ПРО НЕУДАЧНИКОВ.
Или
ПСИХОЛОГИЯ ЗАЩИЩАЕТСЯ.
***
Старший преподаватель НИТУ МИСиС ГИ, г. Москва.
Чистяков И.В.
***
Прежде всего, добудьте факты,
а затем на досуге можете искажать их.
Марк Твен.
Многие научные деятели меняют вектор своих интересов и направляют свой творческий потенциал в иные науки, отличные от тех, в которых они достигли с точки зрения общества или с их точки зрения, определённых успехов.
А может и не достигли, но они трудились и старались, как могли.
В этом явлении ничего страшного нет.
Человек – это ищущее социальное существо и это есть его особенности.
Если специалист приходит в физиологию, то это есть маленький шажок с новому взгляду.
Однако, с иными научными направлениями не всё так просто.
В частности с психологией.
Опять приступаем к цитате из книги (1), сокровищницы перлов.
И всяких там ярлыков.
Автор данной статьи даёт очень большую цитату для того, чтобы не быть обвинённым в том, что он вырывается текст из основного текста.
Рассмотрим (1, стр. 87).
«В последние годы жизни А.Н. Леонтьев болезненно относился
к проблеме философского осмысления основ психологии. Для того были объективные основания, к возникновению которых он был причастен и сам. Отделения психологии в ряде университетов по инициативе прежде всего А.Н. Леонтьева выделились из философских факультетов и стали самостоятельными факультетами. Это привело к ослаблению связей между философами и психологами, к снижению философской культуры последних. На факультетах появился ряд специализаций (социальная, медицинская, детская, педагогическая, инженерная психология), что естественно уменьшило интерес в общей психологии, к теории психологии.
А.Н. Леонтьев, как декан факультета создавал и содействовал развитию всех этих кафедр, и вместе с тем испытывал определённый дискомфорт, часто повторяя, что психология должна развиваться не в куст, а в ствол. Наконец, страна стала испытывать потребность в создании самых разнообразных психологических служб. Кадров недостаточно, а свято место пусто
не бывает. В психологию ринулись люди без психологического образования, например, инженеры и математики, и стали строить модели человека, даже модели личности. Чуть позже в психологию хлынули физиологи и стали объявлять мозг предметом психологии. Это одна из причин появления различных форм редукционизма в психологии, по поводу которой сетовал А.Н. Леонтьев. Таких форм тем больше, чем больше число неудачников
из разных областей науки притекает в психологию. Можно было бы только радоваться, если бы всё это можно было объяснить болезнями роста,
а опасения А.Н. Леонтьева, высказанные 15 лет назад – старческим брюзжанием (пользуемся его выражением), но, к сожалению, это не так.
Его опасения имели основания, а сейчас они сбываются. В психологии, даже академической и университетской, резко упал профессионализм. В нашей науке отставание набирает ускорение. Причём, речь идёт не о нашем сто раз уже упоминавшемся отставании от Запада, а об отставании от самих себя. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия более успешно энергично развиваются в Европе, в США, в Японии. У нас после смерти
А.Н. Леонтьева началось продолжавшееся более десяти лет наступление
на эту школу. Симптомы были ещё при его жизни, он это знал. Во главе всех коллективов, где велась работа в русле идей этой школы, были поставлены чуждые её люди, способные хорошо выполнять разрушительные функции,
но неспособные к конструктивным шагам, пусть даже вне идей этой школы. Системно-административный подход, возобладавший в психологии, привёл
к бессистемной эмпирии. Наука ведь мстительна. Если учёный пренебрегает теорией, меняет, выражаясь психологическим языком, когнитивный вектор на утилитарно-практический или организационный, то в итоге не получается ни теории, ни эксперимента, ни практики».
***
Некоторые выводы по тексту:
1. Тут появляется у автора А.Н. Леонтьева некоторое прозрения в том, что, в общем-то психология и философия, – одного поля ягодка.
Поэтому чисто административное разделение данных дисциплин,
проведённое по инициативе А.Н. Леонтьева, это грубейшая ошибка
управленческого звена в целом. И плоды этих противоправных
действий и получила психология в целом. А обвиняет автор В.П.
Зинченко кого-то, но не А.Н. Леотьева. Странно как-то. Сами
начудили, а отвечать не хотят. Ведь сам А.Н. Леонтьев сознательно
разрушил старую школу психологии, оторвал её от научной основы,
от философии и тем самым просто убил её как науку.
2. Прошу Читателя оценить перлы от автора В.П. Зинченко.
«Таких форм тем больше, чем больше число неудачников
из разных областей науки притекает в психологию».
Да он, автор В.П. Зинченко, сам и есть неудачник, причисливший
своего отца к критикам с «комплексом неполноценности» и просто
«ярый антифизиологист».
Автор данной статьи совсем даже не уверен, что в психологию
пришли одни неудачники, совсем даже нет. По крайней мере, себя
самого он к такой категории не причисляет.
Тут уж явно автор В.П. Зинченко просто переборщил со своими
обзываниями.
3. «Чуть позже в психологию хлынули физиологи и стали объявлять мозг предметом психологии».
Цитата достойна особого внимания, так как авторское выражение: «хлынули физиологи»
может претендовать на супер выражение всей книги (1).
Представляете, как надо ненавидеть физиологию, чтобы так написать?
***
Итак, что же ещё добавить?
Практически нечего.
Но уверяю Читателя, что автор данной статьи, закончивший в 1988 году МВТУ им. Баумана по специальности П9, курсы переподготовки в 2012 году в МГАФК (п. Малаховка), не может считать себя неудачником.
И если мне хочется изучать психологию, но не ту, которая является отрыжкой от западной науки и которая продолжает насаждаться в нашей стране иными деятелями, НИКТО не может мне это запретить.
Но каждый решает сам.
***
Список литературы:
1. В.П. Зинченко, Е..Б. Моргунов, Человек развивающийся, очерки российской психологии, изд-во Тривола, М., 1994 г.