А. Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?




ТЕМА 5. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Условия и критерии совершенной конкуренции.

2. Каковы принципиальные варианты поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах?

3. Каковы пути достижения точки безубыточности российскими предприятиями?

4. Почему максимум прибыли достигается фирмой в точке равенства предельного дохода и издержек?

5. Кривая предложения конкурентной фирмы.

6. Какую роль играет отсутствие барьеров в установлении нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции?

7. Можно ли считать совершенную конкуренцию наиболее эффективным типом рынка? Приведите свою аргументацию.

Б. Опишите соотношение между бухгалтерской, экономической, нормальной и нулевой экономической прибылью. Попробуйте дать графическую интерпретацию (изобразить прямоугольниками разных размеров) этих категорий. Как изменится ситуация, если нормальная прибыль в условиях кризиса станет отрицательной?

 

В. Объясните, почему кривая спроса на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции имеет вид горизонтальной прямой:

Тесты и задачи

1. Что из ниже перечисленного не характерно для совершенной конкуренции: а) кривая спроса на продукцию фирмы горизонтальна; б) большое число производителей; в) значительный контроль над ценой; отсутствие неценовой конкуренции.
2. Условием прекращения производства в краткосрочном периоде является: а) цена ниже минимума средних общих издержек; б) цена ниже минимума средних переменных издержек; в) цена ниже предельных издержек; г) совокупный доход ниже совокупных издержек; цена ниже средних постоянных издержек.
3. Больше всего рынку совершенной конкуренции соответствует следующий рынок: а) индустрия высокой моды; б) нефтяная промышленность; в) автомобилестроение; г) мелкая розничная торговля; метрополитен.
4. Если цена товара ниже предельных издержек, то фирма, максимизирующая прибыль, должна: а) прекратить производство; б) увеличить производство; в) сократить производство; г) ответ зависит от того, о восходящей или нисходящей ветви предельных издержек идет речь; не верен ни один ответ.
5. К числу черт совершенной конкуренции не относится: а) атомизм производителей; б) однородность продукта; в) отсутствие барьеров; г) совершенная информация; все предыдущие ответы соответствуют чертам совершенной конкуренции.
6. Кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с: а) возрастающей ветвью кривой предельных издержек; б) возрастающей ветвью кривой средних общих издержек; в) нисходящей ветвью кривой средних общих издержек; г) частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек; частью кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних общих издержек.
7. Долгосрочная кривая предложения отрасли в условиях совершенной конкуренции представляет собой: а) горизонтальную прямую; б) понижающуюся кривую; в) повышающуюся кривую; г) кривую с высокой эластичностью; все приведенные выше варианты возможны.

Задача №1. Найдите средние постоянные издержки для объема производства Q1 и Q2. Как будут выглядеть на графике общие постоянные издержки данной фирмы, рассчитанные для точки Q1?

 
 

 


Задача № 2. Зависимость общих издержек предприятия (TC) от объема производства (Q) представлена таблицей:

 

Q            
TC            

При какой цене товара предприятие прекратит производство в долгосрочном периоде?

Определите, при какой цене товара она в краткосрочном периоде выберет:

А) производство ради максимизации прибыли,

Б) производство ради минимизации убытков,

В) прекращение производства.

Как соотносится цена прекращения производства в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде?

Если цена единицы товара (P) равна 6 руб., то какой объем производства (Q) выберет фирма 1?

Задача №3

Определите:

а) Найдите, в какой точке достигается оптимум фирмы. По какому правилу его можно определить?

б) Рассчитайте размер прибыли (убытка) предприятия в точке оптимума. Останется ли предприниматель в отрасли?

в) Может ли это равновесие сохраниться в долгосрочном периоде?

 

 

 

 


Эссе

А. Является ли целью деятельности фирмы максимизация прибыли?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Здание микроэкономической теории построено на допущении, что основным мотивом деятельности фирмы является стремление к максимизации прибыли. Это значит, что компания предпринимает какие-либо действия, либо отказывается от их осуществления в зависимости от того, увеличит ли это или уменьшит ее прибыль.

· Между тем некоторые экономисты считают, что «максимизация прибыли является ошибочной концепцией» (П. Друкер). Существует несколько альтернативных вариантов определения основной цели фирмы.

· Ряд экономистов полагают, что целью фирмы является максимизация ее рыночной стоимости (например, биржевой стоимости акций фирмы). При таком подходе фактически максимизируется богатство собственников компании, а не их текущие прибыли.

· Согласно другой точке зрения, основной целью фирмы в современных условиях является не максимизация прибыли, а максимизация продаж или обеспечение быстрого роста. Ее сторонники подчеркивают, что менеджеры, реально управляющие корпорациями, заинтересованы не столько в увеличении прибылей, сколько в росте своей организации.

· Еще одна концепция подчеркивает, что целью фирмы является выживание в качестве коммерческой организации. При этом проводится параллель с живыми существами, которые преследуют эту же цель как организмы биологические.

· Наконец, существует мнение, что целью фирмы является некоторый компромисс целей ее основных субъектов: собственников, менеджеров, занятых. Логика этой позиции состоит в том, что фирма как юридическое лицо собственной цели иметь вообще не может. Цели бывают только у живых людей. И о целях фирмы можно говорить лишь в том же смысле, в каком говорят о целях государств: это всегда некоторая результирующая сила, компромисс целей наиболее влиятельных групп населения.

· Даже те экономисты, которые считают максимизацию прибыли основной целью фирмы, не едины. Некоторые из них полагают, что целью является максимизация не текущих, а долгосрочных прибылей, что часто далеко не одно и то же.

· Продумайте аргументы разных экономистов (полезным подспорьем может служить книга И. Ансоффа «Новая корпоративная стратегия», глава 3). Не «развалится» ли здание микроэкономики, если аксиома максимизации прибыли как цели деятельности фирмы будет отвергнута? Или она все же верна, хотя бы в общих чертах?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: