Урок № 1. Тема: «Языковой паспорт говорящего»
Наш язык – это величайшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… (Д.С. Лихачёв)
Языковой паспорт человека – это впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.
– Как вы думаете, что можно определить по речи человека?
– По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
– Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла его большая часть жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека.
– Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.
– Речевое поведение – «визитная карточка человека в обществе».
– Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» – отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.
– Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.
вашему вниманию предлагаю
Правила говорящего
I. Осторожно обращайтесь со словом.
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь». (В.И. Даль)
II. Хорошо продумывайте свою речь.
«Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума». (Хилон)
«Сперва подумай, а там скажи!» (В.И. Даль)
III. Не искажай действительности в речи!
«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».
IV. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.
«Знай, что твоё неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, огорчить, уязвить, вызвать смятение…» (В.А. Сухомлинский)
«Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф. Честерфилд)
V. Не говори о том, что всем давно известно!
VI. Не будьте многословны!
«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже». (Софокл)
«Поменьше говори, побольше услышишь». (В.И. Даль)
VII. Не повторяй одно и тоже несколько раз.
«И хорошее слово хорошо один раз».
VIII. Оцени своевременность беседы.
«В добрый час молвить, в худой промолчать». (В.И. Даль)
«Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит в том, чтобы вовремя промолчать». (Ф. Ларошфуко)
Правила слушающего
I. Выслушайте обращённое к Вам слово!
II. Умейте слушать.
«Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К. Морли)
«Молчаливость и скромность – качества очень пригодные для разговора». (М. Монтень)
III. Не принимайте решения, выслушав только одну сторону!
«Сто человек – сто мнений».
«Сколько людей, столько умов».
IV. Если Вам не ясно, не спешите с выводами.
IV. Практическая часть. Работа с текстом
НЕЗНАКОМКА
Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», – пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихи-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:
– Ну, чего вылупился?
1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы?
Какого он был мнения о ней сначала? Почему?
2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? Какая, по его мнению, она?
3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила? (А. Моисеева)
Задание I
Незаконченные предложения:
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (потому что…);
П – пример (Я могу доказать это тем, что…);
С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) – позволяют кратко и точно выразить собственную позицию по обсуждаемой проблеме.
I I. Работа над ошибками
исправить речевые недочеты, заполнить таблицу:
№ п/п | Допущенное нарушение норм русской речи | Следует говорить |
1. | Выбираем предметы по выбору (тавтология). | |
2. | Говоря о разговоре (тавтология). | |
3. | Этот факт состоялся (неправильный выбор слова). | |
4. | А теперь более подробнее ответь на вопрос (наложение простой сравнительной степени наречия на составную). | |
5. | Даша, одень куртку. | |
. | От четырЕСТА отнять. К четыреХстам семидесяти пяти (нарушение литературной нормы склонения). | |
7. | Ихний, чегой-то, ихи, около его. Ошибка: в словообразовании местоимения. | |
8. | Ребята выполнили клятву. У девочки были коричневые глаза. Дешевые цены. Ошибка: нарушение лексической сочетаемости | |
9. | Ездиет, ложить, хочут, ждя, махает, ляжь. Ошибка в структуре глагола. | |
10. | Удивляюсь его силой, жажда к славе, оплачивать за проезд. Ошибка в структуре словосочетания (управление). | |
11. | Земляника напоминает Ревизору, что он у него обедал. Я вынула книгу из сумки и положила её на стол. Ошибка: неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи. |
А) Определите значение слова:
1) Легальный | А. Держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-либо, чему-либо. |
2) Локальный | Б. Придерживающийся принципов демократической свободы и свободного предпринимательства. |
3) Либеральный | В. Полный бюрократизма, формализма. |
4) Радикальный | Г. Признанный, допускаемый законом. |
Д. Решительный, придерживающийся крайних взглядов. | |
Е. Не считающийся с действительным положением дел, проникнутый формализмом. |
Б) Укажите, какое толкование фразеологизмов является правильным:
1) Потемкинские деревни | А. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо. Б. Дачные поселки, жители которых сельскохозяйственным трудом не занимаются. В. Деревни, жители которых зажиточны и благополучны. Г. Покинутые жителями, пустующие деревни. |
2) Глас вопиющего в пустыне | А. Очень громкий крик. Б. О человеке, страдающем от одиночества. В. О призыве, протесте, оставшемся неподержанным. Г. Страстная. Настойчивая просьба. |
3) Семи пядей во лбу | А. Необыкновенно умный, талантливый человек. Б. Неудачник. В. Человек высокого роста. Г. Человек, удивляющий всех своими странными поступками, привычками. |
4) Мастер на все руки | А. Хитрый, ловкий обманщик, способный провести любого. Б. Человек, в руках которого большая власть. В. Хвастун. Г. О человеке, которому любая работа по плечу. |
Задание III Напишите небольшое сочинение, взяв за основу один из приведенных ниже афоризмов.
Язык стоит изучать, потому что он продолжит тебе дорогу к людям. (М. Горький)
Язык – самое опасное оружие: рана от меча легче заживается, чем рана от слова. (П. Кальдерон)
Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь. (Гомер)