Оцениваемый показатель | Успешность формирования ТМПО (%) | ![]() | ![]() | ![]() | Уровень значимости различий | |
в экспериментальных группах | В контрольных группах | |||||
![]() | 2,739 | 1,987 | 2,658 | менее 1% | ||
![]() | 2,568 | 1,987 | 2,054 | от 1% до 5% | ||
![]() | 2,416 | 1,939 | 1,687 | от 1% до 5% | ||
![]() | 2,416 | 1,939 | 1,687 | от 1% до 5% | ||
![]() | 1,939 | 1,855 | 0,297 | более 10% | ||
![]() | 2,568 | 2,118 | 1,591 | более 6% | ||
![]() | 2,739 | 1,939 | 2,829 | менее 1% | ||
![]() | 2,416 | 1,939 | 1,687 | от 1% до 5% | ||
![]() | 2,416 | 1,939 | 1,687 | от 1% до 5% | ||
![]() | 2,416 | 1,987 | 1,517 | более 6% |
В приводимой таблице приняты следующие обозначения:
– осознание значимости музыкально-педагогического общения как художественного и педагогического в их неразрывном единстве;
– признание ценности полисубъектных отношений;
– эмоционально-речевые умения;
– умения исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений,
– владение методом показа на инструменте;
– мимико-жестовая выразительность;
– проявление эмпатийности;
– сформированность коммуникативной рефлексии;
– умение создавать творческую атмосферу общения;
– умение слушать ученика;
- табличная величина, соответствующая большей процентной доле;
- табличная величина, соответствующая меньшей процентной доле;
- эмпирическое значение критерия Фишера для оценки различий в двух выборках;
Данные таблицы позволяют говорить о том, что статистически значимые отличия в успешности формирования ТМПО экспериментальных и контрольных групп обнаружены по девяти показателям из десяти. Что касается П5 – «владение методом показа на инструменте», то статистическая значимость различий на 10 % уровне значимости не позволяет судить об эффективности применения предложенной технологии обучения для развития данного показателя. Как уже отмечалось, в условиях непродолжительного (с точки зрения развития исполнительских умений, составляющих основу метода показа) периода обучения ТМПО считаем такой факт закономерным. Объяснение находим в специфике музыкально-инструментального обучения, являющегося сложным и достаточно длительным процессом, где уровень владения музыкальным инструментом обусловлен природными данными, многолетней и систематической работой.
Уровень различий значимости (более 6 %) по формированию мимико-жестовой выразительности (П6) является достаточным и свидетельствует об эффективности реализации технологии обучения студентов профессиональному общению. Вместе с тем, успешность развития данного показателя в контрольных группах (76 %) приводит к выводу о том, что создание эмоционально-эстетических ситуаций на занятиях искусством, общение студентов с музыкальными произведениями, ценностное отношение к ним являются важными и естественными условиями для совершенствования умений выразительного проявления чувств и отношений невербальными средствами.
Высокий уровень различий успешности формирования техники музыкально-педагогического общения (от 1% до 5%) отмечен по такому критерию, как степень развития речемыслительной деятельности. Очевидно, что активизация развития профессионально-речевых умений приводит к более высокому уровню сформированности навыков исполнительско-педагогического анализа музыкальных произведений, эмоционально-речевых умений, характеризующихся образностью и экспрессивностью речи, ассоциативностью мышления, широким художественным кругозором.
Высокий (от 1% до5%) и достаточный (более 6%) уровни значимости различий по показателям пятого критерия (П9 и П10) подтверждают эффективность контекстно-интерактивного этапа технологии, реализуемого в условиях осуществления контекстной направленности и преобразования дидактической среды. Способы диалогового взаимодействия, освоенные в ходе обучения и используемые в реальной работе с учениками во время педагогической практики, значительно расширяют опыт общения студентов, поведенческий арсенал, вырабатывают гибкость и вариативность художественно-педагогического воздействия.
Из таблицы 5 видно, что очень высокий уровень значимости различий (менее 1%) наблюдается по показателям ценностного отношения к музыкально-педагогическому общению и деятельности, уровня сформированности эмпатийно-рефлексивных умений. Результаты анализа двух серий педагогического эксперимента позволили выявить взаимосвязь между качеством формирования аксиосферы студентов и успешностью развития перцептивных умений. Осознание значимости музыкально-педагогического общения как художественного и педагогического в их неразрывном единстве, ориентация взаимодействия на ценности полисубъектных отношений, максимальную индивидуализацию обучения повышают интерес к личности ученика, способствуют расширению диапазона эмоциональных реакций на его учебные достижения, усиливают стремление к адекватной самооценке и оценке педагогических ситуаций. В свою очередь, запущенные механизмы рефлексии и возрастающая эмоциональная отдача поднимают на новый уровень педагогическое мышление, позволяют переосмыслить роль музыкально-педагогического общения в триаде «Ученик – Музыка – Учитель».
На контрольно-обобщающем этапе исследовалась не только групповая динамика уровня сформированности коммуникативных умений, но и влияние обучения на индивидуальные показатели ТМПО каждого студента. Уровневый рост показателей ТМПО студентов первой и второй экспериментальных групп приводится в таблицах 6 и 7.
Сравнение начальной и заключительной диагностики по показателям ТМПО наглядно показывает тенденцию перехода студентов экспериментальной группы от низкого на средний уровень и от среднего на высокий. Анализ таблиц свидетельствует, что положительная индивидуальная уровневая динамика в результате обучения наблюдается у всех обучаемых. Для большинства студентов характерно постепенное уровневое продвижение. Вместе с тем, у отдельных учащихся ряд показателей повторной экспертизы остается на прежнем (низком или среднем) уровне. Такая уровневая «статичность» объясняется проявлениями индивидуального темпа развития
Таблица 6