Актуальность
В последние годы отношения между Японией и Россией стали более тесными во многих областях сотрудничества. 2018 год объявлен перекрестным годом между нашими странами. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение культурного и исторического наследия двух стран. Воспитание у школьников уважения к другим нациям - одна из важных задач современного образования. Роман С.Потаповой "Надя-сан из села Медведь" является эффективным и актуальным средством для реализации данной цели. Изучение истории своего края в сопоставлении с традициями и культурой японского народа помогает формировать у молодого поколения толерантное отношение к представителям других наций и ведет к осознанию школьниками собственной причастности к мировой истории и культуре. Этот социальный эффект приобретает особую актуальность в современных условиях.
Ключевым принципом проекта является деятельностный подход: все формы, методы, приёмы предполагают самостоятельную деятельность обучающихся. Формы организации деятельности в рамках проекта вариативны в своей основе, то есть дают возможность разной организации запланированных мероприятий, в том числе с привлечением и других участников образовательного процесса: педагогов, родителей, библиотекарей.
Цели проекта:
1. воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей посредством сопоставления культурных традиций двух народов;
2. оформление инсталляции «Встретились ветка сакуры и ветка берёзы».
Задачи проекта:
1. изучить текст романа Светланы Потаповой «Надя – сан из села Медведь»;
2. изучить малоизвестные исторические события периода Русско-японской войны на территории Новгородской области по тексту романа и документальным источникам);
3. разработать методические материалы для реализации мероприятий в рамках проекта (технологические карты интегрированных уроков, сценарий квеста и др.);
4. провести мероприятия в рамках проекта по разработанным сценариям;
5. систематизировать собранные материалы и оформить инсталляцию «Встретились ветка сакуры и ветка берёзы».
Основное содержание проекта
Данный проект является частью областного проекта, организованного при поддержке Министерства образования Новгородской области «Уникальное место России» с международным участием в рамках русско-японского сотрудничества в перекрёстный год Японии в России.
Проект предполагает три основных этапа:
1. аналитический (формулирование целей, планирование мероприятий, анализ имеющихся и необходимых ресурсов)
2. практический (реализация мероприятий в рамках проекта)
3. рефлексивно - обобщающий (анализ деятельности, систематизация, редактирование, экспертиза разработанных методических материалов, описание и распространение педагогического опыта)
Содержательным центром проекта является текст романа «Надя – сан из села Медведь», автор которого - Светлана Потапова, жительница Великого Новгорода, журналист, собкор московской «Учительской газеты», член Российского межрегионального союза писателей.
В рамках проекта можно выделить следующие направления деятельности: литературное, историческое, культурологическое, экскурсионное.
Ресурсы (временные, кадровые, финансовые, материально – технические)
Проект является долгосрочным, его реализация занимает 4 месяца (с сентября по декабрь).
За разработку методических материалов и организацию мероприятий в рамках проекта отвечают учителя русского языка и литературы при участии учителей истории. По окончании проекта разработанные материалы будут систематизированы для прохождения экспертизы в ГОАОУ ДПО «Региональный институт профессионального развития» и опубликованы.
Результатом проекта станет оформление инсталляции «Встретились ветка сакуры и ветка берёзы». Большинство материалов для её оформления будут изготовлены непосредственно обучающимися, проект не требует больших материальных затрат. Сопровождение поисковой деятельности участников проекта будет осуществляться учителями русского языка и литературы.
В рамках мероприятий предполагается организация двух посещений села Медведь:
1. запуск проекта – посещение мемориала русско-японской дружбы;
2. прохождение квеста «По страницам романа «Надя – сан из села Медведь».
Информационное обеспечение проекта предполагает создание соответствующего раздела и размещение фотоотчётов о ходе проекта на сайте школы, в социальных сетях. Кроме этого, отчёт о ходе и результатах проекта предполагается разместить на сайте ГОАОУ ДПО «Региональный институт профессионального развития», а также в «Учительской газете».
Партнёры проекта:
1. Министерство образования Новгородской области (информационная и организационная поддержка);
2. ГОАОУ ДПО «Региональный институт профессионального развития» (экспертиза дидактических материалов, информационная и организационная поддержка);
3. «Учительская газета» (информационная поддержка);
4. Творческая группа педагогов пилотных школ областного проекта «Уникальное место России» (участие в проекте, трансляция и обмен опытом).
Целевая аудитория
Проект рассчитан на обучающихся 7-11 классов и других заинтересованных участников образовательного процесса. Количество участников не ограничено, участие является добровольным.
План реализации проекта
Поставленные цели и задачи будут решаться через реализацию мероприятий по следующему календарному плану:
сентябрь | · разработка методических материалов для организации деятельности обучающихся в рамках проекта (сценарии мероприятий, технологические карты уроков и др.); · изучение текста романа в рамках уроков внеклассного чтения; · оформление стенограммы «Облако цитат»; · посещение мемориала русско-японской дружбы в селе Медведь (запуск проекта); |
октябрь ноябрь | · погружение в текст романа; · создание отзывов о книге, рецензий, аннотаций, презентаций, буктрейлеров, лепбуков и др.; · прохождение квеста «По следам романа «Надя-сан из села Медведь»; · оформление карты села Медведь по результатам квеста; · выполнение заданий классами по дорожным картам - сопоставление русских и японских культурных традиций по следующим направлениям: кухня, костюм, традиции, искусство, поэтические образы и символы в романе, история в романе, лагеря военнопленных во время русско-японской войны; · оформление инсталляции «Встретились ветка сакуры и ветка берёзы» по результатам выполнения заданий классами; |
декабрь | · завершение проекта - интерактивная программа «Русско-японский Новый год»; · презентация инсталляции обучающимся других школ Великого Новгорода. |