Фундаментальные черты индийской общины, по Л.Б. Алаеву.




1. Многокастовость;

2. Двойственность характера соседства – индийская соседская община. Основополагающий принцип – неравенство внутри общины.

3. Общинная собственность на землю. Однако каждый полноправный общинник выступал индивидуальным собственником выделенного участка земли из-за кастового и кланового сплочения общинников.

4. Особенности самоуправления – доминирующая каста является и землевладельческой, и управляющей;

5. Многоклассовость;

6. Система джаджмани – земледельцы и землевладельцы получали необходимые им орудия труда и быта, а также ритуальные и бытовые услуги от постоянно живущих в деревнях ремесленников и членов обслуживающих каст, а расплачивались за них определенной долей зерна во время уборки урожая или предоставлением небольших участков земли.

7. Неопределенность ее территории – община охватывала территорию, которой владел данный коллектив доминирующей касты.

8. Прочность, устойчивость сельской общины – тесная связь территориально-общинной и кастовой организации; взаимодействие вертикальных и горизонтальных социальных связей.

Антимогольское движение второй половины XVII в. (регион выступлений, руководители, успехи/неуспехи, основной итог с конца правления Аурангзеба, итоги к середине XVIII в.):

На рубеже XVII–XVIII вв. оно вылилось в крупнейшее антимогольское движение под знаменем сикхизма в Панджабе. Расширение социальной базы сикхизма (опорой движения были джаты – земледельцы, поддержанные городскими слоями) вынудило гуру Говинда ввести ряд изменений в учение сикхизма и в организацию общины.

В 1699 г. было провозглашено, что высшая духовная и светская власть переходит из рук гуру к хальсе (ордену "чистых") – собранию вооруженных общинников. К началу XVIII в. сикхизм окончательно превратился в самостоятельную религиозную систему.

После распада империи Великих Моголов в начале XVIII в. и успешного отражения сикхами попыток афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (1721 – 177гг.) включить эту часть Индии в свои владения была провозглашена независимость Панджаба (1765). Сикхизм стал государственной религией самостоятельного государства, возглавлявшегося сикхскими феодалами. Наметившийся в XVIII в. отход от ряда принципов раннего сикхизма (осуждения неприкасаемости, отмены обрядов самосожжения вдов – сати и умерщвления новорожденных девочек в зажиточных семьях, отказа от антропоморфных изображений божества и обожествления гуру, отказа от услуг брахманов) - вызвал движение за очищение сикхизма, что выразилось в появлении ряда сект – ниранкари, намдхари.

Сплочение маратхов в борьбе за свободу и независимость было важным этапом процесса рождения маратхскои нации. Давние воинские традиции, приобретенные на службе у деканских правителей, пригодились маратхам в борьбе против Моголов. Основной движущей силой борьбы был маратхский народ, веривший, что, сбросив могольский гнет, он установит царство оправедливости. Проповеди маратхских поэтов-бхактов призывали к борьбе.

В 1672 г. в Нарноле (в том же районе) восстала секта сат-нами (честное имя). Повстанцы-джаты хотели свергнуть Аурангзеба и установить царство справедливости. Это восстание было подавлено 10-тысячной армией. Но восстания джатов вспыхнули снова в 1685—1691 гг. и в 1704 г., на этот раз под руководством Чаурамана

Восстания афганцев следовали одно за другим, их возглавляли то юсуфзаи, то хаттаки, то афридпи. В узких юрных проходах афганцам иногда удавалось уничтожить целые могольские армии.

В правление преемников Аурангзеба (Бахадур-шаха (1707—1712 гг.), Мухаммад-шаха (1719—1748 гг.) и Ахмад-шаха (1748 —1754 гг)) могольские правители превратились в марионетки, бессильных ставленников разных феодальных группировок, боровшихся ме/кду собой. Все новые области отпадали от империи, образовывались независимые государства, хотя фикция могольского сюзеренитета зачастую сохранялась.

