Рассказ: «Меланхолик-морион»




Важное для нас из рассказа:

Так важно найти созвучное своей душе, в дереве, в цветке, в животном или минерале. Все мы неразрывно связаны с ними как часть Природы, через которую постигаешь, целебно находишь себя: «Вот эта кроткая, токая березка похожа на меня своей застенчивостью», «Эта грациозная кошка-недотрога созвучна мне своим свободолюбивым характером». Можно по-своему, а значит творчески, отражать себя в фотографировании, рисовании, коллекционировании того, что родственно, близко по духу.

В рассказе: «Меланхолик-морион» автор размышляет о созвучном ему минерале – черном непрозрачном кварце. Что роднит его с этим угрюмым камнем? В этом минерале словно отражается его собственная скрытность, углубленность в себя, врожденная тревожность, перемежающаяся с печалью, склонностью к глубоким переживаниям, и обостренному чувству вины.

Вспоминая об отношении людей к черному кварцу-мориону, который из-за своей мрачности некогда приобрел дурную славу камня-вампира, питающегося негативными эмоциями человека и лишающего радости своего обладателя, автор обращается к «судьбе» меланхоликов, которые раньше тоже (например, в эпоху Средневековья) вызывали страх и презрение. Примерно такое же отношение к ним можно было наблюдать в нашей стране в Постреволюционный период и сталинское время, когда «слабости», нерешительности, застенчивости противопоставлялись деятельность, практичность, агрессивная борьба за советскую идеологию. Меланхоликов с их «невыгодной» для общественного строя дефензивностью даже пытались переделать, искусственно вырабатывать у них подвижную, сильную нервную систему, дабы, по мере возможности, избавиться от их «вредоносности», «несостоятельности». Важно также подчеркнуть, что сам дефензивный (робкий, скромный, слабовольный) человек, страдая от своей непрактичности, завидуя иногда более агрессивным, сильным типам, пытается самоутвердиться, изображая свою противоположность и стараясь казаться дерзким («нахал от застенчивости»), бесстрашным. Но за всей этой напускной наглостью неизменно просвечивает его истинная природная сущность с ее застенчивостью, обостренным чувством вины, нерешительностью. Сквозь все эти попытки ощущается, «прощупывается», какая-то неестественность, как и не натурален на самом деле желтый цвет меланхоличного черного кварца-мориона, искусственно превращенного в более жизнерадостный желтый цитрин.

Очень важно осознать сильные стороны своего характера (а они есть абсолютно у каждого), принять себя, найти свой собственный, свойственный своему душевному складу, жизненный путь. Может помочь воспоминание о том, что многие всемирно известные писатели (Чехов, Кафка, Лермонтов), ученые и философы (Дарвин, Павлов, Кант), композиторы (Лист, Дебюсси), художники (К. Моне, Писсарро, Нестеров) были меланхоликами, но это не помешало им создавать великие произведения искусства, найти свой, соответствующий своей природе, одухотворенный, творческий путь.

Нет только плохих или только хороших характеров, могут быть только нравственные и безнравственные люди (а простить можно все, кроме безнравственности, жестокости, истинного зла, направленного на рузрушение). Жалостливость, интеллигентность, склонность к глубоким размышлениям-переживаниям, самопожертвование, так часто свойственные меланхоликам, восхищают не менее, чем практичность и решительность стеничных характеров. Да, дефензивный человек может изводить себя и других своими тревожными сомнениями, болезненной ранимостью, занудством. Но если он пытается по-своему служить добру, то может быть прекрасен в этом служении.

Вопросы психотерапевта в группе:

1. В чем заключается сила дефензивных (робких, застенчивых, непрактичных, неуверенных в себе, так называемых «слабых) людей?

2. На занятие можно попросить принести созвучную своему душевному складу вещь. Это может быть все, что угодно: открытка, фотография, минерал, засушенный полевой цветок, марка. Объяснить, в чем выражается это созвучие?

3. Каждому участнику группы предлагается подумать, в чем он бы мог творчески выразить себя. Какое занятие могло бы быть ему по душе.

 

 

Примерные ответы на вопросы в группе:

1.То, что некоторые привыкли считать слабостью характера (робость, застенчивость, тревожность, инертность), не менее важны, чем решительность, практичность и быстрота реагирования на те или иные внешние раздражители. Дефензивный человек, как и любой другой, прекрасен, если по-своему служит добру. Энергия, направленная на созидание, как раз может выражаться в отражении себя, своего характера, в творчестве. Жалостливость, обостренное чувство вины, сострадание, тревожные сомнения с их глубокой аналитичностью и жаждой познания – есть сильные стороны меланхолика. Дефензивному человеку сложно (а иногда и вовсе невозможно) совершить поистине злой поступок (здесь можно вспомнить шекспировского Гамлета, которому сложно решиться отомстить убийце своего отца). Таким образом, можно заключить, что сила дефензивных людей (с тягостным переживанием своей неполноценности), как и людей вообще, заключается как раз в их Человечности. Болезненная застенчивость, ранимость, чувствительность благородны в противовес безнравственной агрессивности. Кроме того, дефензивные люди нередко тянутся к творчеству, помогающему смягчить их переживания. Также стоит сказать о том, что великие философы древности, такие как Платон и Аристотель, связывали меланхолию с одаренностью (хотя это вовсе не означает, что только дефензивные люди могут быть гениальными). Можно также напомнить, что трусливые и нерешительные люди в период опасности могут вести себя храбро. Срабатывает заложенный в них природой защитный механизм, заключающийся в душевном одеревенении. Онемение это как раз и помогает правильно действовать в опасной ситуации.

2. Созвучной может быть детская игрушка («Я похож на странного, но доброго Чебурашку», «Я так же весел, немного суетлив и задорен, как волчок»), открытка («Этот тоскливый пейзаж, изображенный на открытке, созвучен мне, потому что напоминает о моих собственных тоскливых переживаниях»), камень («Строгая форма граната напоминает мне о собственном стремлении к порядку»), цветок («Я похож на мягкий, нежный и ранимый одуванчик»). Порой бывает сложно объяснить самому себе это созвучие: вот почему-то приглянулась мне эта сосновая шишка, или по какой-то причине захотелось запечатлеть на фотоснимке опавшие с деревьев кленовые листья. Но находя созвучное своей душе, целебно постигаешь самого себя, учишься находить в себе и ценить в других людях свое природно-индивидуальное.

3. Бывает нелегко найти свое место в стремительном многообразии жизни. Здесь, снова же, важно осознать, что мне по душе, к чему я наиболее способен, в каком деле мог бы по-своему (а значит творчески) отразить себя. «Я не чувствую в себе стремления рисовать, но, мне кажется, я бы мог найти себя в фотографировании того, что мне созвучно», «Я плохо понимаю математику, мир цифр тяготит меня, но мне близок ритм стихотворных размеров, гармония слов. Я бы мог попробовать писать стихи сам», «Мне не понятен мир минералов, но я бы хотел вести наблюдения за насекомыми».

Если это по какой-то причине невозможно сделать на работе, можно найти себя в увлечении: фотографировании, рисовании, написании очерков, ведении дневника, куда будут записываться интересные наблюдения. Все это помогает творчески оживлять себя, смягчать тревожные переживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: