ственной власти, порядок их образования, характер взаимодей­ствия между собой и населением страны.

74. Функции государства — определяемые сущностью и соци­альным назначением основные направления деятельности го­сударства по осуществлению стоящих перед ним задач.

75. Функции права - определяемые сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на об­щественные отношения.

76. Юридическая наука - система обобщенных специальных знаний о государстве и праве, правовых явлениях в целом, а также тех общественных явлениях, которые непосредственно взаимодействуют с правом.

77. Юридическая обязанность - закреплённая за обязанным лицом мера должного (необходимого) поведения в правоотно­шении, направленная на удовлетворение интересов управомоченного лица и обеспеченная государством

78. Юридическая ответственность – возлагаемая в установленном законом форме обязанность лица (или организации) претерпевать меры государственного принуждения за совершенное правонарушение в виде лишений личного, имущественного или организационного характера.

79. Юридическая практика – это юридически значимая деятельность, связанная с созданием и реализацией правовых норм, а также обобщением и передачей накопленного в связи с этим социально-правового опыта.

80. Юридический процесс – система юридических процедур, обеспечивающих комплексную реализацию норм материального права для достижения поставленных целей в определенной сфере общественной жизни.

81. Юридическая техника – система приемов и средств, используемых в соответствии с принятыми правилами при создании и оформлении правовых актов в целях обеспечения их совершенства.

82. Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых нормы права связывают возникновение, изменение или прекращения правоотношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: