Составление проекта бюджета




Введение

 

В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [1, Ст. 6].

Участникамибюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями:

• Президент РФ;

• органы законодательной и представительной власти;

• органы исполнительной власти;

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители бюджетных средств;

• другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Кроме того, участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Организация бюджетного процессана всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие этапы:

- составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы

- рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта;

исполнение утвержденных бюджетов;

составление отчетов об исполнении бюджетов;

утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия соответствующих законодательных актов;

составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего представления в Правительство РФ.

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении - это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.

Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Процесс составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета очень длительный и трудоемкий. При этом должно быть соблюдено равновесие между планируемыми доходами и расходами бюджета, учтены все нюансы, так как от этого зависит экономическое развитие страны в целом. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы: изучить механизм составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Задачи курсовой работы:

1. изучить основы составления федерального бюджета

2. рассмотреть этапы рассмотрения и утверждения бюджета

. рассмотреть историю реформирования бюджетного процесса

. дать сравнительную характеристику рассмотрения чтений до и после 2007 года

. определить проблемы механизма составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета

. предложить пути совершенствования в части рассмотрения проекта федерального бюджета.

Предмет изучения: федеральный бюджет Российской Федерации.

Объект изучения: механизм составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

В данной работе были использованы следующие источники: Бюджетный кодекс, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2006 год», а также другие нормативно-правовые акты и статья из журнала «Вопросы экономики»

 


Глава 1. Основы составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета

Составление проекта бюджета

 

Составление проектов бюджетов представляет собой сложный, многоплановый процесс и является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Основой при составлении проектов бюджетов служат:

· Бюджетное послание Президента РФ;

· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

· основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

· прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

· план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.

Первый этап формирования бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Перспективный финансовый план составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ. Перспективный финансовый план содержит прогнозные данные о предполагаемых поступлениях бюджетных доходов, привлечении государственных или муниципальных заимствований и финансировании основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план разрабатывается с целью:

· информирования законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы;

· комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

· выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

• выявления и предотвращения развития негативных тенденций.

В отличие от бюджета перспективный финансовый план:

1) не утверждается законодательно;

2) составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации;

3) разрабатывается на три года, из которых первый год - это предстоящий финансовый год, на который составляется бюджет, а следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории и составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год и в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала финансового года.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяется в специальном постановлении Правительства РФ.

До 1 апреля Правительство РФ:

· рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объем бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств;

· утверждает принципы и основные подходы к уточнению распределения бюджета "действующих" обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;

· определяет приоритетные направления использования средств бюджета "принимаемых" обязательств в очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерии их распределения между субъектами бюджетного планирования на очередной финансовый год;

· формирует поручения по подготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.

В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительство РФ, Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФ первую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности (отчет о результатах деятельности, цели и задачи деятельности на среднесрочную перспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение).

До 1 мая Правительство РФ:

- утверждает основные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономического развития, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);

- рассматривает и вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходные обязательства Российской Федерации;

- при необходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза (сценарных условий) и перспективного финансового плана.

В эти же сроки субъекты бюджетного планирования представляют вторую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности, содержащую обоснования проектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры или объема расходов) бюджетных программ в пределах ограничений, установленных бюджетом "принимаемых" обязательств и критериями распределения его средств.

До 1 июня Правительство РФ рассматривает и утверждает:

- основные направления денежно-кредитной политики;

- перспективный финансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год;

- новые федеральные целевые программы;

- уточненный объем бюджета "действующих" обязательств и его распределение по субъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2 года;

- основные показатели распределения бюджета "принимаемых" обязательств между субъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющих на расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу, принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетных программ, представленных во второй части докладов субъектов бюджетного планирования).

До 10 июня Министерство финансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год и последующие 2 года.

До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов РФ:

- распределение средств бюджета "действующих" и "принимаемых" обязательств на очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетной классификации;

- уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числе дополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличению финансирования действующих целевых бюджетных программ).

В эти же сроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие на формирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде. Указанные федеральные законы, принятые после 1 июля, должны вступать в силу за пределами планируемого финансового года.

До 1 августа Министерство финансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых Государственной Думой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектов бюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых к финансированию бюджетных программ.

До 26 августа Правительство РФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год с соответствующими материалами и обоснованиями.[6]

На стадии составления проектов бюджетов большое значение приобретает оценка экономической эффективности государственных расходов.

Задача повышения экономической эффективности государственных расходов на современном этапе становления бюджетного процесса - это одна из наиболее сложных и важных проблем. Ее решение требует полного реформирования системы бюджетного процесса.

Таким образом, составление проектов бюджетов - это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом [3, c. 318]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: