IV. Практическая часть. Работа с текстом




Урок № 1. Тема: «Языковой паспорт говорящего»

Наш язык – это величайшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… (Д.С. Лихачёв)

 

Языковой паспорт человека – это впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.

– Как вы думаете, что можно определить по речи человека?

– По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.

– Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла его большая часть жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека.

– Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.

– Речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе».

– Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» – отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

– Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.

вашему вниманию предлагаю

Правила говорящего

I. Осторожно обращайтесь со словом.

«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (В.И. Даль)

II. Хорошо продумывайте свою речь.

«Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума». (Хилон)

«Сперва подумай, а там скажи!» (В.И. Даль)

III. Не искажай действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

IV. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Знай, что твоё неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, огорчить, уязвить, вызвать смятение…» (В.А. Сухомлинский)

«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф. Честерфилд)

V. Не говори о том, что всем давно известно!

VI. Не будьте многословны!

«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже». (Софокл)

«Поменьше говори, побольше услышишь». (В.И. Даль)

VII. Не повторяй одно и тоже несколько раз.

«И хорошее слово хорошо один раз».

VIII. Оцени своевременность беседы.

«В добрый час молвить, в худой промолчать». (В.И. Даль)

«Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит в том, чтобы вовремя промолчать». (Ф. Ларошфуко)

Правила слушающего

I. Выслушайте обращённое к Вам слово!

II. Умейте слушать.

«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К. Морли)

«Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора». (М. Монтень)

III. Не принимайте решения, выслушав только одну сторону!

«Сто человек – сто мнений».

«Сколько людей, столько умов».

IV. Если Вам не ясно, не спешите с выводами.

IV. Практическая часть. Работа с текстом

НЕЗНАКОМКА

Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», – пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихи-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:

– Ну, чего вылупился?

 

1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы?

Какого он был мнения о ней сначала? Почему?

2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? Какая, по его мнению, она?

3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила? (А. Моисеева)

Задание I

Незаконченные предложения:

П – позиция (Я считаю, что…);

О – обоснование (потому что…);

П – пример (Я могу доказать это тем, что…);

С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) – позволяют кратко и точно выразить собственную позицию по обсуждаемой проблеме.

I I. Работа над ошибками

исправить речевые недочеты, заполнить таблицу:

№ п/п Допущенное нарушение норм русской речи Следует говорить
1. Выбираем предметы по выбору (тавтология).  
2. Говоря о разговоре (тавтология).  
3. Этот факт состоялся (неправильный выбор слова).  
4. А теперь более подробнее ответь на вопрос (наложение простой сравнительной степени наречия на составную).  
5. Даша, одень куртку.  
. От четырЕСТА отнять. К четыреХстам семидесяти пяти (нарушение литературной нормы склонения).  
7. Ихний, чегой-то, ихи, около его. Ошибка: в словообразовании местоимения.  
8.   Ребята выполнили клятву. У девочки были коричневые глаза. Дешевые цены. Ошибка: нарушение лексической сочетаемости  
9. Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь. Ошибка в структуре глагола.  
10. Удивляюсь его силой, жажда к славе, оплачивать за проезд. Ошибка в структуре словосочетания (управление).  
11. Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал. Я вынула книгу из сумки и положила её на стол. Ошибка: неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи.  

 

А) Определите значение слова:

1) Легальный А. Держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-либо, чему-либо.
2) Локальный Б. Придерживающийся принципов демократической свободы и свободного предпринимательства.
3) Либеральный В. Полный бюрократизма, формализма.
4) Радикальный Г. Признанный, допускаемый законом.
  Д. Решительный, придерживающийся крайних взглядов.
  Е. Не считающийся с действительным положением дел, проникнутый формализмом.

 

Б) Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным:

1) Потемкинские деревни А. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо. Б. Дачные поселки, жители которых сельскохозяйственным трудом не занимаются. В. Деревни, жители которых зажиточны и благополучны. Г. Покинутые жителями, пустующие деревни.
2) Глас вопиющего в пустыне А. Очень громкий крик. Б. О человеке, страдающем от одиночества. В. О призыве, протесте, оставшемся неподержанным. Г. Страстная. Настойчивая просьба.
3) Семи пядей во лбу А. Необыкновенно умный, талантливый человек. Б. Неудачник. В. Человек высокого роста. Г. Человек, удивляющий всех своими странными поступками, привычками.
4) Мастер на все руки А. Хитрый, ловкий обманщик, способный провести любого. Б. Человек, в руках которого большая власть. В. Хвастун. Г. О человеке, которому любая работа по плечу.

 

Задание III Напишите небольшое сочинение, взяв за основу один из приведенных ниже афоризмов.

Язык стоит изучать, потому что он продолжит тебе дорогу к людям. (М. Горький)

Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче заживается, чем рана от слова. (П. Кальдерон)

Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь. (Гомер)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: