П Л А Н
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 8 А КЛАССЕ
ТЕМА: “КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853 – 1856 гг. ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ”.
ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о причинах войны, ее основных этапах, причинах поражения России в войне.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта “Крымская война 1853-1856 гг”, раздаточный материал, опережающее задание, портреты Нахимова и Корнилова, видеомагнитофон.
Время урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
0-1 2-6 7 -32 33 – 43 44 - 45 | ОРГМОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:
На одном из предыдущих занятий мы рассматривали тему, связанную с внешней политикой Николая I. Вами была составлена схема по основным внешнеполитическим направлениям России при Николае I.
Вопросы для беседы с учащимися:
ПРИЧИНА ВОЙНЫ: Борьба России, Франции и Англии за укрепление влияния на Ближнем Востоке.
|
Просмотр видеофрагмента
Вопрос учащимся: Можно ли назвать этот конфликт ещё одной причиной для начала войны?
- Начальный этап войны –октябрь 1853 – апрель 1854 гг. Основной противник Турция. Военные события разворачиваются на Балканском и Закавказском фронтах. Самым значимым из них была победа русского флота 18 ноября 1853 года в Синопском сражении. Командовал флотом вице-адмирал П.С.Нахимов.
Сообщение учащегося о П.С.Нахимове.
Задание учащимся: Работая с документом №1 сформулируйте причины победы русского флота в Синопском сражении.
Эта победа привела к серьезным изменениям в ходе войны.
- В марте 1854 года Англия и Франция объявили России войну. Основные противники России – Турция, Англия, Франция и Сардинское королевство.
Задание для учащихся:
Соотношение готовности к войне России и её противников
Россия | Англия и Франция |
Рекрутская система | Всеобщая воинская повинность |
Не развитость военной промышленности | Развитые капиталистические отношения |
Парусный флот | Паровой флот |
Устаревшее гладкоствольное оружие | Новейшие образцы нарезного оружия |
|
Изучив таблицу. Ответьте на вопрос: Изменилась ли для России ситуация в ходе войны с вступлением в нее Англии и Франции?
Флот Англии и Франции атаковал русские порты Одессу, Архангельск, Петропавловск-Камчатский, Кольский залив, Соловецкие острова, Аланские острова. Эти нападения были отбиты, а турки потерпели поражение в Закавказье, но под нажимом Австрии русские войска выходят из Молдавии и Валахии. Свои войска в дунайские княжества вводит Австрия.
Сентябрь 1854 года – 60 тысяч союзников высадились в Крыму в районе Евпатории и наступают на Севастополь. Крепость осталась один на один с противником после поражения русских войск на реке Альме.
Физкультминутка.
- Оборону города возглавил В.А.Корнилов.
Сообщение учащегося о В.А.Корнилове.
Видеофрагмент и вопрос для учащихся: Что было сделано командованием и населением для укрепления города?
Оборона города длилась 11 месяцев.
Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы
Осажденные переходили в контратаки, совершали вылазки в стан врага. Война затягивалась. Это привело к недовольству в армиях Англии и Франции.
В конце августа 1855года была предпринята последняя бомбардировка Севастополя из 800 орудий противника. Затем начался общий штурм. Был захвачен Малахов курган и южная часть города покинута его защитниками.
Противник занял Керчь, Еникале, Анапу, Кинбурн.
- На Кавказе русские захватили крепость Карс. Была открыта дорога на Эрзерум.
|
- Эти события заставили воюющие стороны пойти на подписание мирного договора, который был заключен в Париже в марте 1856 года.
Условия Парижского договора | Результаты для России |
В обмен на Крым и Севастополь Россия отдает Турции Карс | Сохранение за Россией Северного Причерноморья |
Черное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Черном море. | Южные рубежи России остались без защиты. |
Россия теряет права защитницы балканских народов | Потеря Россией влияния на Балканах |
Задание учащимся: Работая с документом №3 ответить на вопрос. Каковы причины поражения России в войне
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Составьте три вопроса по изученному материалу.
Письменная работа для учащихся:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Параграф №14 Подготовить рассказ об одном из участников обороны Севастополя.
РЕЛАКСАЦИЯ: Что Вам понравилось на уроке?
Что вызвало особую сложность?
У кого не было затруднений?