Джаты - слой полноправных общинников, имели военные навыки, в частности привлекались в качестве наёмников в войска делийских султанов и могольских падишахов. В конце XVII в. поднялись на борьбу против гнета Великих Моголов. В этой борьбе участвовала и феодализировавшаяся общинная верхушка джатов, стремившаяся занять место могольской знати в феодальной эксплуатации джатского крестьянства. Первое восстание (1669 г.) было в округе Матхура, вождь — Гокла. Второе (1672 г.) — в округе Нарнаул. В нём активно участвовали сектанты сатнами («доброе имя»), включавшие общинных слуг, ремесленников из низших каст. Повстанцы захватили Нарнаул, но на подступах к Дели были разбиты падишахскими войсками. Третье восстание (1686—91) — под руководством деревенского старшины Раджи Рама - повстанцы утвердили свою власть на большой территории по правому берегу реки Джамна. К середине XVIII века сложилось самостоятельное джатское княжество. Наиболее сильным оно было при Сурадж Мале. В 1763 распалось, от него осталось небольшое княжество Бхаратпур.

Сикхи - народ, проживающий в Индии. Вели долгую борьбу с Великими Моголами (XVII — начало XVIII вв.), и создали своё государство в Пенджабе (1765—1849 гг.), где возник сикхизм — дхармическая религия - протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов.

Маратхи - народ в Западной Индии. Они дали Индии величайшего воина своего времени - Шиваджи (1627-1680), который был также крупным государственным деятелем, мечтавшим освободить свой народ от владычества Великих Моголов. Однако настоящая борьба за независимость началась в 1705, и на протяжении всего XVIII в. маратхи оставались доминирующей политической и военной силой в Махараштре.

Поход Надир-шаха в Индию - вторжение персидского правителя Надир-шаха (1688 – 1747 гг.) в империю Великих Моголов, завершившееся захватом Дели в марте 1739 года.

Персидская оккупация привела к росту цен в городе. Наместник столицы пытался удерживать цены на более низком уровне, и персидские войска были направлены на рынок в Пахаргандже, чтобы обеспечить их соблюдение. Тем не менее, местные торговцы отказались принять более низкие цены, что привело к насилию, в ходе которого солдаты Надира были перебиты. Когда распространился слух, что Надир был убит женщиной у Красного замка, некоторые индийцы стали нападать на персидских солдат. Вспыхнули беспорядки, в ответ на которые Надир разрешил своим солдатам отвечать на насилие.

Утром 22 марта шах выехал в полном вооружении из дворца и укрепился в мечети Ровшан-од-Доуле в квартале Чандни Чоук. Затем, под аккомпанемент барабанов и рев труб, он обнажил боевой меч, дав сигнал своим войскам утопить бунт в крови. Почти сразу же в полном вооружении армия Надира атаковала безоружных горожан. Районы Дели Чандни Чоук, Дариба Калан, Фатехпури, Файз Базар, Хауз Кази, Джохри Базар, Лахори, Аджмери и Кабули, плотно населенной индусами и мусульманами, вскоре были усеяны трупами. Мусульмане, как индусы, так и сикхи, прибегали к убийству своих женщин, детей и самих себя, чтобы не попасть в руки персов. Наконец, после многих часов насилия и просьб Моголов о пощаде, Надир-шах смягчился и дал приказ прекратить кровопролитие, торжественно убрав в ножны меч.

Результаты: Было подсчитано, что в течение шести часов 22 марта 1739 года было убито от 20 000 до 30 000 индийских мужчин, женщин и детей. Точные цифры потерь являются неопределенным, так как после бойни тела жертв были похоронены в ямах или сожжены на грандиозных погребальных кострах без какого-либо надлежащего счета. Дели был разграблен в течение нескольких дней. Огромный штраф в размере 20 миллионов рупий был наложен на горожан. Мухаммад Шах передал ключи от царской казны и потерял Павлиний трон, который впоследствии служил символом персидской имперской мощи. Среди прочих сокровищ Надир также получили алмазы Кохинур и Дерианур. Персидские войска покинули Дели в начале мая 1739 года.

Последствия: Сокровища, захваченные в Дели, были настолько богатыми, что Надир-шах прекратил налогообложение в Персии на три года после своего возвращения. Победа Надир-шаха над разваливающейся империей Моголов позволила ему обратиться лицом к Западу и вновь столкнуться с османами. Османский султан Махмуд I инициировал турецко-персидскую войну (1743—1746), в котором Мухаммад Шах был союзником турок до своей смерти в 1748 году. Индийская кампания Надир-шаха открыла дорогу к колонизации полуострова другому иностранному захватчику — Британской Ост-Индской компании.

 

Походы Ахмад-шаха Дуррани в Индию – вторжение в Индию Афганского правителя Ахмад-шаха Дуррани (1721 – 1773 гг.) в 1751 – 1751 годах, с целью подчинения Империи Великих Моголов.

Со смертью Надир-шаха распалась его огромная держава. На ее развалинах возникло афганское государство во главе с Ахмед-шахом Дуррани. Это было еще слабое, недостаточно объединенное феодальное государство, сохранявшее значительные остатки родо-племенных отношений. Власть в стране фактически принадлежала ханам и знати крупных афганских племен, которые мало считались с приказами шаха. Завоевательным планам Ахмед-шаха и афганских ханов благоприятствовали междоусобия в Индии.

 

Афганцы были превосходными воинами, каждое племя являлось своеобразной военной организацией. Многие афганцы участвовали в походах иранского шаха Надира и прошли здесь хорошую боевую школу. Но их объединение не было прочным. Племя оставалось обособленным от племени, клан от клана, власть шаха была ограничена могущественными ханами племен. При такой общественной организации афганцы могли одерживать отдельные победы, но были неспособны прочно закрепиться на завоеванных территориях.

Результаты: В 1751 году афганцы подчинили весь Пенджаб, а в 1752 г. — Кашмир. В результате похода 1757—1758 гг. Ахмед-шах распространил свою власть на Сирхинд, разграбил Дели и оставил за Великим Моголом только номинальную власть. Но местные феодалы оказали афганцам серьезное сопротивление. Сикхи также повели против них непримиримую борьбу. В 1758 г. сикхи на время овладели Лахором, столицей Пенджаба. В том же 1758 г. в Индостане появилось сильное маратхское войско. Маратхи взяли Дели и довершили опустошение могольской столицы; после этого они заняли весь Пенджаб и прогнали афганцев за Инд. Ахмед-шах не мог примириться с потерей индийских владений, дававших ему доходы, во много раз превышавшие налоговые поступления с областей Афганистана. В борьбе с пешвой афганский шах мог рассчитывать на поддержку мусульманских князей Индостана, опасавшихся, что маратхи завоюют и их владения. В 1759 г. Ахмед-шах появился в Индии во главе 40 тыс. войска. С помощью мусульманских феодалов ему удалось порознь разбить силы маратхских военачальников и снова занять Дели. Своей основной базой в Индии афганцы сделали Рохилкханд. Это обеспечивало войскам Ахмед-шаха достаточное снабжение из местных ресурсов и давало им известную свободу действий; последнее было особенно важно, так как проходившая через Пенджаб главная линия их коммуникаций с Афганистаном постоянно нарушалась действиями отрядов сикхов.

 

В 1760 г. против афганцев выступила большая армия маратхов под командованием Садашео Бхоу, двоюродного брата пешвы. Основную массу войск Бхоу составляли разноплеменные конные отряды наемных солдат, которые выставлялись отдельными маратхскими князьями и сердарами; каждый из этих отрядов привык действовать на свой страх и риск и плохо слушался приказов командующего. Правда, у маратхов были некоторые зачатки регулярной армии, в том числе 9 пехотных батальонов сипаев, обученных на европейский лад, но эти части составляли в общем незначительное меньшинство. Потеряв прежнюю подвижность и этническое единство, маратхское войско обнаружило свои слабые стороны: недисциплинированность, громоздкость обозов и т. п. Солдатам выплачивали жалованье с перебоями, что вызывало среди них постоянный ропот.

 

Последствия: Бхоу удалось занять Дели. Отличавшийся крайней самоуверенностью маратхский командующий оказался плохим дипломатом и оттолкнул от себя такого ценного союзника, как джатский раджа Сурадж Мал, единственный дружественный маратхам князь в Индостане. С сикхами Бхоу также не удалось договориться о совместных действиях против афганцев, и в результате маратхи оказались изолированными. Садашео Бхоу допустил еще одну крупную ошибку, позволив афганцам отрезать себя от Махараштры. Маратхский укрепленный лагерь в Панипате был блокирован неприятелем, и войска Бхоу скоро начали испытывать недостаток в фураже и продовольствии. В решающем сражении 14 января 1761 г. под Паыипатом маратхские войска были наголову разбиты. Это был удар, от которого маратхи уже не оправились.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: