Приложение № 2
к Положению о порядке прохождения
Военной службы
Порядок
учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха
1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
|
4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).
5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
6. Военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск).
|
Комментарий к п. 1 приложения 2
1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни ведется командиром подразделения в журнале.
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Наряду с этим для военнослужащих-женщин при определенных условиях общая продолжительность рабочего времени не может превышать 36 часов в неделю. Это, в частности, предусмотрено ст. 22 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для отдельных категорий женщин иными законодательными актами Российской Федерации и п. 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" от 1 ноября 1990 г. N 289/3-I для женщин, работающих в сельской местности.
|
2. Сверхурочным временем считается количество часов служебного времени, в течение которого военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы (как должностных, так и специальных) сверх нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии со ст. 230 УВС ВС РФ днями отдыха, т.е. днями, полностью свободными от исполнения каких-либо служебных обязанностей, для военнослужащих, кроме несущих боевое дежурство (боевую службу) и службу в суточном наряде, являются воскресные и праздничные дни.
Праздничными, в соответствии со ст. 65 КЗоТ РФ, считаются следующие дни:
1 и 2 января - Новый год,
7 января - Рождество Христово,
8 марта - Международный женский день,
1 и 2 мая - Праздник Весны и Труда,
9 мая - День Победы,
12 июня - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации,
7 ноября - годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 г. N 1537 этот день объявлен праздничным днем - Днем согласия и примирения).
3. Предельная продолжительность времени, в течение которого военнослужащие могут привлекаться к исполнению обязанностей сверхурочно, в настоящее время не определена, в отличие от трудового законодательства, в соответствии с которым привлечение работников к исполнению обязанностей сверхурочно допустимо в пределах четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 56 КЗоТ РФ).
4. В настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации (как и в других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба) порядок ведения учета сверхурочного времени и учета привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, как и порядок ведения учета предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха, не определен.
Привлечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни должно производиться на основании приказа командира части. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость такого привлечения, военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы, и ее продолжительность.
Представляется, что в неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток.
Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим военнослужащим и его непосредственным командиром (начальником) (командиром подразделения) в журнале.
5. У военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих режим службы "одни сутки через трое суток" (или при ином режиме исполнения обязанностей военной службы, например, сутки через двое, четверо), выходными днями являются дни, свободные от дежурства (а не субботние и воскресные), и поэтому компенсационный отдых соответствующей продолжительности в другие дни недели им не положен.
При совпадении выходного и праздничного дней у данных военнослужащих им должен предоставляться дополнительный выходной день.
6. Учет (в сутках) предоставленных военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
Здесь необходимо отметить, что законодатель говорит о дополнительных сутках отдыха при рассмотрении вопроса о компенсации сверхурочного времени и времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Понятие "время отдыха" употребляется в случае, когда рассматриваются вопросы компенсации времени привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
В журнале должно быть отражено, когда (в какой день) военнослужащему предоставлены дополнительные сутки отдыха, а также основания их предоставления.
Комментарий к п. 2
7. Форма и порядок ведения журнала до настоящего времени не установлены ни одним руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В то же время жизненная необходимость заставляет многих командиров вести такие журналы в целях соблюдения права военнослужащих на отдых.
Исходя из смысла комментируемого Приложения рассматриваемый журнал должен состоять из четырех самостоятельных разделов.
В разделе I должна содержаться информация по учету времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время).
В разделе II должен отражаться учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни.
В разделе III должны содержаться данные учета предоставленных военнослужащим дополнительных суток отдыха.
В разделе IV должна содержаться информация по учету предоставленного военнослужащим времени отдыха.
8. Примерные формы разделов и образцы их заполнения могут выглядеть следующим образом.
Раздел I
№ п/п | Воинское звание, фамилия, имя и отчество военнослужащего привлекавшегося к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверхустановленной продолжительности еженедельного служебного времени | № и дата приказа о привлечении | Дата привлечения | Фактическая продолжительность сверхурочного времени | Общее время сверхурочного привлечения военнослужащего | Предоставлялся ли компенсационный отдых в другие дни недели | Подпись военнослужащего, дата |
1. | капитан Пластинин В.В. | № 23 от 4 февраля 20000 года | 7 февраля 2000 года | 3 часа | 3 часа | Нет | Подпись Дата |
2. | майор Калинин А.В. | № 34 от 7 марта 2000 года | 10 марта 2000 года | 2 часа | 2 часа | Нет | Подпись Дата |
3. | капитан Пластинин В.В. | № 37 от 9 марта 2000 года | 12 марта 2000 года | 2 часа | 5 часов | Нет | Подпись Дата |
Раздел II
№ п/п | Воинское звание, фамилия, имя и отчество военнослужащего привлекавшегося к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни | № и дата приказа о привлечении | Дата привлечения | Фактическая продолжительность сверхурочного времени | Общее время сверхурочного привлечения военнослужащего | Подпись военнослужащего, дата |
1. | майор Калинин А.В. | № 43 от 9 марта 2000 года | 8 марта 2000 года | 8 часов | 8 часов | Подпись, Дата |
2. | капитан Пластинин В.В. | № 75 от 6 мая 2000 года | 9 мая 2000 года | 8 часов | 8 часов | Подпись, Дата |
Раздел III
№ п/п | Фамилия, имя и отчество военнослужащего привлекавшегося сверхурочно к исполнению обязанностей военной службы | Дата предоставления дополнительных суток отдыха | Подпись, дата |
1. | майор Калинин А.В. | 10 июля 2000 года | Подпись, дата |
2. | капитан Пластинин В.В. | 14 июля 2000 года | Подпись, дата |
Раздел IV
№ п/п | Фамилия, имя, отчество военнослужащего, которому представляется время отдыха, компенсирующее участие в мероприятиях, проводимых без ограничения продолжительности еженедельного служебного времени | Дата представления времени отдыха | Продолжительность компенсационного времени | Основание представления времени отдыха | Подпись, дата |
1. | капитан Пластинин В.В. | 24-25 июля 2000 года | 16 часов | Нахождение в суточном наряде 2, 8 и 16 июля 2000 года | Подпись, дата |
2. | майор Калинин А.В. | 26-29 августа 2000 года | 32 часа | Нахождение в служебной командировке с 12 по 17 августа 2000 года | Подпись, дата |
9. В соответствии с комментируемым приложением правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. В то же время более рациональным с точки зрения участия военнослужащего в организации учета времени привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и учета привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, а также учета предоставленных ему дополнительных суток отдыха, представляется предоставление военнослужащему возможности ознакомиться с каждой записью в журнале и выразить согласие с ее правильностью путем росписи в специальной графе.
Комментарий к п. 3
10. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Требования вышеприведенной нормы приложения не совсем понятны в части учета сверхурочного времени при исполнении военнослужащими специальных обязанностей. Как уже отмечалось, в силу п. 3. ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" специальные обязанности военнослужащие исполняют, находясь на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, при привлечении для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах. Указанные мероприятия, в силу приказа министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 492, приказа ФСБ Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 10, приказа Федеральной службы охраны Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 197 и приказа ФАПСИ от 11 января 1999 г. N 3 проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, и компенсация отдыха за участие в таких мероприятиях производится в соответствии с п. 5 комментируемого приложения. Поэтому считать их сверхурочным временем оснований нет.
11. Суммирование сверхурочного времени производится путем сложения количества часов, в течение которых военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы. При этом время, необходимое для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, не учитывается. Это, в принципе, не совсем справедливо. Понятно, что чаще всего военнослужащие привлекаются сверхурочно в связи со служебной необходимостью сразу после окончания их служебного времени и до момента выполнения поставленных задач. Но может случиться и так, что присутствие военнослужащего на службе станет необходимым уже после убытия его к месту жительства и во время нахождения его дома. В данном случае ему потребуется затратить время на проезд к месту службы от места жительства и обратно, а оно в соответствии с комментируемым приложением в учет сверхурочного времени не входит. Справедливость в данной ситуации может быть восстановлена лишь в судебном порядке.
При достижении суммарным сверхурочным временем величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащий приобретает право на дополнительные сутки отдыха. Регламент служебного времени устанавливает командир конкретной части (ст. 226 УВС ВС РФ) и в подавляющем большинстве случаев величина ежедневного времени составляет 8 часов.
12. Исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни аналогично исчислению суммарного сверхурочного времени и отличается лишь тем, что оно осуществляется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Время, необходимое для прибытия к месту службы от места жительства и обратно, должно определяться исходя из фактической его затраты военнослужащим на проезд (во внимание должны приниматься удаленность места жительства военнослужащего от места службы, наличие у него служебного транспорта и транспорта общественного пользования по маршруту движения, время года и др.).
13. При наличии желания военнослужащего дополнительные сутки отдыха присоединяются к его основному отпуску. Количество присоединяемых к отпуску дополнительных суток отдыха не должно превышать 30 суток в год.
Присоединяемые к отпуску дополнительные сутки отдыха в соответствии с комментируемым приложением в продолжительность основного отпуска не входят. Однако это не совсем отвечает требованиям действующего законодательства, и зачет дополнительных суток отдыха в продолжительность основного отпуска все же должен производиться. Этот вывод позволяет сделать анализ п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым общая продолжительность основного отпуска военнослужащих с учетом дополнительных суток отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Налицо коллизия нормативных правовых актов. Федеральный закон является нормативным правовым актом, который имеет большую юридическую силу, чем указ Президента, и применяться должен именно он.
Данная коллизия будет устранена изменениями, внесенными в рассматриваемое приложение в ходе его совершенствования.
Комментарий к п. 4
14. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, должны представляться командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).
Данные учета отражаются в рапорте командира подразделения, осуществляющего учет, с указанием количества часов, в течение которых конкретный военнослужащий привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверхурочно в каждый рабочий, выходной или праздничный день. В рапорте должна содержаться информация о желании военнослужащего присоединить положенные ему дополнительные сутки отдыха к своему основному отпуску.
Рапорт с соответствующим решением должностного лица, которому предоставлено право издания приказов, служит основанием для издания приказа о присоединении к основному отпуску военнослужащего дополнительных суток отдыха.
Комментарий к п. 5
15. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха.
Некоторые мероприятия, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
А. В Министерстве обороны Российской Федерации приказом министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 утвержден Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих. В него вошли: мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или с объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями; боевое дежурство (боевая служба); мероприятия оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск сил (оперативные учения; оперативно-тактические учения; тактические учения с боевой стрельбой; командно-штабные и штабные учения; командно-штабные тренировки; тактико-специальные учения; опытные и исследовательские учения; мобилизационные и специальные учения; летно-тактические учения; военные игры; маневры войск (сил); оперативно-полевые поездки; выходы в море кораблей (судов) и подводных лодок, вылеты авиации по плану боевой подготовки, выполнения задач обеспечения сил флота, межбазовых переходов и в чрезвычайных обстоятельствах); проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы (плановые; внезапные; итоговые (контрольные); инспектирование войск (сил); проведение государственных, заводских и ходовых испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники; несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; нахождение в служебных командировках; несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп; выполнение мероприятий в зонах чрезвычайного положения и участие войск в обеспечении режима чрезвычайного положения; выполнение мероприятий по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий, проведение карантинных мероприятий; нахождение на кораблях 30 процентов и более офицеров, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (в зависимости от графика боевого заместительства), для поддержания установленной боевой готовности; погрузка (выгрузка) оружия и боеприпасов на носители, производство которой не может быть остановлено без завершения технологических процессов; участие в проведении миротворческих операций; выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.
Б. Приказом ФСБ РФ от 11 января 2000 г. N 10 утвержден Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту. В него включены: мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями; срочные мероприятия, непосредственно связанные с боевой подготовкой и мобилизационной готовностью органов федеральной службы безопасности; срочные или непрерывные мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением оперативно-розыскной, оперативно-технической и иной служебной деятельности; боевое дежурство (боевая служба); учения и тренировочные мероприятия органов федеральной службы безопасности; служебные командировки; проверки (в том числе инспекторские) состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевого дежурства (боевой службы), выполнения специальных задач, боевой учебы; проведение государственных, заводских, эксплуатационных (войсковых) испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники; несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; выполнение служебных задач на территориях, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или которые соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации объявлены зонами вооруженных конфликтов с предоставлением гарантий и компенсаций; мероприятия по освобождению заложников, пресечению актов терроризма и локализации массовых беспорядков; мероприятия по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий; мероприятия, связанные с обеспечением безопасности погрузки (выгрузки) и транспортировки боеприпасов и литерных грузов; участие в проведении миротворческих операций; выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.
В. Перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих ФСО России, проходящих военную службу по контракту, утвержден приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 197. Он включает в себя: мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или объявлением мобилизации, в том числе с учебными целями; срочные мероприятия, непосредственно связанные с обеспечением безопасности объектов государственной охраны и (или) с защитой охраняемых объектов; срочные или непрерывные мероприятия, непосредственно связанные с осуществлением оперативно-розыскной, оперативно-технической и иной служебной деятельности; боевое дежурство (боевая служба); несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; служебные командировки; проверки (в том числе инспекторские) состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевого дежурства (боевой службы), выполнения специальных задач, боевой учебы - плановые, внеплановые, итоговые (контрольные); выполнение служебных задач на территориях, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или которые соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации объявлены зонами вооруженных конфликтов с предоставлением соответствующих гарантий и компенсаций; мероприятия по ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Г. Приказом ФАПСИ от 11 января 1999 г. N 3 утвержден Перечень мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих федеральных органов правительственной связи и информации. В него входят: мероприятия, связанные с введением высших степеней боевой готовности или объявлением мобилизации, в том числе проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов; мероприятия оперативной и боевой подготовки (оперативные учения; оперативно-тактические учения; командно-штабные и штабные учения; тактико-специальные учения; опытные и исследовательские учения; мобилизационные и специальные учения); проверки состояния боевой и мобилизационной готовности, организации боевой работы, выполнения специальных задач, боевой учебы - плановые, внезапные, итоговые (контрольные); инспектирование войск ФАПСИ; проведение государственных и заводских испытаний вновь разработанных или модернизированных образцов вооружения и военной техники; несение внутренней, гарнизонной и караульной служб; нахождение в служебных командировках; несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления; участие в боевых действиях, выполнение мероприятий в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов; выполнение мероприятий при участии в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, проведение карантинных мероприятий; мероприятия, связанные с розыском военнослужащих; выполнение других боевых и специальных задач, определенных действующим законодательством.
16. Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не несет в себе информацию о предоставлении военнослужащим дополнительного времени отдыха и о его количестве (ограничения охватывают лишь продолжительность основного отпуска с дополнительными сутками отдыха).
В то же время в п. 7 ст. 29 комментируемого Положения указывается, что общая продолжительность основного отпуска с учетом дополнительного времени отдыха не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Исходя из смысла вышеприведенного пункта Положения о порядке прохождения военной службы, дополнительное время отдыха, как и дополнительные сутки отдыха (но, как уже ранее отмечалось, на основании Федерального закон а "О статусе военнослужащих"), должно учитываться при определении общей продолжительности основного отпуска военнослужащих, и последний не должен выходить за рамки 60 суток.
17. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, несущих боевое дежурство (п. 2 Перечня мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих), имеющих режим службы "одни сутки через трое суток", несение этого дежурства является одновременно выполнением своих должностных обязанностей, и поэтому дополнительное время отдыха данной категории военнослужащих предоставляться не должно.
18. Отдельного учета привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, как это предусмотрено при организации учета сверхурочного времени и времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни, не ведется. В этом отсутствует необходимость вследствие того, что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов.
19. Предоставление за трое суток привлечения военнослужащих к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, двух суток отдыха не отражает компенсационного характера комментируемого пункта.
На самом деле в той же командировке (на полигоне и т.д.) военнослужащий может и не осуществлять свою служебную деятельность свыше положенных ему 40 часов в неделю (8 часов в сутки), а по прибытии в часть ему предоставляют время отдыха. В такой ситуации предоставление отдыха осуществляется без наличия законных оснований к его предоставлению (отдых за отдых).
Правомерным будет осуществление учета привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по тому же принципу, как это предусмотрено при организации учета сверхурочного времени и времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Старший в командировке (на учениях, стрельбах и т.п.) по прибытии к месту службы предоставит в штаб воинской части информацию о привлечении конкретных военнослужащих к исполнению обязанностей сверхурочно и в выходные (праздничные) дни. Его рапорт послужит основанием для предоставления указанным военнослужащим дополнительных суток отдыха.
20. Время отдыха, компенсирующее участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Из смысла вышеприведенной нормы вытекает, что компенсационное время может быть предоставлено военнослужащему в принципе в любое время. Единственный критерий - не нанесение ущерба боевой готовности части и интересам службы. По решению командира компенсационное время может быть присоединено и к основному отпуску военнослужащего (в отличие от компенсации суммарного сверхурочного времени, которое присоединяется к основному отпуску военнослужащего по его желанию).
Комментарий к п. 6
21. Военнослужащим, участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск).
Вышесказанное распространяется и на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
22. Организация отдыха для рассматриваемых категорий военнослужащих предусмотрена в том случае, если им, исходя из смысла комментируемого пункта, положены дополнительные сутки отдыха.
Дополнительные сутки отдыха, как уже отмечалось ранее, - это компенсация сверхурочного времени и времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Поэтому говорить о дополнительных сутках отдыха будет не совсем правильно, и, скорее всего, законодатель имел в виду сутки дополнительных отпусков, которые предоставляются военнослужащим после участия в мероприятиях, перечисленных в тексте комментируемого пункта.
23. В п. 9 Положения о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации (утверждено постановление м Совета Министров Российской Федерации от 17 мая 1993 г. N 455) предусмотрено, что кандидатам в космонавты, космонавтам, инструкторам-космонавтам ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью 45 суток, а после выполнения космического полета - дополнительный отпуск продолжительностью 30 суток.